Институт гражданства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:26, реферат

Описание

целью данной работы является выяснение основных положений конституционно-правового регулирования института гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
· Установление общих положений правового регулирования гражданства, как конституционно-правового института;
· определение понятия гражданства и исследование его основных принципов;
· установление морально-политического и юридического содержания гражданства;
· рассмотрение вопросов приобретения и прекращения гражданства; вопроса гражданства детей;
· изучение производства по делам о гражданстве в государственных органах России

Содержание

Введение
1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации
2. Правовое регулирование гражданства. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение и прекращение гражданства России. Гражданство детей
3. Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

гражданство.docx

— 38.58 Кб (Скачать документ)

Приобретение гражданства  по рождению называется филиацией. Гражданство  приобретается на основе принципов  «права крови» или «права почвы». Мы их рассмотрим далее.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями  о приеме в гражданство РФ в  общем порядке (натурализация) при  условии, если указанные граждане и  лица:

а) проживают на территории России со дня получения вида на жительство до дня обращения с  заявлениями о приеме в гражданство  РФ в течение 5 лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных  частью второй статьи 13 Закона о гражданстве (далее мы ее рассмотрим). Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на 3 месяца в течение  одного года;

б) обязуются соблюдать  Конституцию РФ и законодательство нашей страны;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный  орган иностранного государства  с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ  от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным  договором России или Федеральным  законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается  положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства России.

Владение русским языком подтверждает либо документ об образовании, либо свидетельство об изучении русского языка на территории иностранного государства, либо сертификат о прохождении специального тестирования, выданный образовательной  организацией, действующей по специальному разрешению Министерства образования  и науки РФ. От предоставления подобных документов освобождаются мужчины  после 65 лет и женщины после 60, недееспособные граждане и инвалиды[11].

Часть 2 статьи 13 говорит о  том, что срок проживания на территории РФ, установленный пунктом «а»  части первой, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в  прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке  с гражданином РФ не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного  лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих  гражданство РФ;

г) наличие у лица высоких  достижений в области науки, техники  и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими  интерес для России;

д) предоставление лицу политического  убежища на территории РФ;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным  законом.

Лицо, имеющее особые заслуги  перед РФ, может быть принято в  гражданство нашего государства  без соблюдения условий, предусмотренных  частью первой данной статьи[12].

Прием в гражданство  РФ в упрощенном порядке вызвал особые дискуссии. Законом 2002 г. были определены следующие особенности приема в гражданство в упрощенном порядке. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве, если указанные граждане и лица:

- имеют хотя бы одного  нетрудоспособного родителя, имеющего  гражданство России;

- имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не  получили гражданства этих государств  и остаются в результате этого  лицами без гражданства.

В гражданство РФ принимаются  в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

·  ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории России;

·  ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, - по заявлению родителя;

·  ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ[13].

Ветераны ВОВ, имевшие  гражданство СССР, могут стать  гражданами России при соблюдении только одного условия – если они дадут  обязательство соблюдать Конституцию  и федеральные законы. Данное условие  исключается при принятии в гражданство  детей и недееспособных лиц, чьи  родители или опекуны, имеющие российское гражданство, подают заявление о  приеме их в гражданство РФ.

Одним из способов приобретения российского гражданства является и восстановление в гражданстве  лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило, при этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет при сохранении всех остальных  условий.

Существует и такой  способ приобретения гражданства как  оптация (выбор гражданства). Он имеет  место в случае, когда какая-то территория переходит в соответствии с международным договором от одного государства другому. Жителям  такой территории обычно предоставляется  право выбрать гражданство того или иного государства. Различают  позитивную оптацию, т.е. сохранение прежнего гражданства, и негативная оптация  – отказ от бывшего гражданства  и получение нового[14].

Что касается прекращения гражданства, то его условия практически остались неизменными в сравнении с Законом о гражданстве 1991 г. и в целом разработаны на основе общепринятых международных принципов.

Статьей 18 Закона о гражданстве 2002 г. предусматривается, что гражданство  РФ прекращается:

- вследствие выхода из  гражданства РФ;

- по иным основаниям, предусмотренным  данным Федеральным законом или  международным договором России.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории России, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением  случаев, предусмотренных статьей 20 Закона о гражданстве[15].

Гражданство РФ прекращается также в результате негативной оптации, т.е. когда гражданин выбрал гражданство  другого государства. Выход из гражданства  может осуществляться в упрощенном, т.е. регистрационном порядке. Основанием для рассмотрения вопроса в таком  порядке является иностранное гражданство  одного из родителей.

Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет  гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином  либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке  по заявлению обоих родителей  либо по заявлению единственного  родителя.

Государственными органами, ведающими делами о гражданстве  РФ, являются: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы (МВД России); Федеральный орган  исполнительной власти, ведающий вопросами  иностранных дел (МИД России), дипломатические  представительства и консульские  учреждения, находящиеся за пределами  России.

