Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 15:18, контрольная работа

Описание

В первой главе рассматривается вопрос о понятиях чести, достоинства, и деловой репутации.
Во второй главе рассматриваются вопросы о понятиях гражданско-правовой защиты чести, достоинства, деловой репутации. Также рассматривается вопрос возмещения неимущественного (морального) вреда как меры социальной защиты.

Содержание

I. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации
Введение
Глава 1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории
§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации
§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию
Глава 2. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
§ 1. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
§ 2. Проблема возмещения морального вреда
Заключение
II. Задача 1.
III. Задача 2.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КР ГРАжданка.DOC

— 176.00 Кб (Скачать документ)

      При защите чести и достоинства действует  презумпция, согласно которой распространяемые порочащие сведения считаются не соответствующими действительности. Доказывать правдивость таких сведений должен тот, кто их распространил.

      Согласно  ч.1 ст. 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь и ст. 42 Закона Республики Беларусь "О средствах массовой информации" опровержению должны подвергаться порочащие честь, достоинство и деловую репутацию сведения. Бремя доказательства лежит на лице или организации, распространивших эти сведения, а не на потерпевшем. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск. Из этого следует, что для удовлетворения этого права требуются определенные условия защиты чести и достоинства, а именно: сведения должны быть порочащими, не соответствующими действительности и получить распространение.

      Порочащими являются такие сведения, которые могут умалять честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан.

      Измышления, порочащие честь, достоинство, деловую  репутацию, подлежат опровержению независимо от того, изложены ли они в грубой, оскорбительной форме или достаточно пристойно.

      В юридической литературе существуют понятия порочащие и позорящие сведения, между этими понятиями, в ряде случаев, трудно определить границу. И те и другие сказываются на репутации индивида и организации, но степень этого влияния неоднозначна. Всякое позорящее сведение будет и порочащим, и наоборот.

      Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство, понимается сообщение их неопределенно широкому кругу лиц, нескольким лицам либо хотя бы одному лицу. Подразумевается опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в других средствах массовой информации, публичных выступлениях, заявлениях или сообщение в иной, в том числе устной форме. Сообщивший эти сведения практически не имеет возможности предотвратить их дальнейшее распространение. Даже при таких обстоятельствах, когда порочащие сведения не стали достоянием широкой гласности, а известны на определенном этапе лишь одному постороннему лицу, имеются основания ставить вопрос об их опровержении ( при условии несоответствия их действительности). В подобных случаях важно своевременно пресечь неправомерные действия, чтобы измышления не получили своего дальнейшего распространения.

      Сообщение сведений только тому лицу, которого они  касаются, не является распространением сведений. В этом случае можно ставить вопрос о привлечении виновного к ответственности за оскорбление или клевету, если к этому есть основания. Также не является распространением сведений, когда индивид сообщает посторонним лицам порочащие сведения о самом себе, так как он сам способствует формированию общественного мнения о своей личности.

      В юридической литературе и в судебной практике встречаются случаи обманутого доверия. При стечении тех или  иных обстоятельствах лицо, действительно  совершившее неблаговидный поступок, строго конфиденциально сообщает об этом другому лицу с просьбой о сохранении тайны и надеется на это. Тем не менее, факт о предосудительном поступке становится достоянием окружающих. При таких обстоятельствах суд не удовлетворит иск к лицу, обманувшему доверие, так как опровержение сведений соответствующих действительности, нормой закона не предусматривается.

      Сведения  порочащие честь, достоинство и  деловую репутацию могут распространяться в средствах массовой информации. Здесь подразумевается сообщение  в качестве статьи в газете, в передаче по радио или по телевизору.

      В связи с этим ст. 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает специальный порядок опровержения порочащих сведений, которые были распространены в средствах массовой информации: опровержение должно последовать в тех же средствах массовой информации. Закон Республики Беларусь "О средствах массовой информации" также предусматривает право на опровержение порочащих сведений затрагивающих честь, достоинство граждан и деловую репутацию граждан и организаций, статья 42 данного закона дает им право требовать от редакции опровержения не соответствующих действительности сведений, порочащих их честь и достоинство, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Гражданин или организация могут предоставлять свой текст для опровержения. На радио или телевидении дается самому зачитать свой текст.

