Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание

В современных условиях во всем мире среди всех других видов собственности (недвижимость, банковский и промышленный капитал, ценные бумаги и т. д.) все более существенное значение в последние годы приобрела собственность интеллектуальная. Все более важным элементом экономики становятся такие объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5
ГЛАВА 1. Сущность и значение интеллектуальной собственности в современной экономике………………………………………………………….6
1.1. Понятие интеллектуальной собственности…………………………...6-7
1.2. Объекты интеллектуальной собственности…………………………...8-9
1.3. Законодательное регулирование интеллектуальной собственности………………………………………………………………...10-17
ГЛАВА 2. Проблемы использования интеллектуальной собственности в России…………………………………………………………………………….18
2.1. Эволюция правовой охраны интеллектуальной собственности…..18-21
2.2. Проблемы управления интеллектуальной собственностью………22-26
2.3. Пиратство в области интеллектуальной собственности…………..27-28
Заключение…………………………………………………………………...29-30
Список литературы…………………………………………………………..31-32

Работа состоит из  1 файл

курсовая по гп.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

   Существуют также неохраняемые объекты ни патентным, ни авторским правом, тем не менее, согласно Конвенции, учреждающей ВОИС, имеют право на охрану. Существует довольно большая группа объектов интеллектуальной собственности, которым во всем мире не предоставляется правовая охрана в виде специальных законодательных актов: ноу-хау; открытия; идеи; рационализаторские предложения; формулы; методы измерения и испытания; методы управления производством, материально-техническим обеспечением и другими областями хозяйственной и иной деятельности; рецептуры; системы обработки информации; математические и иные модели и методы решения проблем и д.р. Эти результаты интеллектуальной деятельности не являются чем-то самодостаточным, они существуют не сами по себе, а отражают процесс развития науки, техники, культуры и искусства, общества в целом. Практически все перечисленные выше ОИС, не имеющие охраны, могут быть отнесены к ноу-хау, охраняемым как нераскрытая информация.

 

 

 

 

1.3. Законодательное регулирование интеллектуальной собственности.

Правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

   Четвертая часть ГК РФ определила порядок распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной (в том числе, научно-технической деятельности) между заказчиками, исполнителями, авторами.

   В связи с проведенной кодификацией законодательства в области интеллектуальной собственности, внесение каких-либо принципиальных изменений в Четвертую часть ГК РФ не предполагается до появления правоприменительной практики и выявления серьезных проблем (ориентировочно данный срок оценивается в два года).

   Дальнейшее совершенствование законодательства в данной сфере определяется положениями Четвертой части ГК. Для ее реализации должны быть приняты федеральные законы о патентных поверенных, о передаче технологий, о порядке выдаче разрешений на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования. Во исполнение Четвертой части ГК РФ также должны быть приняты более десяти постановлений Правительства РФ, в том числе: постановление о порядке государственной регистрации отчуждения прав на объекты интеллектуальной собственности; постановление о порядке проверки заявок на выдачу патента на предмет наличия в ней сведений, составляющих государственную тайну; постановление, определяющее содержание обязанности внедрения единой технологии; случаи, в которых допускается безвозмездная передача прав на единую технологию. Разработка данных проектов запланирована Минобрнауки России и иными заинтересованными министерствами.

   Уже разработаны и обсуждаются проекты постановлений Правительства РФ:

        «О порядке управления правом Российской Федерации на единую технологию»;

        «Об условиях распоряжения правами на полученные в федеральных государственных учреждениях за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности»;

        «Об использовании средств, поступивших в результате реализации прав на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности»;

        «О примерных государственных контрактах на выполнение НИР и ОКР гражданского назначения».

 

Также активно обсуждается необходимость внесения изменений:

        в некоторые законы и подзаконные нормативные правовые акты (например, Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», постановление Правительства РФ от 17.11.2005 № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности») в целях приведения их в соответствие с ГК РФ;

        в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» для упрощения процедур закупок услуг в сфере научной деятельности;

        в Федеральный закон от 08.12.2003 № 157-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в целях определения порядка передачи единой технологии для использования за рубежом.