Президент РФ решает вопросы  приема в гражданство РФ в общем  порядке; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве в  общем порядке; дает разрешение на выход  из гражданства; отменяет решения о  приеме в гражданство. В осуществление  полномочий по делам о гражданстве  Президент издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте РФ действует Комиссия по вопросам гражданства. К ее полномочиям относится  внесение на рассмотрение главы государства  своих предложений и представлений  по вопросам гражданства. Комиссия вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении документы и материалы  государственных органов, которые  представляют необходимую информацию установленный правовыми нормами  срок[16].

Напомним вам, что гражданство - это устойчивая правовая связь, и  по нашему законодательству на него не влияют различные внешние обстоятельства, включая браки.

Общий принцип нашего законодательства, изложенный в ст. 24 Закона о гражданстве, состоит в том, что гражданство детей в возрасте соответствует гражданству родителей, мнение детей не учитывается. В международном и конституционном праве этот принцип называется «принципом крови» и отличается от «принципа почвы» тем, что согласно «принципу почвы» ребенок может считаться гражданином той страны, на территории которой он родился, независимо от того, что оба его родителя являются гражданами другого государства (это правило действует, например, в США).

«Принцип крови» наше законодательство трактует в плане государственной  принадлежности родителей, а отнюдь не их национальности. Это следует  учитывать в связи с тем, что  некоторые страны (например, Израиль) готовы считать своими гражданами всех лиц соответствующей национальности независимо от того, где они родились и проживают. Россия не придерживается такого принципа[17].

Если один из родителей, имеющих  иное гражданство, приобретает гражданство  России, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство  РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство РФ.

Если один из родителей, имеющих  иное гражданство, приобретает гражданство  РФ, их ребенок, проживающий за пределами  РФ, может приобрести гражданство  России по заявлению обоих его  родителей.

Если один из родителей, имеющий  иное гражданство, приобретает гражданство  РФ, а другой родитель является лицом  без гражданства, их ребенок может  приобрести гражданство РФ по заявлению  его родителя, приобретающего гражданство  РФ.

Если один из родителей, приобретающий  гражданство РФ, является лицом без  гражданства, а другой родитель имеет  иное гражданство, их ребенок может  приобрести гражданство РФ по заявлению  обоих его родителей.

Если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином РФ, их ребенок сохраняет гражданство  РФ. Гражданство РФ ребенка может  быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей  при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося  гражданином РФ, и при условии, что ребенок не станет лицом без  гражданства (статья 25 Закона о гражданстве).

Исторически гражданство  ребенка определялось по отцу. И  сегодня подобные положения можно  встретить в законодательстве ряда стран (Индия, Таиланд, Южная Корея). Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными. Законы о гражданстве европейских  государств, США, Японии являются нейтральными но отношению к полу, они допускают  предоставление гражданства как  по отцовской, так и по материнской  линии[18]. Соответственно дети, родившиеся от смешанных браков, получают право на гражданство как отца, так и матери. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается на основании их письменного соглашения. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории либо если бы иначе он стал лицом без гражданства.

Наша страна Россия чаще всего  придерживается «принципа крови», но в определенных ситуациях действует  «принцип почвы», когда рождение ребенка  на территории РФ предопределяет его  гражданство (в частности, при отсутствии соглашения родителей - российского  гражданина и иностранца). Есть и  другие случаи: ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих  в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти  государства не предоставляют ему  своего гражданства; ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ; находящийся  на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином  РФ.

Ребенок, являющийся гражданином  РФ, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве РФ, сохраняет гражданство РФ. Если усыновители  или один из них имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство  РФ у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет  предоставлено иное гражданство[19]. 

 

3.  Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации 

 

Производство по делам  о гражданстве - это урегулированная  в законодательстве деятельность полномочных  государственных органов и должностных  лиц по рассмотрению вопросов приобретения и прекращения гражданства. Круг полномочных государственных органов, их полномочия, порядок (процедуры) решения  дел о гражданстве определены Федеральным законом «О гражданстве  Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Делами о гражданстве  ведают: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел РФ и Министерство иностранных дел РФ, дипломатические  представительства и консульские  учреждения РФ. К полномочиям Президента РФ относятся: принятие решений по вопросам приема в гражданство РФ; восстановление в гражданстве РФ в общем порядке; разрешение гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства. По данным вопросам Президент издает указы.

Иные государственные  органы осуществляют в основном подготовительную работу. Комиссия по вопросам гражданства  при Президенте РФ (структурно она  входит в состав Администрации Президента) рассматривает ходатайства о  приобретении и прекращении гражданства, обеспечивает проведение единой государственной  политики в области гражданства, готовит предложения Президента РФ по делам о гражданстве и  др. Компетенция Министерства внутренних дел РФ и Министерства иностранных  дел РФ по решению вопросов гражданства  идентична, с той лишь разницей, что  Министерство внутренних дел и его  органы рассматривают такие дела в отношении лиц, проживающих  на территории РФ, а Министерство иностранных  дел, дипломатические представительства  и консульские учреждения — в  отношении лиц, проживающих за пределами  РФ. В круг их полномочий входит: прием  заявлений и ходатайств по вопросам гражданства; проверка фактов и представляемых документов; направление ходатайства  вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц  к гражданству РФ и др.[20]

Информация о работе Институт гражданства в РФ