Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:59, контрольная работа
Почти восемь лет прошло с того момента, как был введен в действие (1 марта 2005 г.) основной нормативный правовой акт жилищного законодательства - Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ). За это время на федеральном уровне были приняты подзаконные акты, на региональном и местном уровне введены в действие документы, принятые в соответствии и в развитие ЖК РФ.
1.Введение…………………………………………….……...………..…..…….…3-5
2. Источники жилищного права………………….……………..........…….......6-11
3. Соотношение предметов ведения федерального и регионального жилищного законодательства, а также нормативных актов муниципальных образований, регулирующих жилищные отношения………………………………..……….12-16
4.Заключение…………………………………………………………………....17-19
5.Список литературы……………………………………………………………….20
Следует отметить, что разъяснения Верховного Суда СССР, затем РСФСР и Российской Федерации, а также Высшего Арбитражного Суда РФ, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей.
Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации дает толкование Конституции РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (п. 4 - 6 ст. 125 Конституции РФ).
По мнению Ю.К. Толстого, признание тех или иных норм не соответствующими Конституции РФ означает их отмену, что позволяет относить постановления Конституционного Суда РФ к источникам жилищного законодательства, имеющим правопогашающее действие.15
В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики16.
3. Соотношение предметов ведения федерального и регионального жилищного законодательства, а также нормативных актов муниципальных образований, регулирующих жилищные отношения.
Как было указано выше, регулирование жилищных отношений отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72). Поэтому лишь часть норм жилищного законодательства относится к федеральному законодательству, при этом достаточно большая часть норм - к законодательству субъектов Федерации и к актам органов местного самоуправления.
С практической точки зрения делать правильные шаги по такому "разнокалиберному" правовому полю затруднительно и в связи с тем, что жилищное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую нормы гражданского, административного, а также конституционного права. Внутриотраслевое разделение компетенции в данной области между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления впервые предусмотрено в ЖК РФ. И очень важно, что одной из основных задач федерального жилищного законодательства является определение границ тех вопросов, которые должны регулироваться федеральным жилищным законодательством, с одной стороны, нормативными правовыми актами субъектов Федерации - с другой стороны, и актами органов местного самоуправления - с третьей.
При этом
представляется, что большая и
наиболее важная часть норм жилищного
законодательства должна относиться к
федеральному законодательству и на
федеральном уровне развитие жилищного
законодательства должно идти только
(или преимущественно) по пути принятия
федеральных законов. Так, значительная
часть вопросов жилищных отношений,
по своей природе относящихся
к гражданско-правовым (право собственности
на жилые помещения, договор жилищного
найма, определение порядка
Поскольку
жилищное законодательство представляет
собой хотя и комплексную, но достаточно
важную и объемную часть единой системы
законодательства РФ, нет сомнений
в том, что развитие правового
регулирования в области
Принятие ЖК РФ:
во-первых, значительно систематизирует и уменьшает количество принимаемых в соответствии с Кодексом других (специальных) федеральных законов;
во-вторых,
снижает возможность
в-третьих, четко проводит черту, определяющую границы предмета ведения субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений.
Следует подчеркнуть, что в ЖК РФ впервые прописаны четкие нормы, определяющие границы ведения субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений. Это должно прекратить практику превышения ими своих полномочий, а в отдельных случаях привести к принятию актов, регулирующих весь спектр жилищных отношений, в том числе по вопросам, являющимся исключительной компетенцией Российской Федерации.
В этой связи развитие жилищного законодательства субъектов Федерации, по всей видимости, должно идти (в отличие от федерального законодательства) по пути издания отдельных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Федерации. Вот перечень вопросов, которые ЖК РФ (ст. 13) отнесены к компетенции субъектов Федерации:
- государственный учет жилищного фонда субъекта Федерации;
- определение
порядка предоставления жилых
помещений жилищных фондов
- определение
оснований признания граждан
малоимущими в целях
- определение
иных категорий граждан в
- определение
порядка предоставления по
- признание
в установленном порядке жилых
помещений жилищного фонда
- определение
порядка ведения органами
- осуществление
контроля за использованием и
сохранностью жилищного фонда
субъекта Федерации,
- осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и правила содержания общего и многоквартирного дома;
- иные
вопросы, отнесенные к
Органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями в области жилищного законодательства согласно ст. 14 ЖК РФ.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
- учет
муниципального жилищного
- признание
в установленном порядке
- ведение
в установленном порядке учета
граждан в качестве
- определение
порядка предоставления жилых
помещений муниципального
- предоставление
в установленном порядке
- принятие
в установленном порядке
- согласование
переустройства и
- признание
в установленном порядке жилых
помещений муниципального
- осуществление
контроля за использованием и
сохранностью муниципального
- иные
вопросы, отнесенные к
Безусловно, определение системы жилищного законодательства, в том числе в субъектах Федерации, является задачей федерального законодательства. При этом субъект Федерации и орган местного самоуправления не вправе самостоятельно определять понятия тех или иных правовых конструкций в области жилищного права, если в федеральном законодательстве уже имеются соответствующие понятия, в противном случае неизбежна не только путаница, но и нарушение прав участников жилищных отношений.
Заключение
Проанализировав вышеизложенное, источники жилищного права можно подразделить на две большие группы:
– законы Российской Федерации и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;
– законы и другие нормативные акты, принятые субъектами Федерации.
Вопрос
о месте жилищного права в
системе российского права
Действительно,
разделение всей системы правовых норм
на различные отрасли права
После принятия Жилищного кодекса России были признаны утратившими силу некоторые законы и иные нормативные правовые акты. Их список приводится в конце учебника.
В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. проблема качества и доступности жилья поставлена на первое место среди других социально-экономических задач, затрагивающих, как подчеркнул Президент, «практически каждого гражданина, каждую российскую семью».
В настоящее время приняты четыре составляющих оценки развития станы: реальные доходы граждан, обеспеченность жильем, уровень образования и здравоохранения. Два первых показателя тесно связаны с проблемой доступности жилья.
Проблема повышения обеспеченности граждан жильем делится на две взаимосвязанные задачи:
а) расширить объемы и улучшить качество жилищного строительства, т. е. увеличить предложение на рынке жилья;
б) повысить
возможности граждан в
В связи с вышеизложенным в жилищном законодательстве, как и для его источников характерно развитие, а так же характерна разработка приоритетных направлений, таких как:
государственная
поддержка системы