Характеристика местного самоуправления во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание

В своей работе я использовала как литературу, так и источники. Например, сайт французского правительства, на котором представлены законы, декларации, соглашения и другие нормативные документы, был основным источником для исследования законодательной базы французского местного самоуправления. Для теоретического определения местного самоуправления была использована такая литература, как, например, «Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие», где говорится о происхождении местного самоуправления и его развитии во времени, а также Интернет – сайты с информацией о местном управлении.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по КП Зарубежных стран.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

Введение

Местное самоуправление как самостоятельное явление  общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало как общинное самоуправление общества, прошло этапы античного  мира, средних веков и нового времени. В XIX в. и особенно в XX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ.

Местное или муниципальное  самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятой Постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы от 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.

Местное самоуправление во Франции имеет  длительную историю формирования и  развития при различных режимах. Оно претерпело множество преобразований, которые помогли ему прийти к  современной организации. Поэтому  несомненна актуальность изучения функционирования французских органов местной  власти.

Так как  местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то его следует понимать как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализация. Муниципальным образованием должны обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.

Для раскрытия  темы работы была поставлена цель –  выявить специфику функционирования местной власти во Франции.

В своей  работе я использовала как  литературу, так и источники. Например, сайт французского правительства, на котором  представлены законы, декларации, соглашения и другие нормативные документы, был основным источником для исследования законодательной базы французского местного самоуправления. Для теоретического определения местного самоуправления была использована такая литература, как, например, «Основные теории местного самоуправления: происхождение и  развитие», где говорится о происхождении  местного самоуправления и его развитии во времени, а также Интернет –  сайты с информацией о местном управлении.

 

2. Характеристика местного  самоуправления во Франции

 

Органы местного самоуправления – это органы, которые избираются непосредственно гражданами. Местное  управление – это органы, назначаемые центральной властью. В этом их главное отличие: избираемые и назначаемые. Выборность – не единственное свойство и качество органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны не только избираться, но и обладать определенным комплексом полномочий, определенной самостоятельностью.

Полномочия местных  органов закрепляются в специальных  нормативных актах.

Местное самоуправление включает в себя, как правило, два  элемента – выборный орган и исполнительный орган (единоличный или коллегиальный). Во Франции это единоличный орган – мэр. Исполнительный орган – это постоянно действующая структура, а представительные органы – выборные. Во Франции законодательство подробно регламентирует компетенцию местных выборных органов и следит за тем, чтобы они не превышали свои полномочия. Нормотворческая деятельность местных органов как правило ограничена, т.к. требуется утверждение вышестоящим органом

Конституционные основы местного самоуправления во Франции. Сегодня Франция, в отличие большинства демократических стран Европы, является все ещё наиболее централизованным государством. Именно здесь достаточно устойчивы традиции крепкой государственной власти, которая играет главную роль на уровне департаментов и областей. Конституция Франции 1958 года, которая действует по сей день, весьма скупо говорит о правах местного самоуправления. Это раздел 11 «О местных коллективах», хотя в этом разделе есть единственная статья 72, посвящённая местным коллективам.

«Статья 72. Местными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории. Все остальные местные коллективы образуются законом.

Эти коллективы свободно управляются  выборными советами в условиях, определённых законом. Представители Правительства в департаментах и территориях отвечают за национальные интересы, административный контроль и соблюдение законов.

Помимо этого, статья 34 французской  конституции гласит, что «Закон определяет основные принципы свободного управления местных административных единиц, их компетенции и их налогов.»

Законы 1982 - 83 гг., которые сформировали новый Административный кодекс Франции, ввели по крайней мере три наиболее важных нововведения, что резко подняли статус органов местного самоуправления:

1) были установлены однообразные  правила административного контроля за действиями местных органов со стороны государства. А именно, одинаковый контроль устанавливался по отношению к решениям всех местных органов - муниципальных, генеральных и окружных советов, мэров или глав генеральных и окружных советов. Причем этот контроль был уже не на предмет целесообразности, а лишь на предмет законности, с применением судебных процедур.

2) префект является исполнительным  органом департамента как местного  коллектива, его функции перешли  к председателю генерального совета. Теперь департамент, как самоуправляющийся территориальный коллектив, стал управляться исключительно выборными органами власти.

3) принципиально изменился статус  округа, который в 1982 году был  только общественным образованием. После реформы он также стал управляться выборным административным органом.

На сегодня законодательство Франции  полностью регулирует все вопросы, касающиеся организации и деятельности местного самоуправления на всех уровнях  административно-территориального устройства. Все эти законы объединены в Административный кодекс, который является фактически «конституцией» местного самоуправления во Франции.

Система местных  органов самоуправления во Франции строится в соответствии с административно-территориальным делением. Оно представлено коммунами, департаментами и регионами, где существуют выборные органы.

