Источники гражданского права:понятие и состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание

Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Опираясь на положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие источников права и источников гражданского права. 6 1.1. Понятие происхождения права. 1.2. Гражданское законодательство. 10
Глава 2. Виды источников гражданского права РФ. 14 2.1. Законы как источники гражданского права. 2.2. Подзаконные нормативные акты. 18 2.3. Нормативные правовые акты федеральных органов 20 исполнительной власти 2.4. Комплексные нормативные акты. 22 2.5. Нормы международного права, международные договоры. 24 2.6. Постановления конституционного суда РФ. 27

Заключение 30 Список использованных источников информации 33

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (77).docx

— 66.31 Кб (Скачать документ)

Общепризнанные  принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях  и резолюциях Генеральной Ассамблеи  ООН, документах и заявлениях других универсальных международных организаций  и конференций, решениях Международного Суда. Для правильного понимания  таких принципов и норм необходимо их надлежащее истолкование и учет тех конкретных практических ситуаций, к которым они применяются. Для  гражданского законодательства особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав человека и  его основных свобод, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Международными  договорами признаются соглашения, заключаемые  Российской Федерацией с иностранным  государством (или государствами) либо с международной организацией в  письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных  между собой документах, а также  независимо от их конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах  Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995, №29, ст. 2757). Международные договоры могут  быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т.д. (ст. 1 названного Закона).

Международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу обязательны для  Российской Федерации как его  правопреемника, если не было объявлено  о прекращении действия таких  договоров или изменении их условий. Такие международные договоры публиковались  в Ведомостях Верховного Совета СССР, СП СССР, отдел второй (издавались в 1981-1991 гг.), ежегодных Сборниках международных  договоров СССР.)

2.6  Постановления конституционного суда РФ

Пленум верховного суда РФ и пленум высшего арбитражного суда РФ рассматривают обобщенные материалы  и дают в порядке судебного  толкования руководящие разъяснения  по вопросам применения законодательства. Указанные разъяснения пленумов обязательны соответственно для  судов общей юрисдикции и арбитражных  судов. Разъяснения пленумов являются не нормативными актами, а актами применения права. Постановления пленумов должны лишь разъяснять и толковать смысл  гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гражданского права. Вместе с тем суды при разрешении конкретных споров обязаны применять  соответствующие нормы гражданского права лишь в истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного пленума. Поэтому участники  гражданского оборота руководствуются  постановлениями судебных пленумов и тогда когда дело не доходит  до суда, что имеет чрезвычайно  важное значение для обеспечения  единообразного понимания и применения гражданского законодательства в РФ.

В настоящее  время особо важное значение для  судов общей юрисдикции и арбитражных  судов имеет совместное постановление  Пленума Верховного суда РФ и Пленума  Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах связанных  с применением части первой гражданского кодекса РФ». Сборник постановление  Пленумов Верховных судов СССР и  РСФСР (Российской Федерации) по гражданским  делам. М., 1999. С. 313.

Вопрос о правовой природе, о руководящих разъяснениях судебных пленумов является спорным  в литературе. Некоторые юристы полагают, что руководящие разъяснения, содержащиеся в постановлениях судебных пленумов, следует считать источниками гражданского права. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1995. С. 31-45. Основанием для признания руководящих разъяснений судебных пленумов источниками гражданского права послужило то обстоятельство, что судебные пленумы, в ряде случаев разъясняя смысл действующего законодательства, фактически формулировали новое правило отличное от того, которое содержалось в нормативном акте.

Не относятся  к числу источников гражданского права и постановления Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного суда неконституционным  акта гражданского законодательства или  отдельного его положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт  или отдельные его положения  утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ можно отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую. Вместе с тем  при решении вопроса о конституционности  той или иной нормы гражданского права, Конституционный суд РФ в  своих постановлениях разъясняет смысл  действующего законодательства, что  позволяет правильно применить  его на практике. Так в Постановлении  КС РФ «По делу о проверки конституционности  пп. 2 и 3 части 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой  полиции»» даны разъяснения по вопросу  о соотношении и разграничении  гражданского и налогового законодательства. СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.

Не является источником гражданского права и  сложившаяся судебная практика, под  которой понимаются многократные, единообразные  решения судами одной и той  же категории дел. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась судебная практика, может вынести иное решение, если убежден, что сложившаяся практика не соответствует закону.

