Избирательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:42, реферат

Описание

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы…………………………………………………………………..5
2. Виды избирательных систем………………………………………….7
2.1. Мажоритарная система……………………………………………7
2.2. Пропорциональная система………………………………………9
2.3. Смешанная система………………………………………………14
3. Порядок организации и проведения выборов в РФ………………17
3.1. Принципы участия граждан РФ в выборах…………………….17
3.2. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков……………………………..19
3.3. Избирательные комиссии………………………………………..22
3.4. Выдвижение, регистрация, статус кандидатов…………………24
3.5. Предвыборная агитация………………………………………….26
3.6. Порядок голосования, подсчёта голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование..........27
3.7. Финансирование выборов……………………………………….31
3.8. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Реферат - Избирательная система РФ.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы…………………………………………………………………..5
  2. Виды избирательных систем………………………………………….7
    • Мажоритарная система……………………………………………7
  • Пропорциональная система………………………………………9
    • Смешанная система………………………………………………14
  1. Порядок организации и проведения выборов в РФ………………17
    • Принципы участия граждан РФ в выборах…………………….17
    • Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков……………………………..19
    • Избирательные комиссии………………………………………..22
    • Выдвижение, регистрация, статус кандидатов…………………24
    • Предвыборная агитация………………………………………….26
    • Порядок голосования, подсчёта голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование..........27
    • Финансирование выборов……………………………………….31
    • Ответственность за нарушение избирательных прав граждан..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33

Список используемой литературы…………………………………………..35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации.

Органы государственной  власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты  в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную  форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через  выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Свободные демократические  выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные «выборы», которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными кандидатами, они проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, «народные избранники» традиционно получали по официальным данным 98-99 процентов поданных голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно  отражают политическую систему и  со своей стороны влияют на неё. Вся  их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы

 

Выборы – важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства.

Конституция Российской Федерации не содержит специальной  главы, посвященной организации  выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой главы вовсе  не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.

Основополагающим законодательным актом такого регулирования является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»1.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования.

Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники:

  1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
  2. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями  Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Избирательная система и избирательное право РФ базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

 

  1. Виды избирательных систем

2.1.  Мажоритарная система

Сущность мажоритарной избирательной системы заключается  в том, что победившим на выборах  считается кандидат, набравший определенное большинство голосов избирателей. Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

Мажоритарные избирательные  системы действуют преимущественно  в одномандатных (униноминальных) избирательных  округах, но возможно их применение и в многомандатных (полиномиальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются: 1) значительное число голосов избирателей (зачастую более половины) остаются «выброшенными», не учитываются при распределении мандатов; 2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест.

Единственным, пожалуй, преимуществом  мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование  проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно  удешевляет выборы.

На основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства избираются, в частности, половина депутатов Государственной Думы РФ по одномандатным округам - избранным считается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании ( при равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше).

При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного большинства.

Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

При избрании Президента РФ повторное голосование проводится не позднее чем через 15 дней со дня первого голосования. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата (иными словами, по мажоритарной системе относительного большинства).

Мажоритарная избирательная  система, как относительного, так  и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

  • Пропорциональная система

Пропорциональная избирательная  система действует в полиноминальных (многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным  спискам. Каждая партия, участвующая  в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Пропорциональное распределение  мест может осуществляться различными способами, и прежде всего на основе избирательной квоты, которая вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению. Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат (т. е. удельный вес мандата).

По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов избирателей.

Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс 1.

Следовательно, при одном  и том же распределении голосов  избирателей между политическими  партиями окончательная картина выборов будет различной в зависимости от применяемого способа распределения мандатов, выбор которого обусловлен, в частности, тем, на какие партии - крупные или небольшие - ориентирована избирательная система в данной стране.

Информация о работе Избирательная система РФ