Коммуна во Франции - единственная административно-территориальная единица, где нет отдельного государственного властного органа, т.е. теоретически мэр в своём лице сочетает главное должностное лицо местного самоуправления и представителя государственной власти. Важными элементами коммуны как юридической реальности являются: название, территория, численность населения. Поскольку именно эти элементы идентифицируют коммуну как отдельное базовое звено местного самоуправления, законы предусматривают специальные процедуры возможных изменений названия или территории и предусматривают обязательную периодическую перепись населения.

По данным на 1 января 2009 года Франция была разделена на 36 682 коммуны, 112 из которых находятся в составе ее заморских территорий. Коммуна может находиться на территории нескольких кантонов, но лишь одного округа. Каждая коммуна имеет свой устав. Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями. Граждане коммуны избирают муниципальный совет– низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Советником (депутатом) муниципального совета может стать любой налогоплательщик коммуны, но закон устанавливает правила невыборности и несовместимости мандатов.

Выборы муниципальных  советников проводятся раз в 6 лет  одновременно по всей Франции по мажоритарной системе в два тура по закрытым спискам для коммун с населением свыше 30 тыс. человек и по открытым спискам для других коммун.

Кодекс законов о коммуне  детально регламентирует правила организации  и проведения заседаний муниципального совета, в том числе для обеспечения  гласности и открытости заседаний. По закону, заседания совета должны проводиться не реже одного раза в  три месяца. Заседание созывает мэр по собственной инициативе в зависимости от потребности. Он также обязан созвать заседание совета по требованию префекта или половины членов совета. Советник, который не может присутствовать на заседании, может письменно поручить другому советнику проголосовать от его имени.

Совет муниципального совета определяют основные направления развития коммуны, утверждают бюджет, управляют коммунальной собственностью, полномочия в сфере общественных служб (право создавать или ликвидировать общественные службы коммуны). По закону наличие некоторых служб является обязательным (похоронное бюро, службы сбора мусора). Законом также запрещается создание определённых служб (обороны, юстиции) в сферах, не относящихся к компетенции коммун и противоречащих принципу единства государства. Полномочия в отношении имущества коммуны. Имущество коммуны делится на «общественное», то есть такое, которое предназначено исключительно для общественного пользования (дороги, кладбища, казармы и т.д.) и имущество «частное», которым коммуна распоряжается на правах частного собственника (луга, леса, дома и т.п.). Общественное имущество неотчуждаемое. Полномочия в сфере обустройства территории и городского строительства.

Контроль за деятельностью  и решениями муниципального совета со стороны представителей центральной государственной администрации.

Муниципальный совет  избирает мэра, его заместителей, формирует  комиссии. Мэр и его заместители составляют исполнительный орган совета - муниципалитет.

Мэр и его заместители избираются муниципальным советом исключительно из советников. Мэр избирается тайным голосованием по мажоритарной системе в два тура. Количество заместителей определяется советом, но не может превышать 1 / 3 количества муниципальных советников. Заместители избираются по одному в порядке важности. Мэр и заместители за свою работу получают определённую доплату и некоторые льготы. Полномочия мэра, как представителя коммуны, достаточно велики. Он представляет интересы коммуны в отношениях с другими органами и организациями и государством, имеет право заключать соглашения и договоры, выполнять делегированные советом полномочия, руководить муниципальными службами, назначать управленческий персонал, налагать дисциплинарные взыскания на коммунальных служащих, выдавать разрешения на строительство, он также имеет полномочия необходимые для поддержания порядка в коммуне.

В круг его функций, как  представителя государства, входит регистрация актов гражданского состояния, он также принимает меры для помощи в поиске и наказании  правонарушителей, совершивших преступление или разыскиваемых на территории коммуны. Он может составлять протоколы о правонарушениях. На территории коммуны мэр обеспечивает обнародование законов и других нормативных актов государства и следит за их выполнением. Мэр обеспечивает проведение выборов, подтверждает подлинность подписей, выдает различные свидетельства и лицензии на право охоты или мелкой торговли и представляет необходимые статистические данные для государственных министерств и ведомств.

Указом Президента, одобренным Советом Министров, мэр может  быть отправлен в отставку. Закон  определяет процедуру увольнении мэра от должности.

Действия и решения  мэра как представителя государства  подлежат иерархическому контролю со стороны государственных органов, решения и действия мэра - представителя  коммуны подлежат такому же административному  контролю, которому подлежат решения и действия муниципального совета.

Крупные городские коммуны могут  быть разделены на районы. Деление  города на районы не наносит ущерба единству коммуны, поскольку районы не являются юридическими лицами и  не имеют своего бюджета, а только свою смету, которая устанавливается муниципальным советом. Сметы районов являются лишь приложением к бюджету коммуны.

Представительным органом является совет района, состоящий из муниципальных советников, избранных в этом районе, и из районных советников, число которых должно быть вдвое больше муниципальных советников. Эти советники избираются вместе с муниципальными советниками по той же системе, причем районными советниками становятся те, кто не вошёл в состав муниципального совета. Совет района функционирует по тем же принципам, что и муниципальный совет, причем роль мэра в деятельности совета такая же как и на муниципальном уровне.

Информация о работе Характеристика местного самоуправления во Франции