      В п.3 ст. 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрена ситуация, когда средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законодательством интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.

      Законом "О средствах массовой информации" установлен специальный порядок, в  соответствии с которым требования об опубликовании опровержения или ответа в средствах массовой информации необходимо предварительно заявить редакции, которая обязана в письменной форме в течении одного месяца уведомить гражданина или юридическое лицо о предполагаемом сроке помещения опровержения либо об отказе в опровержении. Опровержение должно быть помещено в том же средстве массовой информации, набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение. Если опровержение дается по радио или телевидению, оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение(ст. ст. 43,44). В случае отказа в опровержении, нарушения порядка опровержения либо истечения месячного срока для дачи опровержения, соответствующие требования в течении одного года могут быть обжалованы в суд. По искам о защите деловой репутации и опровержении сведений, опубликованных в печати, ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации. В случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредитель данного средства массовой информации.

      Помимо  средств массовой информации порочащие  сведения могут иметь место и  получить широкое распространение в документах: такой документ подлежит замене. Если лицо не согласно с содержанием производственной характеристики полностью или только в отдельных ее частях, то может потребовать через суд опровержения всего ее содержания или части с которой он не согласен.

      Пункт 2 ст. 151 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает возможность использования при защите нематериальных благ любого способа, названного в ст.11 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а также иных способов, установленных Кодексом и другими законами. Специальные способы защиты установлены ст. 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь в случаях нарушения чести, достоинства и деловой репутации. В этой же статье предусмотрена возможность использования и общих способов защиты (возмещение убытков и компенсация морального вреда).

      Кроме специальных и общих способов защиты чести, достоинства и деловой репутации, гражданин может потребовать использования и других способов, не названных в статье 153. Например, изъятия тиража книги, в которой были опубликованы порочащие сведения, запрещения публикации второго издания и т.д. Эти требования укладываются в общий содержащийся в ст. 11 способ защиты: пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения.

      Пункт 6 ст. 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь предоставляет гражданам возможность защищать честь, достоинство, деловую репутацию и в случаях, когда ни автора, ни распространителя порочащих сведений установить невозможно (письмо без подписи). Указанная норма не относится к случаям, когда анонимное письмо помещено в газете, зачитано по радио и т.п. В приведенных случаях гражданин сохраняет право обратиться в суд с заявлением о признании распространенных порочащих сведений не соответствующими действительности. Суд ограничивается установлением требуемого факта без возложения на кого-либо обязанности опровержения распространенных сведений.

      В распространении порочащих измышлений иногда участвуют несколько человек. Существует мнение, что в случае возникновения судебного спора по основаниям ст. 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь они отвечают солидарно. Однако известно, что полное исполнение обязанности солидарным должником освобождает остальных лиц от исполнения кредитору. В тоже время опровержение, сделанное лишь одним из участвовавших в распространении неверной информации, не всегда способно удовлетворить интересы истца. Если другие правонарушители уклоняются от аналогичных заявлений, то это может означать сохранение их прежней позиции и косвенным образом порочить репутацию гражданина. В такого рода делах обязанность опровергнуть упомянутые сведения должна возлагаться на всех тех, кто участвовал в их распространении.

      В отношении с органами государства  и должностными лицами проблема защиты чести гражданина приобретает предельную остроту в тех случаях, когда она связана с трагедией привлечения невиновного гражданина к уголовной ответственности. Позор, покрывающий имя человека, обвиняемого в преступлении, которого он не совершал, особенно безвинно осужденного за тяжкое преступление, не только сводит к нулю социальный престиж гражданина, но и бросает тень на его родных и близких.

