Характеристика местного самоуправления во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание

В своей работе я использовала как литературу, так и источники. Например, сайт французского правительства, на котором представлены законы, декларации, соглашения и другие нормативные документы, был основным источником для исследования законодательной базы французского местного самоуправления. Для теоретического определения местного самоуправления была использована такая литература, как, например, «Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие», где говорится о происхождении местного самоуправления и его развитии во времени, а также Интернет – сайты с информацией о местном управлении.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по КП Зарубежных стран.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

Мэр района избирается районным советом из числа его членов, являющихся муниципальными советниками.

Департамент во Франции является вторым после коммуны уровнем административно-территориального устройства, на котором параллельно работают два органа власти: генеральный совет как орган самоуправления, и префект как орган государственной власти.

Представительным  органом местного самоуправления является Генеральный совет

Генеральный совет формируется  на основе всеобщих прямых и свободных  выборов, которые организуются и  проводятся в кантонах по мажоритарной системе в два тура. Срок мандата депутата Генерального совета - 6 лет. Для обеспечения стабильности политики Генерального Совета, выборы в совет проводятся каждые три года, когда избирается одна треть совета.

После каждого обновления, то есть каждые три года, Генеральный  совет из своего состава избирает Председателя, который одновременно является и руководителем исполнительного  органа департамента.

По общему принципу в  компетенцию Генерального совета входит право решать все вопросы, относящиеся  к компетенции департамента и  не входящие в компетенцию других органов департамента.

К важнейшим полномочиям  относятся: 1) Утверждение бюджета  и отчет о его выполнении. 2) Определение политики развития департамента. 3) Установление ставок налогов внутри департамента. 4) Создание общественных служб департамента и установления общих правил их функционирования. 5) Определение штата работников служб департамента. 6) Принятие решений относительно всего имущества департамента (приобретение, использование, отчуждение имущества). 7) Предоставление по просьбе определённых учреждений государства заключения относительно распределения кредитов в департаменте и т.д.

Возглавляет Генеральный совет Председатель, который готовит и проводит совещания генерального совета. Он является распорядителем расходов департамента и делает распоряжения относительно получения департаментских доходов.

Председатель также  является руководителем всех служб департамента. Он назначает на департаментские должности, налагает дисциплинарные взыскания на подчиненных.

Он может, под своим  надзором и личной ответственностью, предоставлять право подписи  по любому вопросу ответственным  лицам вышеупомянутых служб.

Председатель генерального совета управляет имуществом департамента.

Департамент является ключевым звеном в системе исполнительной власти. Это тот уровень, где сконцентрирована местная государственная администрация. Во главе этой администрации стоит префект, а сама администрация наделена очень большими властными полномочиями и включает в себя целую систему важных служб, обеспечивающих осуществление государственной политики на региональном уровне.

Префект - государственный служащий очень высокого уровня, находящегося в составе префекторального корпуса, профессионально подготовленный, прошедший подготовку в Национальной школе администрирования. Префект назначается указом Президента, предварительно одобренным на заседании Совета Министров Франции.

Находясь на высокой  ступени государственной службы, префект полностью зависит от высшего государственного руководства в своей карьере. В любой момент префект может быть переведен на работу в любой другой департамент, на другую работу или в резерв до назначения независимо от своего на то желания.

Префект - представитель  правительства в департаменте, он обязан информировать правительство  о состоянии дел в департаменте, а также доводить политику правительства  в местных выборных органов и  оказывать им содействие в проведении этой политики.

Префект имеет право в случае осуществления в департаменте преступления, касающегося государственной безопасности (покушение, терроризм, шпионаж), подписывать постановления об арестах, обысках и т.д. и помогать соответствующим органам в поисках виновных.