   Таким образом, совершенствование регулирования интеллектуальной собственности не ограничивается нормативными правовыми актами, разрабатываемыми для реализации Четвертой части ГК РФ. Оно может затрагивать административное, бюджетное законодательство, законодательство о некоммерческих организациях, законодательство о хозяйственных обществах, законодательство о бухгалтерском учете, налоговое законодательство.

   В связи с тем, что план нормотворческой деятельности в сфере интеллектуальной собственности достаточно четко определен Четвертой частью ГК РФ, основной формой участия Корпорации по данному направлению является включение в процесс разработки указанных нормативных правовых актов.

   При этом позиция Корпорации в сфере регулирования интеллектуальной собственности определяется тем, что:

        большинство нормативных правовых актов, которые должны быть разработаны для реализации Четвертой части ГК РФ, напрямую влияют на возможности коммерциализации результатов научно-технической деятельности;

        распределения и закрепления прав на объекты интеллектуальной собственности (в том числе, закрепления их за исполнителем) еще недостаточно для их коммерциализации по следующим причинам.

   Во-первых, при возникновении прав на объекты интеллектуальной собственности у исполнителей (НИИ, ВУЗов, иных научно-исследовательских организаций) или у органов государственной власти не всегда есть реальная возможность их закрепления (патентования).               В бюджетной классификации Российской Федерации отсутствуют статьи расходов, позволяющие органам государственной власти и бюджетным учреждениям направлять средства на патентование объектов интеллектуальной собственности.

   Сложности патентования связаны и с тем, что в штате органов государственной власти и бюджетных учреждений — исполнителей по государственным контрактам отсутствуют соответствующие специалисты. Привлечение же таких специалистов на договорной основе может происходить только с применением длительных конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Дополнительным обременением является обязанность выплаты компенсационных платежей государству за использование результатов научно-технической деятельности, даже если права на такие результаты возникли у исполнителя.

   Во-вторых, может отсутствовать заинтересованность исполнителей в последующей реализации объектов интеллектуальной собственности. Статус бюджетных учреждений, определяемый законодательством о некоммерческих организациях и бюджетным законодательством, может не позволять им свободно распоряжаться доходами от отчуждения или передачи по лицензионным договорам указанных прав.

   Сложившаяся практика применения Приказа Минфина России от 21.06.2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения органами федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов» такова, что доходы, полученные от продажи и использования результатов научной и научно-технической деятельности зачисляются в казначейство на источник «Без права расходования» и не могут использоваться учреждением.

   Корпорация считает необходимым снятие запрета на распоряжение государственными учреждениями средствами, полученными от реализации прав на результаты научно-технической деятельности, при условии целевого характера использования таких доходов: на правовую охрану РНТД, на авторские вознаграждения, на финансирование собственных НИОКР.

   У бюджетных учреждений также нет возможности передавать права на объекты интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ.

  

   В-третьих, в настоящее время отсутствуют стимулы у частных инвесторов финансировать создание объектов интеллектуальной собственности совместно с государством. В соответствии со статьей 1229 ГК РФ право на результат интеллектуальной деятельности может принадлежать нескольким лицам совместно, при этом взаимоотношения лиц, которым принадлежит такое право, определяются соглашением между ними. Целесообразно разработать такой порядок управления объектами интеллектуальной собственности, созданных за счет государственных и привлеченных средств, который бы обеспечивал заинтересованность частных инвесторов в софинансировании. В зарубежной практике примером такого регулирования являются закон Бэй-Доула (США, 1980 г.), Кодекс об исследованиях (Франция, посредник.). Эти законы стимулируют исследователей и инвесторов к участию в создании и функционированию инновационных предприятий.

