Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:46, реферат
Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
1) исследование сущности института гражданства;
2) формулирование определения понятия гражданства;
3) определение содержания гражданства, его функций;
4) рассмотрение основных видов гражданства;
5) изучение принципов гражданства;
6) конкретизация оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства;
7) исследование системы государственных органов, ведающих делами о гражданстве;
8) анализ производства по делам о гражданстве.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института
1.1 Понятие и сущность гражданства 5
1.2 Юридическое содержание гражданства 7
1.3 Принципы гражданства 10
Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации
2.1 Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации 12
2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации 17
Глава 3. Деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов российского гражданства
3.1 Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве 20
3.2 Производство по делам о гражданстве 24
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Титульный лист
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института |
|
1.1 Понятие и сущность гражданства | 5 |
1.2 Юридическое содержание гражданства | 7 |
1.3 Принципы гражданства | 10 |
Глава 2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации |
|
2.1 Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации |
12 |
2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации | 17 |
Глава 3. Деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов российского гражданства |
|
3.1 Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве | 20 |
3.2 Производство по делам о гражданстве | 24 |
Заключение | 26 |
Список использованной литературы | 27 |
Введение
Согласно положениям Конституции РФ определяющим фактором демократизации российского общества, формирования правовой государственности в Российской Федерации служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности (ст. 2), а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17).
Одним из наиболее показательных критериев отношения государства к своим гражданам является институт гражданства, поскольку его нормы закрепляют основы статуса личности, отражают наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
На сегодняшний день институт гражданства имеет большое значение для повседневной государственно-правовой деятельности. В первую очередь это связано с провозглашением в Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью, формированием новой концепции «личность-государство-
Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
1) исследование сущности института гражданства;
2) формулирование определения понятия гражданства;
3) определение содержания гражданства, его функций;
4) рассмотрение основных видов гражданства;
5) изучение принципов гражданства;
6) конкретизация оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства;
7) исследование системы государственных органов, ведающих делами о гражданстве;
8) анализ производства по делам о гражданстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, обусловленные содержанием института гражданства в Российской Федерации. В качестве предмета исследования выступают нормы конституционного права, а также других нормативных актов, регулирующие отношения гражданства и охватывающие определенную сферу общественных отношений между физическим лицом и государством, их интерпретация в комментариях, научных работах и правоприменительных актах.
Глава 1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института
1.1 Понятие и сущность гражданства
Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» [1].
Особую актуальность данное предписание приобретает в результате того, что гражданство является важнейшим фактором, определяющим взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности. В-первую очередь это обусловлено тем, что закрепленные Конституцией и действующим законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человек может их использовать только тогда, когда он является гражданином определенного государства [2].
Гражданство, выступая в качестве сложной политико-правовой категории, обусловливает различные трактовки своей природы. В правовой науке существуют следующие основные подходы к определению понятия гражданства:
1) гражданство – это принадлежность лица к государству;
2) гражданство – это правовая или политико-правовая связь лица с государством;
3) гражданство – это состояние лица (общества) в государстве.
Имеется также направление, объединяющее первые два подхода, согласно которому гражданство трактуется как юридическая связь лица с государством с признаком принадлежности лица к государству.
Однако, закрепленное определение гражданства в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» [5] положило начало новой концепции взаимоотношения личности и государства.
Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерации, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, а также взаимной ответственности государства и гражданина.
Содержательно гражданство заключает в себе как индивидуальные, так и коллективные начала. Коллективность выражается в установлении политико-правового состояния совокупности лиц, а индивидуальность проявляется в установлении политико-правового состояния отдельного лица. Гражданство индивида соотносится с гражданством в государственно-правовой форме как часть и целое. Сочетание индивидуальных и коллективных начал, характеризующее меру социальной свободы индивида, выражает сущность гражданства, которая заключается в нахождении и установлении необходимого баланса между взаимными правами и обязанностями гражданина и государства [6].
К основным функциям гражданства следует относить:
1) социальную функцию. Человек, имеющий статус гражданина, является полноправным членом общества;
2) политическую функцию. Указывает на взаимообратную связь политики и человека посредством гражданства и включает в себя как распространение на индивида всей полноты политической власти государства, так и участие его в осуществлении этой власти. Эта функция также подразумевает принятие и признание политических идеалов государства;
3) моральную функцию. Неотделима от остальных функций гражданства и подразумевает нравственно-этическую основу взаимоотношений личности, государства и общества, основанную на ответственном отношении к жизни. Понятие «гражданин» в этом смысле тождественно понятию «патриот». Политико-этическая позиция гражданина во многом обусловливается восприятием им государства в качестве целостного политического сообщества, деятельным членом которого он является и внутри которого происходит его самореализация;
4) психологическую функцию. Проявляется в виде самоотождествления личности со страной происхождения, с ее народом, ее языком и культурой.
Несмотря на многообразие все функции гражданства действуют в совокупности.
1.2 Юридическое содержание гражданства
Как государственно-правовой институт, гражданство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государством и личностью по поводу гражданства. В процессе регулирования отношений, связанных с принадлежностью к гражданству, между лицами и государством складываются государственно-правовые отношения, юридическое содержание которых в свою очередь выражается в субъективных правах и обязанностях государства и гражданина [7].
Таким образом, в конструкции юридического содержания гражданства отчетливо просматриваются три составные части:
1) право человека;
2) суверенное право государства;
3) объективированная в правовых нормах юридическая форма реализации этих прав в виде самостоятельного конституционно-правового института.
В настоящее время в Российской Федерации отношения гражданства регулируются Конституцией 1993 г., международными юридическими документами о правах человека, международными договорами РФ о регулировании гражданства; действующими федеральными законами по вопросам российского гражданства, иностранного гражданства и безгражданства, Гражданским и Семейным кодексами РФ, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ и ведомственными нормативными актами [8].
Данные нормативные правовые акты условно позволяют выделить основные виды юридического состояния лица в системе политико-правовых отношений гражданства. Это:
1) отечественное гражданство, то есть гражданство страны происхождения этой особой правовой связи, или другими словами – гражданство материнского государства. Как правило, это гражданство соименное с названием этого государства, соответственно в России – российское гражданство. Гражданство Российской Федерации, установленное Конституцией РФ, признается, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законодательством и является единым и равным независимо от оснований его возникновения;
2) иностранное гражданство. Отношения иностранного гражданства на территории Российской Федерации признаются и регулируются ст. 62 и 63 Конституции РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища и международными договорами Российской Федерации;
3) двойное гражданство. Это правовое состояние физических лиц в Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь место лишь в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Содержание этого правового состояния предполагает наличие у лица естественных прав человека; прав гражданина иностранного государства; прав российского гражданина, за исключением случае, установленных федеральным законом или международным договором; конвенциальных прав, содержащихся в договорах Российской Федерации с другими государствами. Состояние двойного гражданства гарантирует бипатриду все права и свободы, которые предоставляются гражданам в обоих государствах, гражданином которых он является в соответствии с действующим законодательством;
4) множественное гражданство, которое представляет собой конституционно-правовой статус лиц, имеющих документы о наличии у них гражданства двух или более государств;
5) безгражданство. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Институт гражданства в Российской Федерации имеет отчетливо сформировавшуюся структуру, в которой можно выделить несколько элементов:
1) субъекты отношений гражданства, в качестве которых выступают государство в целом в лице своих органов, с одной стороны, и физические лица – с другой;
Информация о работе Институт гражданства в Российской Федерации