Поскольку префект является главой всей системы государственной администрации в департаменте, он: 1) осуществляет надзор за исполнением законов, указов и постановлений Правительства и отдельных министров, 2) принимает решения нормативного характера, 3) обеспечивает поддержание общественного порядка; 4) осуществляет административный контроль за деятельностью департамента и его коммун и передает на рассмотрение административного суда незаконные, по его взгляд, решения территориальных коллективов, 5) представляет государство в вопросах выполнения всех юридических актов на уровне департамента, подписывает соглашения от имени государства, а также представляет государство в органах правосудия; 6) является распорядителем всех государственных расходов в департаменте и несет ответственность за управлением недвижимостью и другим государственным имуществом, принадлежащим государству в департаменте, 7) руководит работой всех местных служб государственных центральных органов исполнительной власти и является посредником во взаимоотношениях этих служб с центральными министерствами.

Округ Статус округа следует из его назначения, то есть инструмента экономического, социального и культурного развития конкретной территории. Именно округа участвуют в создании общенациональных планов развития, добиваясь в этих планах выполнения приоритетов окружного развития. Согласно такому назначению законом и определяется его компетенция в некоторых областях: 1) Занятость и профессиональная подготовка населения. Округ ежегодно утверждает программу профессиональной подготовки, создает центры профессионального обучения. 2) Обеспечение жильем. Округ определяет приоритеты развития жилищного строительства и осуществляет специальные жилищные программы. 3) Обустройство речных портов, за исключением общенациональных крупных портов.

Кроме этого, округа могут  открывать различные музеи и  художественные учебные заведения, они могут оказывать помощь в  проведении научных исследований и  т.д.

Представительным органом  округа является окружной совет. Окружные советники избираются прямыми выборами. Выборы организуются на уровне департаментов, причем в каждом департаменте голосование происходит по партийным спискам, число мандатов зависит от населения департамента, но не менее трех.

Окружной совет проводит сессии не реже одного раза в три месяца. Совет избирает председателя и бюро совета, которое состоит из председателя и его заместителей. Совет передает бюро часть своих полномочий, за исключением наиболее важных финансовых вопросов.

Окружной совет имеет  принципиальную компетенцию принимать любые решения, входящие в компетенцию округа, если законодательством это не отнесено к компетенции председателя совета.

Председатель окружного  совета наделен в то же время исполнительной властью округа. Полномочия председателя достаточно велики: 1) Председатель готовит проекты решений окружного совета, в том числе и проект бюджета округа. 2) созывает совет и председательствует на его заседаниях. 3) Выполнение принятых советом решения. 4) является распорядителем финансовых ресурсов округа. 5) Руководит работой окружных служб и является административным главой всего персонала административных органов округа. 6) назначает на должности работников админслужб округа и накладывает административные взыскания.

Контроль за законностью  решений окружного совета осуществляет окружной префект.

Окружной префект, оставаясь префектом главного департамента округа, сочетает в себе функцию представителя государства в округе и представителя государства в департаменте. Он непосредственно представляет в округе премьер-министра и каждого министра в частности, чем олицетворяет собой полномочного представителя всех центральных органов государственной исполнительной власти.

Окружной префект имеет  достаточно широкие не только контрольные  или представительские полномочия, он имеет достаточно компетенции для решения вопросов социально-экономического развития и обустройства территории всего округа. Он является проводником государственной политики на этом уровне.

Решения окружного совета, до вступления их в законную силу, обязательно подаются комиссару республики. В случае если он считает такое решение незаконным по форме или по сути, то передает его на рассмотрение административного суда, который и принимает решение по существу, т.е. либо признает его незаконным, или наоборот, принимает постановление о законности решения окружного совета.

Окружной префект также  осуществляет контроль за законностью  решений председателя окружного  совета. Наиболее важные решения председателя (прежде всего это решения нормативного характера) должны передаваться префекту ещё до вступления их в силу. Условия такого контроля такие же, как в отношении действий мэра или председателя генерального совета. Окружным префектом является один из префектов департаментов, входящих в состав округа.

Поскольку префект является представителем всех министров в округе, он имеет большие полномочия по непосредственному руководству местными службами центральных министерств и ведомств. Так, префект может наделяться полномочиями, которые бы министры хотели передать органам, представляющим центральную государственную администрацию на окружном уровне. За счет этого префект является в принципе единственным органом административной власти в округе, который может принимать решения от имени государства.

