Гражданско-правовое регулирование авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы – дать характеристики понятий «авторское право» и отдельные авторские правомочия, определить исключительную природу авторских прав, дать анализ личным имущественным и неимущественным правам автора, опираясь, прежде всего, на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, определение срока действия авторского права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие авторского права и сфера его регулирования ………..6
1.1. Исключительная природа авторских прав................................................6
1.2. Характеристика понятий "авторское право" и "отдельные авторские полномочия"……………………………………………………………………7
2. Классификация авторских прав ………………………………….. …11
2.1. Личные неимущественные права авторов……………………………...11
2.2. Имущественные права авторов…………………………………………18
3. Срок действия авторского права…….……………………………………26
Заключение……………………………………………………………………29
Список использованных источников………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

Гражданское право 4 курс.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     Предусмотренные, либо вытекающие из ГК РФ права действуют, разумеется, применительно не ко всем видам охраняемых законодателем произведений. Так, например, авторы произведений изобразительного искусства не обладают правом на публичное исполнение или правом на перевод, а создатели литературных произведений не пользуются правом на их публичный показ. Состав конкретных субъективных прав, которые возникают у авторов творческих произведений, зависит от вида последних, т.е. авторских правомочий, и соответственно от возможных способов их использования.6

     По  итогам рассмотрения данного подпункта, мною сделаны следующие выводы: в разных статьях ГК РФ круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права.

     Таким образом, только сам обладатель авторского права на произведение может определить ущемлены ли его авторские права при реализации авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запретить другим использовать произведение без его согласия. 
 
 
 
 
 
 
 

     2. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ

 
 

       2.1. Личные неимущественные права авторов 

     Одним из главных неимущественных прав, возникающих у автора в связи  с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторства. В юридической науке право авторства обычно характеризуется, как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц.

     Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того, от данного права нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Для признания лица автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.7

     Право авторства является правом абсолютным. Возможные нарушения данного права могут состоять как в присвоении чужого авторства (плагиат), так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Наиболее грубым нарушением является полное или частичное присвоение авторства.

     Говоря  о присвоении авторства научных  произведений, необходимо отметить ряд  весьма важных моментов. Принято выделять две формы плагиата: присвоение авторства идей и плагиат конкретных произведений.

     Присвоение  авторства идей, высказанных ранее  в научных произведениях других авторов, не влечет юридической ответственности. Однако в ряде случаев можно вести  речь об отсутствии новизны научной работы, если такой труд не будет содержать достаточного количества ранее неизвестных решений научных проблем. Кроме этого, отсутствие юридической ответственности не означает освобождения от моральной и нравственной ответственности, которая в кругах научной общественности может быть гораздо более действенной и значимой, чем первая.8

     Иная  ситуация складывается, когда присваивают  авторство на зафиксированные в  материальной форме произведения. Российское законодательство в этом случае предусматривает гражданско-правовую и уголовную ответственность. Нормы, относящиеся к первой, закреплены в Гражданском кодексе РФ. Уголовная ответственность за присвоение авторства предусмотрена в ст. 146 Уголовного кодекса РФ.

     Если  не указан автор цитаты, большого отрывка, взятых в кавычки, можно вести речь о нарушении авторского права на имя. Здесь уместно напомнить правила цитирования чужих произведений. Согласно ст. 1275 ГК РФ цитирование допускается только при наличии обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.9

     Право авторства, неразрывно связанное с  личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни  автора и прекращается с его смертью.

     Право авторства является важнейшим правомочием автора еще и потому, что от него производны все другие права как личного неимущественного, так и имущественного характера. Иными словами, все остальные права предоставляются автору лишь постольку, поскольку он имеет право авторства.

     С правом авторства тесно связано право на авторское имя, содержание которого раскрывается в ст. 1265 ГК РФ. Согласно данной статье автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Избирая один из этих способов, автор реализует свое право на имя. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитирование и ином использовании своего произведения. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими его произведение.