   В-четвертых, существующие критерии отнесения технологий к технологиям двойного назначения и режим их использования являются очень жесткими. В результате, закрывается доступ ко многим технологиям, которые могли бы быть реализованы в гражданском производстве (при этом, во многих случаях их потенциал не используется и в военных целях).

   Исходя из перечисленных проблем, предложения Корпорации к проектам нормативных правовых актов в сфере интеллектуальной собственности будут направлены на формирование реальных возможностей коммерциализации результатов научно-технической деятельности в сфере нанотехнологий для всех субъектов инновационной деятельности независимо от их организационно-правовой формы, а также на создание условий для заинтересованности частных инвесторов в финансировании создания объектов интеллектуальной собственности и их последующего внедрения.

   В ходе реализации проектов Корпорация осуществляет разработку методов управления правами на объекты интеллектуальной собственности, создаваемых в ходе реализации проектов Корпорации; стремится стимулировать контрагентов Корпорации к патентованию разработок; проводит анализ количества и состояния патентов, выданных в сфере наноиндустрии, и т.д. Данная деятельность является важной для Корпорации, но не рассматривается в рамках настоящей Концепции, поскольку не связана непосредственно с совершенствованием законодательства.

  

 

 

   Корпорация не считает разработку специального федерального закона «Об инновационной деятельности» первоочередной задачей. Такой законопроект не должен носить рамочный и декларативный характер. В связи с этим Корпорация полагает, что разработка такого проекта могла бы осуществляться только при наличии четкого понимания предмета его регулирования, задач, конкретных правовых последствий, и только в случае невозможности или неэффективности внесения изменений в уже действующие нормативные правовые акты.

   Закрепление понятий инноваций, инновационной деятельности, иных понятий, которые могут понадобиться для обеспечения стимулирования субъектов такой деятельности, возможно путем внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Определение таких нормативных правовых актов будет происходить в зависимости от того, какие предполагаются правовые последствия и (или) преференции (например, налоговые, бюджетные, либо расширение правоспособности некоммерческих организаций в сфере инновационной деятельности и т.п.).

   Вместе с тем, в случае внесения проекта федерального закона «Об инновационной деятельности» в планы нормотворческой деятельности органов представительной или исполнительной власти Корпорация будет принимать участие в таких разработках. При этом Корпорация будет учитывать мнение субъектов Российской Федерации по принятию региональных законов об инновационной деятельности, поддержке технопарков и иных объектов инновационной инфраструктуры, предложения представителей научного и бизнес-сообществ.

   Одними из основных участников инновационного процесса на стадии генерации знаний и контрагентами Корпорации при реализации проектов являются научные и образовательные организации: НИИ, ВУЗы, государственные академии наук. Большинство из них по своей организационно-правовой форме являются государственными (бюджетными) учреждениями. Научная и научно-производственная деятельность осуществляется также в организациях — федеральных государственных унитарных предприятиях. Правоспособность всех перечисленных организаций является ограниченной в силу закона, что напрямую влияет на возможность включения их в инновационную деятельность.

  

 

 

 

   Согласно пунктам 4 и 6 статьи 66 ГК РФ федеральные учреждения вправе учреждать новые предприятия, внося в качестве основного капитала, в том числе, объекты интеллектуальной собственности. Однако в соответствии с федеральным бюджетным законодательством средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными государственными учреждениями на создание других организаций и покупку ценных бумаг. Это означает, что для них отсутствует возможность учреждения или участия в малых инновационных производственных предприятиях, spin-off и spin-out компаний. Соответственно, научные и вузовские учреждения не могут получать дивиденды от деятельности таких предприятий и не заинтересованы в их развитии.

   Существуют и проблемы, связанные с коротким горизонтом бюджетного планирования. Развитие организаций, составляющих инфраструктуру инновационной системы (в том числе, инфраструктуру наноиндустрии) затрудняется тем, что планирование выделяемых средств осуществляется на срок, меньший, чем их возможный выход на окупаемость.

Информация о работе Интеллектуальная собственность