Наряду с этим, префект  является единственным в округе вторичным распорядителем кредитов местных служб центральных министерств и ведомств (первым распорядителем является соответствующий министр). Только он является распорядителем бюджетных средств этих служб и именно он занимается вопросами управления недвижимостью и имуществом (государства).

Префект также участвует  в процедуре аттестации персонала  местных государственных органов, он подает министрам оценку их деятельности. Через префекта проходит вся корреспонденция  между центральными и местными органами государственной исполнительной власти.

Особый  статус некоторых городов.

Три крупнейших города Франции: Париж, Марсель и Лион имеют специальный статус, который выделяет их среди других городов. Этот статус установлен специальным законом № 82-1169 от 31.12.1982 г. В этих городах есть два уровня самоуправления: уровень коммуны и уровень городского района (или группы районов). Во главе каждого из этих уровней стоит собственный мэр и собственный совет.

На коммунальном уровне Парижем, Марселем и Лионом руководит  муниципальный совет и городской  мэр. Статус и полномочия этих органов  и контроль за их деятельностью в  основном такие же, как и для  других коммун, но есть некоторые отличия.

Так, для Парижа, совет  не имеет в своём названии слова «муниципальный», поскольку этот совет является одновременно генеральным советом департамента Сены, границы которого совпадают с границами Парижа.

Советы этих городов  является более многочисленными чем всех других городов. Советы избираются по секторам. В каждый сектор входит один или несколько районов города. Выборы в каждом из секторов проводятся по правилам для коммун с числом жителей не менее 3500 человек, т.е. с использованием мажоритарной системы и системы пропорционального представительства.

Относительно полномочий совета Парижа, Лиона и Марселя  и их мэров, то они такие же как  у соответствующих органов в  других городах, лишь с той разницей, что часть полномочий передана соответствии советам и мэрам городских районов.

Такая двойственная структура  власти в крупных городах создана  с целью приближения административной власти к жителям коммуны.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Пример организации  местного самоуправления в такой  стране, как Франция является весьма важным и поучительным для России. Насквозь централизованная, со стройной вертикалью исполнительной власти, эта страна в 80-е годы сделала большой шаг в реформировании своей административной системы и провела широкую децентрализацию власти. Переоценить эти шаги невозможно. Благодаря децентрализации местное самоуправление получило новый импульс своего развития. Избранные населением органы власти не только не привели к расстройству системы власти, а улучшили оказание услуг населению, высвободили высокий потенциалы местной активности населения и позволили государству уменьшить опеку над местными проблемами.

Положительным пример Франции является также и тем, что реформирование местной власти происходило постепенно и комплексно под контролем государства. Уменьшение полномочий местной государственной администрации сопровождалось ростом компетенции местного самоуправления и ростом финансовых ресурсов, которыми обладают коммуны.

Опыт Франции подтверждает возможность  и необходимость внедрения децентрализации  власти в государстве, если для этого созрела и государственная власть и само общество. Успешность такого реформирования возможна лишь при условии его постепенности и комплексности.

Примечания

1) В этом тексте  используется термин "округ"  для третьего после коммуны и департамента уровня самоуправления. В разных изданиях в зависимости от авторов перевода для определения этого уровня употребляются ещё два термина "регион" и "область".

2) При подготовке этого материала,  кроме опубликованных в переводах  французских источников, использованы неофициальные переводы французских нормативных актов.

Список литературы

  • Конституция Франции. Конституции буржуазных стран. Москва, 1979 год.
  • Code Administratif. Административный кодекс Франции (Законы о местном самоуправлении) Перевод ПСП, 1995 год.
  • Жан Шарль Адре. Обзор местного самоуправления во Франции. Перевод ПСП, 1994 год.
  • Женевье Грим. Организация административной власти во Франции. Москва, "Интратек - Р", 1994 год.

Информация о работе Характеристика местного самоуправления во Франции