Источники гражданского права:понятие и состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание

Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Опираясь на положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие источников права и источников гражданского права. 6 1.1. Понятие происхождения права. 1.2. Гражданское законодательство. 10
Глава 2. Виды источников гражданского права РФ. 14 2.1. Законы как источники гражданского права. 2.2. Подзаконные нормативные акты. 18 2.3. Нормативные правовые акты федеральных органов 20 исполнительной власти 2.4. Комплексные нормативные акты. 22 2.5. Нормы международного права, международные договоры. 24 2.6. Постановления конституционного суда РФ. 27

Заключение 30 Список использованных источников информации 33

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (77).docx

— 66.31 Кб (Скачать документ)

  Определенным образом, ориентируя  суды, а, следовательно, и участников судебных споров, в том числе потенциальных, они, таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм (даже при отсутствии конкретного спора). Не является источником права цивилистическая доктрина.

 Обоснованные  учеными выводы обычно представляют  собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения.

Не могут считаться  источниками права и индивидуальные акты, или акты

локального характера, не содержащие общеобязательных предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц, договоры и т. п. Эти акты обязательны  лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор — закон для двоих»).

Поэтому они имеют значение для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии их полного соответствия действующему законодательству). Таким образом, к числу источников гражданского права следует относить как законодательство (нормативные акты), так и международные договоры, а также торговые обычаи.

1.2. Гражданское  законодательство. 

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных  актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической  силы. При этом охватываемые им нормативные  акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку  зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

Даже в Гражданском  кодексе имеются нормы публично-правового  характера, например устанавливающие  состав гражданского законодательства (ст.3). В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют  нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих  объективных юридических свойств  распределяются на публично-правовые и частноправовые.

Принципиальной  особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диапозитивных правил, действующих  только в том случае, если сами участники  регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения.

Иначе говоря, такие  правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов.

Такие нормы  преобладают в регулировании  договорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них проявляются особенности  гражданского (частного) права, которое  обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать  наиболее  приемлемый вариант поведения  в общих рамках, установленных  законом, наделяя их для этого  соответствующими правовыми возможностями.

 Диспозитивная  норма обычно содержит определенное  правило поведения, снабженное  оговоркой «если иное не установлено  договором», которая и позволяет  сторонам урегулировать свои  отношения иначе, нежели это  по общему правилу предусматривает  закон.

Однако в гражданском  законодательстве имеется и значительное количество

общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав).

Более того, в  случае сомнения в юридической природе  конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе гражданско-правового, регулирования.

Входящие в  гражданское законодательство нормативные  акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой  и сложностью самого предмета гражданско-правового  регулирования.

Вместе с тем  это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами.

 Поэтому именно  для гражданского законодательства  первостепенное значение имеет  решение проблемы его систематизации  и упорядочения. К основным способам  систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым и в гражданско-правовой  сфере, относятся

инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация нормативных  актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде

единого свода, собрания или иного сборника законов  или других нормативных актов.

 Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи, и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено).

 Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера.

 Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в

Российской Федерации, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ).

 Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки»

законодательства  при его объединении путем  отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

 При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или иной

нормативный акт, используется также возможность  его повторной официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которой старая редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению редко используемый отечественным законодателем, значительно облегчает применение официального текста нормативного акта. Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже —подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли. 

Вывод.

Под источниками (формами) права понимаются способы  закрепления и выражения правовых норм.

Источниками права  традиционно считают правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт),

религиозную норму.

В современных  развитых правопорядках господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы ,как акты высшей юридической силы.    В гражданско-правовой сфере они традиционно охватываются понятием гражданского законодательства.

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

Источники гражданского права Российской Федерации делятся  на правовые акты и обычаи. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК

общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Они, следовательно, должны также учитываться в качестве источников ее права. 
 

Глава  2. Виды источников гражданского права РФ

2.1 Законы как источники гражданского права

 Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Ст. 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, по сравнению с федеральными законами.

 Среди федеральных конституционных законов наиболее высшей юридической силой обладает конституция РФ. Будучи основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть нормы и гражданского права. В частности основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории РФ составляет ст. 35,36 Конституции РФ. Основу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20-25 Конституции РФ.

 Особое место в системе гражданского законодательства занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Основ гражданского законодательства и Гражданского Кодекса. Отраслевые кодифицированные нормативные акты призваны, в принципе, урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, и являются базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории РФ. 12 ГК), т. е. акта исполнительной власти.

Гражданский кодекс - основополагающий источник гражданского права

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем  правил, но и требованию о том, чтобы  все иные гражданские законы, а  также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали  его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.4 Новый Гражданский кодекс принимается частями. Первая часть Кодекса была принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 «Юридические лица», вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ -- 8 декабря 1994 г., а также гл. 17, посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой должны вступать в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса). СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 9. Ст. 773; № 34. Ст. 4026. В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть) гражданского права, правила о вещных правах и Общую часть обязательственного права. Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; № 34. Ст. 4025; 1997. № 43. Ст. 4903. Она включает один, самый большой по объему раздел, посвященный отдельным видам обязательств (договорных и вне договорных). Третья, завершающая часть Кодекса, принятая законодателем 1 ноября 2001 г. и введенная в действие с 1 марта 2002 года, содержит три раздела, посвященные соответственно наследственному праву, исключительным правам и международному частному праву. Принятие частями такого крупного закона, как Гражданский кодекс (а по своему объему это самый большой закон из числа принятых в России после 1917 г.), известно как отечественной, так и зарубежной законотворческой практике. В частности, до Октябрьской революции в Государственную Думу была внесена лишь одна книга Гражданского уложения -- «Об обязательствах» (регламентировавшая, кстати, в единстве как гражданские, так и торговые отношения, но, к сожалению, так и не принятая в окончательном виде). Один из наиболее современных гражданских кодексов высокоразвитых стран -- ГК Нидерландов принимается частями (книгами) на протяжении ряда последних десятилетий и до сих пор не завершен. До введения в действие третьей части нового ГК сохраняли силу соответствующие разделы кодифицированных актов гражданского законодательства, принятых ранее, -- Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (разделы о наследственном и международном частном праве) и ГК РСФСР 1964 г. (аналогичные разделы в части, не противоречащей соответствующим нормам Основ). Разумеется, и эти их нормы действовали лишь в части, соответствующей ГК РФ и другим новым российским законам. Исключительные права (отношения «интеллектуальной» и «промышленной собственности») регулируются отдельными законами РФ. См.: Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» и Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. (ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; 1992. № 42. Ст. 2319), а также иные законодательные акты в сб.: Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права. Сборник нормативных актов /Сост. В. А. Дозорцев. М., 1994. Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой окончательное признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего, закреплял экономические основы нового строя. В 1961--1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе (а потому в значительной мере дублировавших друг друга) республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация в полной мере отражала характер огосударствленной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя. Переход к рыночной организации экономики потребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым актом нового, «рыночного» законодательства, в едином комплексе охватившим весь предмет гражданско-правового регулирования (и, по сути, предназначенным играть роль кодекса), стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они не вступили в действие и были специально ратифицированы Российской Федерацией лишь в 1993 г. (в части, не противоречащей новым российским законам).

Информация о работе Источники гражданского права:понятие и состав