Источники жилищного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:59, контрольная работа

Описание

Почти восемь лет прошло с того момента, как был введен в действие (1 марта 2005 г.) основной нормативный правовой акт жилищного законодательства - Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ). За это время на федеральном уровне были приняты подзаконные акты, на региональном и местном уровне введены в действие документы, принятые в соответствии и в развитие ЖК РФ.

Содержание

1.Введение…………………………………………….……...………..…..…….…3-5
2. Источники жилищного права………………….……………..........…….......6-11
3. Соотношение предметов ведения федерального и регионального жилищного законодательства, а также нормативных актов муниципальных образований, регулирующих жилищные отношения………………………………..……….12-16
4.Заключение…………………………………………………………………....17-19
5.Список литературы……………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по жилищному.docx

— 41.26 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что разъяснения Верховного Суда СССР, затем РСФСР и Российской Федерации, а также Высшего Арбитражного Суда РФ, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в  конкретном деле.

Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации дает толкование Конституции РФ.

Акты  или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в  действие и применению (п. 4 - 6 ст. 125 Конституции РФ).

По мнению Ю.К. Толстого, признание тех или  иных норм не соответствующими Конституции РФ означает их отмену, что позволяет относить постановления Конституционного Суда РФ к источникам жилищного законодательства, имеющим правопогашающее действие.15

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики16.

3. Соотношение предметов ведения федерального и регионального жилищного законодательства, а также нормативных актов муниципальных образований, регулирующих жилищные отношения.

 

Как было указано выше, регулирование жилищных отношений отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72). Поэтому лишь часть норм жилищного законодательства относится к федеральному законодательству, при этом достаточно большая часть норм - к законодательству субъектов Федерации и к актам органов местного самоуправления.

С практической точки зрения делать правильные шаги по такому "разнокалиберному" правовому  полю затруднительно и в связи  с тем, что жилищное законодательство представляет собой комплексную  отрасль законодательства, включающую нормы гражданского, административного, а также конституционного права. Внутриотраслевое разделение компетенции  в данной области между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления впервые предусмотрено  в ЖК РФ. И очень важно, что одной из основных задач федерального жилищного законодательства является определение границ тех вопросов, которые должны регулироваться федеральным жилищным законодательством, с одной стороны, нормативными правовыми актами субъектов Федерации - с другой стороны, и актами органов местного самоуправления - с третьей.

При этом представляется, что большая и  наиболее важная часть норм жилищного  законодательства должна относиться к  федеральному законодательству и на федеральном уровне развитие жилищного  законодательства должно идти только (или преимущественно) по пути принятия федеральных законов. Так, значительная часть вопросов жилищных отношений, по своей природе относящихся  к гражданско-правовым (право собственности  на жилые помещения, договор жилищного  найма, определение порядка организации  и деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также основ их правового положения и др.), должна, в силу ст. 71 Конституции РФ, регулироваться федеральными законами. Другие вопросы, не относящиеся в силу Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации, могут регулироваться правовыми актами субъектов Федерации, которые должны создавать свою законодательную базу в области регулирования жилищных отношений.

Поскольку жилищное законодательство представляет собой хотя и комплексную, но достаточно важную и объемную часть единой системы  законодательства РФ, нет сомнений в том, что развитие правового  регулирования в области жилищных отношений должно идти главным образом  по пути кодификации.

Принятие ЖК РФ:

во-первых, значительно систематизирует и  уменьшает количество принимаемых  в соответствии с Кодексом других (специальных) федеральных законов;

во-вторых, снижает возможность регулирования  жилищных отношений на федеральном  уровне иными нормативными правовыми  актами, главным образом ведомственными;

в-третьих, четко проводит черту, определяющую границы предмета ведения субъектов  Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования  жилищных отношений.

Следует подчеркнуть, что в ЖК РФ впервые прописаны четкие нормы, определяющие границы ведения субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений. Это должно прекратить практику превышения ими своих полномочий, а в отдельных случаях привести к принятию актов, регулирующих весь спектр жилищных отношений, в том числе по вопросам, являющимся исключительной компетенцией Российской Федерации.

В этой связи  развитие жилищного законодательства субъектов Федерации, по всей видимости, должно идти (в отличие от федерального законодательства) по пути издания  отдельных законов и иных нормативных  правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Федерации. Вот перечень вопросов, которые ЖК РФ (ст. 13) отнесены к компетенции субъектов Федерации:

- государственный  учет жилищного фонда субъекта  Федерации;

- определение  порядка предоставления жилых  помещений жилищных фондов специализированного  использования субъекта Федерации;

- определение  оснований признания граждан  малоимущими в целях предоставления  им по договорам социального  найма жилых помещений муниципального  жилищного фонда;

- определение  иных категорий граждан в целях  предоставления им жилых помещений  жилищного фонда субъекта Федерации;

- определение  порядка предоставления по договорам  социального найма установленным  соответствующим законом субъекта  Федерации категориям граждан  жилых помещений жилищного фонда  субъекта Федерации;

- признание  в установленном порядке жилых  помещений жилищного фонда субъекта  Федерации непригодными для проживания;

- определение  порядка ведения органами местного  самоуправления учета граждан  в качестве нуждающихся в жилых  помещениях, предоставляемых по  договорам социального найма;

- осуществление  контроля за использованием и  сохранностью жилищного фонда  субъекта Федерации, соответствием  жилых помещений данного фонда  установленным санитарным и техническим  правилам и нормам;

- осуществление  контроля за использованием и  сохранностью жилищного фонда  и правила содержания общего  и многоквартирного дома;

- иные  вопросы, отнесенные к компетенции  органов государственной власти  субъектов Федерации Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Органы  местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями в области жилищного  законодательства согласно ст. 14 ЖК РФ.