      Необоснованно опороченную честь, достоинство  или деловую репутацию можно  восстановить при помощи юридических  мер, которые сводятся к опровержению не соответствующих действительности сведений.

      Вообще  предмет нарушения деловой репутации - это те элементы носителя деловой  репутации, которые непосредственно  связаны с его хозяйственной  деятельностью.

      Основу  защите деловой репутации общественного объединения дает

 ст. 153 Гражданского  кодекса Республики Беларусь. Данной  статьей, однако, не дано определение  понятия “деловая репутация”. Понятие  “деловая репутация” дано в  Постановлении Пленума Верховного  Суда Республики Беларусь от 23.12.1999№ 15 “О практике рассмотрения судами гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации” и Постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20.07.1999 № 7 “О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации”. В научной литературе является спорным вопрос о том, обладают ли общественные объединения деловой репутацией. Высказывается точка зрения, что деловой репутацией обладают лишь коммерческие юридические лица. Однако определения понятия “деловая репутация”, которые даны в законодательстве, позволяют однозначно утверждать, что общественные объединения обладают деловой репутацией. Так, в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.1999 № 15 определено, что под “деловой репутацией юридического лица и индивидуального предпринимателя понимается оценка их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота и гражданами, таковыми не являющимися”. В п. Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20.07.1999 № 7 сказано, под деловой репутацией понимается “положительная оценка хозяйственной (экономической) деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота, формирование и поддержание которой способствует осуществлению предпринимательской деятельности”. Таким образом, ни в постановлении Пленума Верховного Суда, ни в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда не проводится различия на коммерческие и некоммерческие юридические лица, что позволяет сделать однозначный вывод о наличии у общественных объединений деловой репутации. Деловая репутация — это нематериальное благо, которое принадлежит юридическим лицам с момента регистрации.

      Несмотря на то, что понятие деловой репутации дано в законодательстве, до сих пор спорным остается вопрос о сущности данного нематериального блага, а также о том, в каких случаях возможна защита деловой репутации. Особенно этот вопрос актуален для общественных объединений и других некоммерческих организаций. В постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда применительно к деловой репутации юридических лиц говорится об оценке их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота, причем формирование и поддержание данной оценки непременно способствует осуществлению предпринимательской деятельности. Таким образом, во главу угла при определении понятия “деловая репутация” ставится именно хозяйственная деятельность. Учитывая, что осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности не является первостепенной задачей общественных объединений, многие из них вообще не занимаются предпринимательской деятельностью, другие занимаются лишь в той мере, в которой это необходимо для осуществления уставных целей и задач, существуют определенные трудности при защите деловой репутации общественного объединения. Существует точка зрения, что понятие деловой репутации значительно шире, нежели это определено законодательством. По этой точке зрения в понятие деловой репутации включается также и “профессиональная” либо “общественная” репутация, которые также подлежат защите. Так, в этом аспекте под деловой репутацией можно было бы понимать также и оценку обществом деятельности организации по осуществлению своих уставных целей и задач. Однако данная позиция является лишь точкой зрения отдельных юристов и, поскольку не получила отражение в законодательстве, не подлежит применению и на практике.

        Способы защиты деловой репутации. Способы защиты гражданских прав установлены ст. 11 Гражданского кодекса. Однако применительно к защите деловой репутации чаще всего применяется способ, не упомянутый в ст. 11 ГК. Это специальный способ защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан, а также деловой репутации юридических лиц, который предусмотрен ст. 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь — опровержение порочащих деловую репутацию юридического лица несоответствующих действительности сведений. Еще одним специальным способом защиты деловой репутации, близким к опровержению, является ответ. Отличие между данными способами защиты проводится по основаниям права на их применение. Так, организация имеет право на опровержение распространенных сведений, которые не соответствуют действительности и порочат ее деловую репутацию. В том случае, когда распространены сведения, которые ущемляют права или законные интересы организации (они могут, например, не соответствовать действительности, но не являться порочащими), она имеет право на ответ.

Информация о работе Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации