Историческое развитие российской конституционности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы, проследить исторические этапы становления конституционности в России, а задачами являются анализ основных правовых документов в процессе построения правового государства в России, изучение исторических условий и факторов, определивших развитие конституционного процесса, а также оценка степени совместного функционирования общества и власти. Объектом данной работы являются конституции РСФСР и РФ. Предметом является их историческое развитие.

Содержание

Введение………………………………………………………..........................2

ГЛАВА 1.Понятие конституционности……………………………………….4

ГЛАВА 2.Историческое развитие российской конституционности………..6

2.1.Конституция РСФСР 1918г.…………………………………………….6

2.2.Конституция 1924г................................................................................9

2.3.Конституция 1936г...............................................................................12

2.4.Конституция СССР 1977 и 1978г........................................................15

2.5.Конституция РФ 12 декабря 1993г......................................................19

Заключение……………………………………………………………………...22

Библиографический список……………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Историческое развитие российской конституционности.docx

— 53.71 Кб (Скачать документ)

                             2.4 Конституции СССР 1977 и 1978г.

Конституция СССР была принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. (Историческая справка. БСЭ)

За сорок лет после  принятия предыдущей Конституции 1936 года, во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4-го июня 1977 года. 7-го октября 1977 года была принята Декларация: " Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени Советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Основой закон СССР ".

Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями. Вместе с тем она знаменует новый этап в истории конституционного строительства. Конституция отличается от прежних Основных законов не только по содержанию, но и по форме. Отличительной чертой этого документа является наличие вводной теоретической части закона. Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян. Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию. Таким образом, социальная база Советского государства расширяется. Конечно, воля Советской интеллигенции и до этого совпадала с волей рабочих и крестьян. Однако, характеризуя Советское государство, как государство рабочих, крестьян и интеллигенции. Конституция 1977 года подчеркивает все возрастающую консолидацию советского общества, его социальную однородность. Новая Конституция впервые вводит понятие "народ".

Без сомнения, прежнее понятие "трудящиеся" в большей мере совпадает с понятием "народ". Однако нельзя не отметить, что народ есть более высокая ступень консолидации Советского общества. В этом смысле указания на народ как источник власти означает дальнейшее развитие Советской демократии. Народовластие в нашей стране юридически обеспечивается правом граждан участвовать в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (статья 48). Но, как говорилось выше, часто в нашем государстве народ является идеологической ширмой для правящего класса людей (в данном случае Коммунистической партии).

В новой Конституции Коммунистической партии отводится особое значение. Статья 6-ая действующей Конституции гласит: КПСС, действуя в рамках Конституции СССР, осуществляет политическое руководство государственными и общественными организациями, направляет и координирует их деятельность. Но не редко КПСС в управлении страны выходила за рамки конституции. Но, не смотря на все негативные стороны (их было немного). Конституция 1977 года была намного лучше своих предшественниц. Были сильнее закреплены права граждан. Одним из важнейших прав является право человека на труд. Конституция 1977 года подчеркивает, что право на труд включает в себя и право на выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, подготовкой и образованием. Не менее важным является право на отдых. Действующая Конституция, говоря о праве граждан СССР на отдых, подчеркивает, что это право обеспечивается 41-ой часовой рабочей неделей для рабочих и служащих. Таким образом, у трудящихся увеличивается время на отдых. Для общенародной демократии закономерно расширение круга конституционных прав и свобод советских граждан. Действующая

Конституция провозглашает  и совершенно новое право - право  на охрану здоровья. Характерно, что документ связывает право на охрану здоровья с трудом. Задача состоит в том, чтобы трудовая деятельность человека была не только безвредной для него, но и по возможности полезной. Статья 42-я предоставляет широкий круг мероприятий, целью которых является забота о здоровье Советских граждан в процессе их трудовой деятельности, развитие и совершенствование техники безопасности и производственной санитарии, профилактические мероприятия, меры по оздоровлению окружающей среды и т.д. К сожалению, подобные мероприятия не входят в Конституцию России, а если и входят, то редко исполняются. Еще одним важнейшим мероприятием стало закрепление в Основном законе нового права Советских граждан права на жилище.

Новая Конституция развивает  дальше такие институты, как неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки. Кроме тайны переписки Закон охраняет также тайну телефонных переговоров. Новая Конституция не только закрепляет права и свободы, известные нам по прежним конституциям, но и расширяет гарантии этих прав. Так, право на образование действующей Конституции обеспечивает осуществление всеобщего обязательного среднего образования. Прежний Основной закон гарантировал лишь всеобщее начальное образование. В любой статье, посвященной правам граждан, большую часть текста занимают гарантии того или иного право. Например, право на материальное обеспечение (статья 43), гарантируется социальным страхованием рабочих, колхозников и служащих пособиями по временной нетрудоспособности; выплаты за счет государства и колхозов пенсии по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан частично утратившим трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; а также другими формами социального обеспечения. Вот гарантия права на жилище (статья 44): "это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливому распределению под общественным контролем жилой площади, представляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платы за квартиру и коммунальные услуги". Новая конституция обеспечивает использование свободы совести, запрещая возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями (статья 52).

Конституция предусматривает  не только материальные, но и чисто  правовые гарантии прав и свобод Советских граждан. Так статья 49 устанавливает, что должностные лица обязаны в определенные сроки рассматривать заявления и предложения граждан, давать на них ответы и предпринимать необходимые меры. Провозглашая свободу критики, Конституция гласит, что лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности. Говоря о неприкосновенности личности, Конституция подтверждает и ранее существующий принцип: "никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения -и с санкции прокурора". Статья 47, предусматривающая право на свободное творчество, устанавливает что права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством. Мы видим, что Конституция обязывает надлежащие государственные органы обеспечить реальное использование гражданами СССР всех перечисленных в ней прав.

 

 

 

 

                    2.5 Конституция РФ 12 декабря 1993 г.

 Конец XX века стал для России очень сложным периодом - это было время хаоса и безвластия. Содержание и последовательность реформ диктовались кризисным состоянием социалистического строя. Неотложным вопросом политики было оформление российской государственности и выбор конкретной её формы. В России все отчетливее стала проявляться демократизация политического строя, начавшаяся ещё в период «перестройки». Законодательное оформление новой российской государственности в первые годы реформ было серьезно осложнено противостоянием внутри самой власти, между двумя её ветвями –законодательной и исполнительной, но по существу – двух систем власти – одной из прошлого, другой в перспективе – демократической. Их конфликт в отсутствии нормальной конституционной легитимности власти был неизбежен.4

Необходимость принятия новой  Конституции была осознана всеми 
политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном 
суверенитете от 12 июня 1990 г. На 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека). 12 декабря вместе с выборами в Госдуму состоялся также и референдум по Конституции. За проект нового основного закона страны проголосовали чуть больше 50% участвовавших в голосовании. Принятие Конституции явилось важнейшим шагом в демократическом обновлении России.

Конституция России 1993 г. —  это первая за всю историю страны демократическая Конституция. Она положила конец идеологизации государственной власти, всей системе советского тоталитарного режима. Конституция впервые в истории Российского государства утвердила основополагающий принцип современного парламентаризма — принцип разделения властей. Также впервые в соответствии с общепринятой мировой практикой законодательный орган был назван парламентом, его полномочия были отделены от полномочий других государственных органов, что позволяло ему сосредоточиться на законодательной деятельности.

К моменту принятия новой  Конституции в России не оформились новые социальные группы и партии, не закончилось формирование политических и экономических структур нового общества. В силу этих причин новая российская Конституция несла в себе черты переходного периода, определенных компромиссов. Наиболее очевидный из них — заметный дисбаланс сил между президентом и парламентом. Согласно новому основному закону, президент имеет чрезвычайно широкие полномочия. Его трудно подвергнуть импичменту (отрешить от должности), хотя такая процедура заложена (ст. 93) в новой Конституции.

Человек, его права и  свободы (а не коллектива, класса, партии, как это было прежде) названы в  основном законе высшей ценностью. Провозглашались  свобода слова, свобода СМИ, запрещалась  цензура. Правда, и это один из существенных недостатков, права и свободы  оказались вытесненными с заглавного места.

При всех своих недостатках  впервые в истории России был  принят документ, в котором уровень гарантируемых прав и свобод человека, механизм их защиты соответствовали общепризнанным принципам и нормам международного права. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода средств массовой информации, запрещается цензура.

Новый Основной закон, несмотря на слабость реальных противовесов принимаемым президентом решениям, создал вполне реальную правовую основу для строительства демократического федеративного правового государства. В результате уже в 1994 г. Россия имела вполне работоспособный двухпалатный парламент. Россия имеет современный политический строй и конституцию, которая отвечает международным стандартам и гарантирует свободные выборы. Конституция 1993 года существенно отличается от всех советских конституций. Последние были, по сути, пропагандистскими документами, полными коммунистических догм и призванными скрывать монополию компартии на власть. Новая Конституция является функциональным документом, который соответствует международным правовым нормам и требования современной политической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любой закон, оказывает свое регулирующее действие (работает), когда  он отражает суть сложившейся социально-экономической  ситуации в обществе и дальнейшей тенденции его развития. В данной работе описаны все главные правовые документы России, т.е. рассматривается  историческое развитие конституционности  в России, начиная с образования  Древнерусского государства.

Восточные славяне, миновав  рабовладельческую общественно-экономическую  формацию,  а следовательно, и  рабовладельческий тип государства  и права, создали феодальное государство  и право. Оно существовало с IХ  века до середины XII в. В этот период происходит становление феодализма, формирование двух основных классов  феодального общества: феодалов и  феодально-зависимого крестьянства. Закрепляются привилегии феодалов и зависимое  положение эксплуатируемых слоев  населения. Монархия принимает форму  раннефеодальной монархии, основанной на сюзеренитете-вассалитете. Десятичная система управления вытесняется  дворцово-вотчинной. Создается феодальное право, крупнейшей кодификацией которого была "Русская Правда".

В эпоху усиления абсолютизма  конституционное право вступило в новую фазу своего развития. Феодальное государство стремилось к усилению карательного аппарата (создаются «Третье отделение императорской канцелярии», корпус жандармов и т. д.), чтобы таким образом сохранить политическое господство класса феодалов. Эту же цель, в конечном счете, преследовала и систематизация русского права, по своим масштабам не знающая прецедента в мировой кодификационной практике. Тогда и был создан «Свод Законов Российской Империи».

Февральская буржуазно-демократическая  революция 1917 года положила конец феодальному  типу государства и права России. В результате Великой Октябрьской  социалистической революции 1917 года буржуазный тип государства и права в нашей стране был уничтожен. Возник новый, принципиально отличающийся от всех предшествующих эксплуататорских типов государства и права, социалистический тип государства и права. В истории развития правовых документов советского государства выделить следующие периоды: создание советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.); период гражданской войны (1918 - 1920 гг.); советское государство и право в годы НЭПа (1921 г. - конец 20-х годов); период становления тоталитаризма (конец 20-х годов - июнь 1941 г.); период построения развитого социализма.

Информация о работе Историческое развитие российской конституционности