     Право на авторское имя является личным неимущественным правом автора, которое  последний не может передать кому бы то ни было. Право на авторское имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса.10

     При опубликовании произведений, созданных несколькими лицами, имена соавторов указываются в последовательности, оговоренной соавторами. Правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесённого в произведение творческого вклада. В случае спора о способе обозначения имен соавторов их имена располагаются в алфавитном порядке.

     ГК  РФ запрещает без согласия автора вносить какие-либо изменения в избранный автором способ обозначения своего имени, в том числе и тогда, когда он пользовался псевдонимом. Псевдоним, как и подлинное имя автора не должен искажаться.

     Право на неприкосновенность также является личным неимущественным правом автора. Как создатель произведения автор несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата. Поэтому он заинтересован в том, чтобы его произведение было обнародовало, а также использовалось в дальнейшем именно в том виде, в котором автор признал его достойным для представления обществу. В сохранении творческой индивидуальности автора, нашедшей отражение в созданном им произведении, заинтересовано и общество в целом. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на неприкосновенность произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.11

     Содержание  данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить  какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

     Право на неприкосновенность произведения, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования. Возможно, воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям.12         Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передаваемое от автора другим лицам.

     Права, переданные по авторскому договору, могут  передаваться другим лицам лишь в  случае, если это прямо предусмотрено  договором.

     Так, товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд  с иском к акционерному обществу о возмещении убытков, понесенных в связи с нарушением ответчиком его исключительных прав на художественный фильм.

     В обоснование требования истец представил договор, заключенный между ним  и третьим лицом, по которому были приобретены исключительные права на спорный фильм.

     Арбитражный суд обоснованно отказал в  удовлетворении иска по следующим мотивам:

     Судом установлено, что акционерное общество продавало видеокассеты с фильмом, исключительное право на распространение  которого, по мнению истца, было приобретено товариществом по возмездному договору с третьим лицом. По условиям этого договора предусматривалась передача товариществу исключительного права на распространение фильма.

     Однако  из материалов дела усматривалось, что  исключительное право на использование произведения третье лицо само приобрело у изготовителя аудиовизуального произведения по договору, в котором отсутствовало условие о возможности передачи этого права. Дополнительных соглашений к договору также не заключалось.

     В соответствии с ГК РФ права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.

     При таких обстоятельствах третье лицо не вправе было передавать исключительное право на использование произведения истцу. А истец, исходя из этого, не мог быть признан обладателем исключительных прав и требовать их защиты.13

     Право автора на обнародование произведения принадлежит к числу важнейших  личных неимущественных прав его, поскольку  оно обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы. Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения. В частности, с момента обнародования произведения вступают в силу установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения, срок охраны анонимных произведений исчисляется с даты их правомерного обнародования и т.д.

     Право на обнародование как выражающее особый охраняемый законом интерес  автора является самостоятельным правом создателя произведения. Это обстоятельство необходимо специально подчеркнуть  в связи с тем, что рассматриваемое  право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т.е. сделать его доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение и т. д. А если, например, опубликование осуществляется путем издания произведения, одновременно осуществляются права на воспроизведение и на распространение произведения. Однако очевидно, что названные правомочия представляют собой, хотя и тесно взаимосвязанные, но совершенно самостоятельные права. Каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий.14

     Сравнительно новым правом является право на отзыв произведения. Согласно ст. 1269 ГК РФ автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения публично оповестив о его отзыве. В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причинённых таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет автора.

     Право на отзыв не используется в отношении  программ для ЭВМ, служебных произведений и произведений, которые вошли  в состав сложного произведения.   

     В отличие от других личных неимущественных  прав, право на обнародование способно переходить к другим лицам, что еще раз подчеркивает условность деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные.15

     Одним из субъективных прав, принадлежавших создателям творческих произведений, в российском авторском праве  традиционно признавалось право на опубликование. Право на опубликование — это признаваемая за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

     Рассматриваемое право относят к числу личных неимущественных прав автора, хотя в нем более чем в каком-либо ином личном праве автора, представлены имущественные элементы. Но все же основное его содержание состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, в том числе и работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершать подобных действий.

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование авторского права