Избирательное право и избирательная система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание

Современный этап развития избирательного права и избирательной системы Российской Федерации берет свое начало с конца 1993 года. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» было прервано осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. Последующими указами Президента Российской Федерации, исходя из принципиальных положений существовавшего к этому времени проекта новой Конституции Российской Федерации, были утверждены Положение о федеральных органах власти, Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положение о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

организация и деятельность парламента россии - копия.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

      - гр. РФ признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

      - гр. РФ не достигшие возраста 18 лет;

      - депутаты законодательных (представительных) органов власти, органов местного самоуправления;

      - выборные должностные лица;

      - судьи, прокуроры;

      - кандидаты на соответствующих выборах;

      - лица, находящиеся в непосредственном подчинении кандидатов;

      - лица, выведенные из состава комиссий по решению суда;

      - лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах - в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

      Для членов избирательных комиссий с  правом решающего голоса предусмотрено, что они не могут быть привлечены к уголовной ответственности  или подвергнуты административному  наказанию, без согласия прокурора субъекта РФ, а член ЦИК РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ - без согласия Генерального прокурора РФ. Кроме того, до окончания их полномочий они не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

      Деятельность  избирательных комиссий осуществляется гласно. Во время работы на заседаниях и при подсчете голосов избирателей  вправе присутствовать представители средств массовой информации. В день

      проведения  голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, в  том числе и иностранные.

      Наблюдатели вправе:

      1. Знакомиться со списками избирателей;

      2. Находиться в день голосования в помещении для голосования;

      3. Присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

      4. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям;

      5. Обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросы проведения голосования;

      6. Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии об итогах голосования;

      7. Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса.

      Наблюдатели не вправе:

      1. Выдавать избирателям бюллетени;

      2. Расписываться за избирателя в получении бюллетеня;

      3. Заполнять за избирателя бюллетени;

      4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

      5. принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете голосов;

      6. Совершать действия, противоречащие работе комиссии;

      7. Проводить агитацию среди избирателей;

      8. Участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

      Комиссии  могут быть расформированы судом  соответственно подсудности за:

      а) нарушение комиссией избирательных  прав граждан, повлекшее признание итогов голосования недействительными;

      б) неисполнение комиссией решения  суда или вышестоящей комиссии.

      С заявлением в суд о расформировании  ЦИК РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации.

      Реформирование избирательного законодательства и избирательной системы в Российской Федерации в настоящее время еще не завершено. Предстоит устранить многие пробелы и противоречия федерального и регионального избирательного законодательства, повысить статус избирательной системы и ввести некоторые нормы и гарантии избирательных прав российских граждан в поле конституционно-правового регулирования.

 

Виды  избирательных систем

 

      Избирательная система - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

      В мировой практике получили наибольшее распространение две избирательные  системы: мажоритарная и пропорциональная, которые имеют много различных  вариантов.

      МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Ее главной особенностью является то, что избранным считается тот кандидат ( список кандидатов ), которые получили большинство голосов избирателей. Различаются три разновидности мажоритарной избирательной системы: - относительного большинства;

      - абсолютного большинства;

      - квалифицированного большинства.

      Мажоритарная  система относительного большинства - это система, при которой считается  избранным кандидат ( список кандидатов ), получивший по сравнению с другими  наибольшее количество голосов, независимо от того, сколько голосов подано против этого кандидата.

      Второй  тур голосования по кандидатуре  Президента проводится по такой системе.

      Мажоритарная  система абсолютного большинства - эта система обозначает, что  избранным считается кандидат или  список кандидатов, за которого проголосовали не менее 50% голосов избирателей плюс один голос.

      Такая система отличается тем, что если никто из кандидатов сразу не набрал более половины голосов избирателей, то проводится второй тур, в котором  участвуют два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее по сравнению с остальными кандидатами число голосов.

      Такая система используется в первом туре голосования по кандидатуре Президента РФ.

      МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИЦИРОВАННОГО БОЛЬШИНСТВА - это система, при которой избранными считаются кандидат или список кандидатов, получившие заранее установленное квалифицированное число голосов избирателей ( например 2/3 и т.п.)

      ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - это такая система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов

      пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.

      Данная  система используется при проведении выборов депутатов в представительные органы государственной власти, когда  в них принимают участие политические партии, которые формируют свои списки кандидатов по многомандатным округам.

      Разновидностей пропорциональной избирательной системы известно гораздо больше, чем мажоритарной избирательной системы. Распределение депутатских мандатов в ряде стран, в том числе и в РФ, осуществляется путем установления избирательной квоты, которая получается путем деления поданных в ходе выборов голосов на число мандатов в данном округе.

      Известны  две системы, именуемые системами  «жестких» и « гибких» списков. При системе « жестких» списков очередность кандидатов определяется партией уже при формировании списка: депутатами становятся в порядке « очередности» указанной в списке.

      Например: партия на выборы в депутаты Государственной  Думы выдвинула список кандидатов из 20 человек, которые в списке указаны в строгой очередности от 1 до 20. После определения результатов выборов оказалось, что партия получила 6 депутатских мандатов. Из заявленного списка кандидатов депутатами станут только кандидаты, стоявшие в списке под номерами от 1 до 6.

      При системе «гибких» списков избирателям предоставляется возможность изменить порядок, очередность расположения кандидатов в списке путем преференциального голосования. Особенностью данной системы является то, что избиратели имеют право указать в какой очередности предоставляются мандаты кандидатам внутри партийного списка, в случае, если этот список набрал необходимое количество голосов.

      Пример  можно привести аналогичный ранее  данному, т.е. та же партия, список также  из 20 кандидатов, так же получено 6 депутатских мандатов, однако в ходе выборов избиратели отдавали предпочтение не только партии, но и тому или иному кандидату в списке. Таким образом, депутатские мандаты получат те кандидаты из списка, которые получили наибольшее количество избирателей из числа кандидатов, указанных в списке.

      В ряде стран при применении пропорциональной избирательной системы действует  заградительный барьер, то есть минимальное  количество голосов избирателей, при  наличии которых партия имеет  право участвовать в распределении  депутатских мандатов. Так, в ходе выборов в Государственную Думу 1999 и 2003 года действовал 5 % заградительный барьер.

      К недостаткам данной избирательной  системы можно отнести то, что  избиратели не знают многих кандидатов вовсе. Голосуя за список кандидатов в депутаты от той или иной партии избиратель знает лишь 3-4 кандидатов из списка, а то и того меньше, так называемое «лицо партии». За примерами далеко ходить не надо: в Государственной Думе нынешнего созыва фракция

      Еще одни видом избирательных систем можно выделить СМЕШАННУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Она применяется при выборах депутатов и соединяет в себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем. В РФ она применялась при выборах депутатов Государственной Думы, где из 450 депутатов 225 избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 225 по пропорциональной системе по единому федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию РФ.

 

Литература

 

1. Конституция Российской Федерации (http://www.constitution.ru)

2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

4. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория практика и перспективы.- Издательство: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2003 г.

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - Издательство: Норма, 2009 г.

 6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Большаков С.В. Веденеев Ю.А. Вешняков А.А.: Изд-во НОРМА, 2003 г.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система в РФ