Избирательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:42, реферат

Описание

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы…………………………………………………………………..5
2. Виды избирательных систем………………………………………….7
2.1. Мажоритарная система……………………………………………7
2.2. Пропорциональная система………………………………………9
2.3. Смешанная система………………………………………………14
3. Порядок организации и проведения выборов в РФ………………17
3.1. Принципы участия граждан РФ в выборах…………………….17
3.2. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков……………………………..19
3.3. Избирательные комиссии………………………………………..22
3.4. Выдвижение, регистрация, статус кандидатов…………………24
3.5. Предвыборная агитация………………………………………….26
3.6. Порядок голосования, подсчёта голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование..........27
3.7. Финансирование выборов……………………………………….31
3.8. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

Реферат - Избирательная система РФ.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

 

  • Предвыборная агитация

 

Предвыборная  агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или  побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них [5, ст.2].

Государство обеспечивает проведение предвыборной агитации в  соответствии с федеральными законами. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления не являющиеся кандидатами.

Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

Не допускаются злоупотребления  свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

В случае совершения указанных нарушений избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов). Такое предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

 

  • Порядок голосования, подсчёта голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

 

Голосование на выборах  в Российской Федерации проводится, как правило, в один из календарных выходных дней.

О времени и дате голосования  участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного или повторного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

Избирателю, который в  течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в списки избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной(за 4 дня) или участковой(не ранее чем за 3 дня до дня голосования) комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование проводится путем нанесения избирателем  в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к позиции ”против всех кандидатов (списка кандидатов)”.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать избиратели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Избирательные бюллетени  заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные  бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Член участковой избирательной  комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

В целях исключения возможности  фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов  избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

Далее составляется протокол окружной избирательной комиссией, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством.

Избирательные комиссии, проводившие регистрацию  кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

Официальное опубликование  результатов выборов, а также  данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией не позднее одного месяца со дня голосования.

Официальное опубликование  полных данных о результатах выборов осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

 

 

 

 

  • Финансирование выборов

 

Расходы избирательных  комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, местного).

Кандидаты создают собственные  избирательные фонды для финансирования своей предвыборной кампании. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.

Избирательные фонды  могут создаваться за счет следующих средств:

  • средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
  • собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
  • средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
  • добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Все денежные средства, создающие  избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов).

Остатки денежных средств  на счетах после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

 

  • Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

 

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также лица, проводящие агитацию в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

             Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

             Под избирательной системой в  Российской Федерации понимается  порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

             Избирательное право граждан  России гарантируется Конституцией  Российской Федерации и другими законодательными актами.

             Наиболее полно гарантии избирательных  прав граждан Российской Федерации  отражаются в Федеральном законе  Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

             Избирательные комиссии в Российской  Федерации обеспечивают реализацию  и защиту избирательных прав  граждан.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации  осуществляют:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии.
  • участковые избирательные комиссии.

             Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливаются федеральными законами.

Информация о работе Избирательная система РФ