Не относится  к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под  которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение  является обязательным только для лиц  участвующих в данном деле. Оно  не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичные дела. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В работе рассмотрены  теоретические вопросы, связанные  с понятием источников гражданского права и влиянием источников на право  в целом, с общей характеристикой  источников в гражданском праве. Изучены особенности отдельных  источников гражданского права.

В работе сделаны  выводы, что источниками гражданского права являются формы выражения  гражданско-правовых норм, которые  в совокупности образуют гражданское  право. Источники гражданского права  РФ делятся на правовые акты и обычаи.

Законодательство  РФ включает в себя правовые акты органов  законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах  российского права, закрепленных в  Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

Особое значение в системе гражданского законодательства занимает гражданский Кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди  других гражданских законов и  содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Наряду с кодифицированными  нормативными актами - источниками  гражданского законодательства (права) являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права: например Закон РФ « О страховании», Патентный Закон и др. Эти и  другие специальные законы, хотя и  не носят такого всеобъемлющего характера  как ГК РФ, однако имеют важное значение, поскольку в них отражены и  юридически закреплены происходящие в  нашей стране экономические преобразования.

Среди нормативных  актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом  и Правительством РФ. Правительственные  постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать  ГК, другим федеральным законам и  президентским указам, но и могут  теперь приниматься лишь «на основании  и во исполнение» перечисленных  актов более высокой силы.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться также  и в нормативных актах министерств  и ведомств и иных федеральных  органах исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут  издаваться только в случаях и  пределах, предусмотренных ГК РФ, другими  законами и иными правовыми актами.

Нормы гражданского права содержатся также в комплексных  нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной  отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный  акт приобретает только в том  случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных  отраслей права.

Источником гражданского права РФ также являются нормы  международного права, международные  договора РФ. Как источник гражданского права международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед  ее гражданским законодательством.

Правила морали, и нравственности сами по себе также  не являются источниками гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского права лишь в том случае, если они закреплены в каком - либо нормативном акте, входящем в систему гражданского законодательства.

Также источником гражданского права является обычай. Этот источник является дополнительным источником.

Не относятся  к числу источников гражданского права и постановления Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного суда неконституционным  акта гражданского законодательства или  отдельного его положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт  или отдельные его положения  утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ можно отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую.

Не является источником гражданского права и  сложившаяся судебная практика, под  которой понимаются многократные, единообразные  решения судами одной и той  же категории дел.

Не относится  к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под  которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение  является обязательным только для лиц  участвующих в данном деле. Оно  не имеет обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичные дела.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного  в работе можно сделать вывод  о том, что формы (источники) права  имеют исключительно большое  значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения  ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей  системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность  законности в государстве. 

Список использованных источников информации 

Нормативные акты

1.Пяткина С.  А.  О теории источников права  в английской

юриспруденции. // Ученые записки ВНИИСХ. 1969. Вып. 19.

.           

2.Зыкин И.  С.  Обычай в советской правовой  доктрине. // Сов.

государство и  право. 1981, N 3. 

3.Зивс С. Л.  Источники права. М., 1982; Государство  и право в

развивающихся странах. // Источники права. М., 1985.

.           

4.Основы ГЗ Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. / Ведомости СССР, 1991,№ 26, ст. 733. 
 

5.Муромцев Г.  И.  Источники права (теоретические  аспекты

проблемы). // Правоведение, 1992 г., N 2. 

6.Патентный Закон РФ от 23 сентября 1992 г. / Ведомости РФ, 1992,  № 42,

ст. 2319

7.Общая теория  права. Н. Новгород, 1993.

8. Конституция Российской Федерации.//Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 31.12.2008 г.) - Российская газета №237.

9. Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» //ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.

10.Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»  //ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242. 

11.Федеральный закон от 14 июня 1994 г «О порядке опубликования и вступления

в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат

Федерального  Собрания» //СЗ РФ 1994 № 8 Ст. 801

12.Постановление  Пленума Верховного Суда РФ, Пленума  ВАС РФ от 28.02.1995 г

13.№ 2/1 «О некоторых  вопросах, связанных с введением  в действие части первой

Гражданского  Кодекса РФ». / БВС РФ, № 5, 1995, Специальное  приложение к

Вестнику ВАС  РФ, № 1, 2001г

14.Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005).

15. .Закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. / СЗ РФ, 1996, №3, ст.  

145.

16.Указ Президента  РФ от 23 мая 1996 г № 763 «О порядке  опубликования и вступления в  силу актов Президента Российской  Федерации, федеральных органов  исполнительной власти».

17.. Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ. - "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, №30, ст. 3591.

Информация о работе Источники гражданского права:понятие и состав