Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы, проследить исторические этапы становления конституционности в России, а задачами являются анализ основных правовых документов в процессе построения правового государства в России, изучение исторических условий и факторов, определивших развитие конституционного процесса, а также оценка степени совместного функционирования общества и власти. Объектом данной работы являются конституции РСФСР и РФ. Предметом является их историческое развитие.
Введение………………………………………………………..........................2
ГЛАВА 1.Понятие конституционности……………………………………….4
ГЛАВА 2.Историческое развитие российской конституционности………..6
2.1.Конституция РСФСР 1918г.…………………………………………….6
2.2.Конституция 1924г................................................................................9
2.3.Конституция 1936г...............................................................................12
2.4.Конституция СССР 1977 и 1978г........................................................15
2.5.Конституция РФ 12 декабря 1993г......................................................19
Заключение……………………………………………………………………...22
Библиографический список……………………………………………………24
комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;
В соответствии с решение I съезда Советов СССР Президиум ЦИК СССР постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты Декларации и Договора об образовании СССР, просить дополнительно их рассмотреть и прислать свои замечания. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.
В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП (б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП (б), проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик и областей. Совещание высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей.
Разработка проекта
Принятие Конституции СССР 1936-го года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы". Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя". Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией.
Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР. Конституция 1936 года была призвана решить новые задачи. К середине 30-х годов ситуация в стране серьезно поменялась: последние очаги сопротивления были окончательно подавлены. В стране установлена система тотального контроля. Партия превратилась из закрытого "ордена меченосцев" в широкий общегосударственный институт, вобравший в себя наиболее активную часть населения. Однако следствием этого стало не прекращение борьбы за власть, а переход ее из межпартийной плоскости во внутрипартийную. К этому времени основную угрозу для сталинского режима представляли не амбициозные неофиты, примкнувшие к партии победителей, а старая "ленинская гвардия". Первые были в основной своей массе лояльны властям и послушно претворяли в жизнь мудрые указы вождя. Вторые, считавшие вождя всего лишь одним из равных, были вечно недовольны. Измененная Иосифом Сталиным Конституция СССР помогла нейтрализовать новых старых врагов - но на этот раз именно благодаря своему показному демократизму. "Ленинскую гвардию" сгубили внедренные в новую советскую Конституцию принципы "буржуазного парламентаризма" - прямые и тайные выборы. Существовавшая до этого многоступенчатая система (уездные советы избирали представителей в волостные, волостные -- в губернские и т. д.) позволяла представителям "ленинской гвардии" серьезно влиять на кадровую политику в стране. При открытых голосованиях мнение "героев гражданской войны", "партийцев с дореволюционным стажем" определяло многое.
В ноябре 1936 г. (после прошедшего публичного обсуждения проекта) на чрезвычайном Восьмом Съезде советов проект дополнительно подвергся редактированию и в начале декабря съезд утвердил проект Конституции. Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей.
Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Законом допускалась мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом страны. Труд рассматривался как обязанность.
Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, не перечисленные полномочия оставались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституция СССР, в случае их расхождения действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство. Высшим органом власти в СССР становился Верховный совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза ( избирался по территор. округам) и Совета Национальстей (избир. по союзным, автон.республикам, областям и нацин. округам). Обе палаты признавались равноправными, работали в сессионном порядке.
Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. В конституции давался перечень союзных (обороны, иност. дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного тран-та, тяжелой и оборонной промышленности ) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной пром-ти, земледелия, финансов и т.д.) народных комиссариатов. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.
В 9 главе – изменения в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании с 18-ти лет. Предшествующее избир.законодательство отменялось.
В перечне основных прав и обязанностей граждан упоминалось о правах на труд, отдых, материальное обеспечение( в старости, болезни, при потере трудоспособности), бесплатном образовании. Провозглашалось равенство полов, национ-тей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение церкви от гос-ва и школы от церкви.
В последующем,
происходившие в госаппарате преобразования
( создание или ликвидация наркоматов,
новые принципы формирования государственных
структур и институтов) находили отражение
в действующей Конституции, включаясь
в нее посредством законов и указов, утверждаемых
в установленном порядке. И в 1937 г. принимается
Конституция РСФСР, закрепившая новые
системы органов власти, управления и
выборов. РСФСР по Конституции включала
в себя 5 краев, 17 автон.республик, 6 автон.областей.
Информация о работе Историческое развитие российской конституционности