К компетенции  органов местного самоуправления в  области жилищных отношений относятся:

- учет  муниципального жилищного фонда;

- признание  в установленном порядке граждан  малоимущими в целях предоставления  им по договорам социального  найма жилых помещений муниципального  жилищного фонда;

- ведение  в установленном порядке учета  граждан в качестве нуждающихся  в жилых помещениях, предоставляемых  по договорам социального найма;

- определение  порядка предоставления жилых  помещений муниципального жилищного  фонда специализированного использования;

- предоставление  в установленном порядке малоимущим  гражданам по договорам социального  найма жилых помещений муниципального  жилищного фонда;

- принятие  в установленном порядке решений  о переводе соответствующих помещений  в жилые или нежилые помещения;

- согласование  переустройства и перепланировки  жилых помещений;

- признание  в установленном порядке жилых  помещений муниципального жилищного  фонда непригодными для проживания;

- осуществление  контроля за использованием и  сохранностью муниципального жилищного  фонда, соответствием жилых помещений  данного фонда установленным  санитарным и техническим правилам  и нормам;

- иные  вопросы, отнесенные к компетенции  органов местного самоуправления Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Федерации.

Безусловно, определение системы жилищного  законодательства, в том числе  в субъектах Федерации, является задачей федерального законодательства. При этом субъект Федерации и  орган местного самоуправления не вправе самостоятельно определять понятия  тех или иных правовых конструкций в области жилищного права, если в федеральном законодательстве уже имеются соответствующие понятия, в противном случае неизбежна не только путаница, но и нарушение прав участников жилищных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Проанализировав  вышеизложенное, источники жилищного права можно подразделить на две большие группы:

– законы Российской Федерации и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

– законы и  другие нормативные акты, принятые субъектами Федерации.

Вопрос  о месте жилищного права в  системе российского права является дискуссионным уже в течение  нескольких десятилетий. По этому поводу в юридической науке высказаны  многочисленные и самые разнообразные  точки зрения, которые можно свести к трем основным группам. Одни авторы считают, что жилищное право –  это институт или даже подотрасль гражданского права, другие – что  жилищное право представляет собой  комплексную отрасль права. Такой  вывод впервые сделал еще в 1947 г. В.К. Райхер. Он писал, что жилищные отношения регулируются нормами  трех институтов: административно-правового  института распределения жилья, гражданско-правового института  договора найма жилого помещения, кооперативно-правового  института по обеспечению жилой  площадью в домах жилищно-строительных кооперативов. По мнению В.К. Райхера, данные отношения входят во вторичное образование  системы права – комплексную  отрасль права. Эту позицию впоследствии поддержали и другие ученые.

Действительно, разделение всей системы правовых норм на различные отрасли права происходит не по одному, а по разным основаниям и на разных уровнях. По мнению А.В. Мицкевича, подобное разделение свидетельствует  о многообразии общественной жизни  и потребностей, обусловливающих  формирование системы права. Профессор  Ю.К. Толстой приходит к выводу о  существовании двух типов отрасли  права: основных и комплексных. Последние  состоят из норм, взятых из основных отраслей права, регулируют разнородные  отношения, занимают, по мнению Ю.К. Толстого, лишь условное место в систематике  права.

После принятия Жилищного кодекса России были признаны утратившими силу некоторые законы и иные нормативные правовые акты. Их список приводится в конце учебника.

В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. проблема качества и доступности жилья  поставлена на первое место среди  других социально-экономических задач, затрагивающих, как подчеркнул Президент, «практически каждого гражданина, каждую российскую семью».

В настоящее  время приняты четыре составляющих оценки развития станы: реальные доходы граждан, обеспеченность жильем, уровень  образования и здравоохранения. Два первых показателя тесно связаны  с проблемой доступности жилья.

Проблема  повышения обеспеченности граждан  жильем делится на две взаимосвязанные  задачи:

а) расширить  объемы и улучшить качество жилищного  строительства, т. е. увеличить предложение  на рынке жилья;

б) повысить возможности граждан в приобретении жилья, т. е. увеличить платежеспособный спрос на рынке жилья.

В связи  с вышеизложенным в жилищном законодательстве, как и для его источников характерно развитие, а так же характерна разработка приоритетных направлений, таких как:

государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных  ценных бумаг. Это позволит увеличить  объем ипотечного кредитования и  снизить процентную ставку, государственная поддержка молодым семьям и молодым сельским специалистам в приобретении или строительстве индивидуального жилья с помощью ипотечных кредитов., сокращение административных барьеров, интенсифиансирование выполнения своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, а муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья.

 

 

 

Информация о работе Источники жилищного права РФ