Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:16, контрольная работа
Современный этап развития избирательного права и избирательной системы Российской Федерации берет свое начало с конца 1993 года. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» было прервано осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. Последующими указами Президента Российской Федерации, исходя из принципиальных положений существовавшего к этому времени проекта новой Конституции Российской Федерации, были утверждены Положение о федеральных органах власти, Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положение о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
- гр. РФ признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- гр. РФ не достигшие возраста 18 лет;
- депутаты законодательных (представительных) органов власти, органов местного самоуправления;
- выборные должностные лица;
- судьи, прокуроры;
- кандидаты на соответствующих выборах;
- лица, находящиеся в непосредственном подчинении кандидатов;
- лица, выведенные из состава комиссий по решению суда;
- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах - в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Для
членов избирательных комиссий с
правом решающего голоса предусмотрено,
что они не могут быть привлечены
к уголовной ответственности
или подвергнуты
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно. Во время работы на заседаниях и при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. В день
проведения голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, в том числе и иностранные.
Наблюдатели вправе:
1. Знакомиться со списками избирателей;
2. Находиться в день голосования в помещении для голосования;
3. Присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
4. Наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям;
5. Обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями по вопросы проведения голосования;
6. Знакомиться с протоколами соответствующей комиссии об итогах голосования;
7. Носить нагрудный знак с обозначением своего статуса.
Наблюдатели не вправе:
1. Выдавать избирателям бюллетени;
2. Расписываться за избирателя в получении бюллетеня;
3. Заполнять за избирателя бюллетени;
4. Предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5. принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете голосов;
6. Совершать действия, противоречащие работе комиссии;
7. Проводить агитацию среди избирателей;
8. Участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Комиссии могут быть расформированы судом соответственно подсудности за:
а)
нарушение комиссией
б) неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссии.
С заявлением в суд о расформировании ЦИК РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации.
Реформирование избирательного законодательства и избирательной системы в Российской Федерации в настоящее время еще не завершено. Предстоит устранить многие пробелы и противоречия федерального и регионального избирательного законодательства, повысить статус избирательной системы и ввести некоторые нормы и гарантии избирательных прав российских граждан в поле конституционно-правового регулирования.
Избирательная система - это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В
мировой практике получили наибольшее
распространение две
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. Ее главной особенностью является то, что избранным считается тот кандидат ( список кандидатов ), которые получили большинство голосов избирателей. Различаются три разновидности мажоритарной избирательной системы: - относительного большинства;
- абсолютного большинства;
- квалифицированного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой считается избранным кандидат ( список кандидатов ), получивший по сравнению с другими наибольшее количество голосов, независимо от того, сколько голосов подано против этого кандидата.
Второй тур голосования по кандидатуре Президента проводится по такой системе.
Мажоритарная
система абсолютного
Такая система отличается тем, что если никто из кандидатов сразу не набрал более половины голосов избирателей, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее по сравнению с остальными кандидатами число голосов.
Такая система используется в первом туре голосования по кандидатуре Президента РФ.
МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИЦИРОВАННОГО БОЛЬШИНСТВА - это система, при которой избранными считаются кандидат или список кандидатов, получившие заранее установленное квалифицированное число голосов избирателей ( например 2/3 и т.п.)
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - это такая система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов
пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.
Данная
система используется при проведении
выборов депутатов в
Разновидностей пропорциональной избирательной системы известно гораздо больше, чем мажоритарной избирательной системы. Распределение депутатских мандатов в ряде стран, в том числе и в РФ, осуществляется путем установления избирательной квоты, которая получается путем деления поданных в ходе выборов голосов на число мандатов в данном округе.
Известны две системы, именуемые системами «жестких» и « гибких» списков. При системе « жестких» списков очередность кандидатов определяется партией уже при формировании списка: депутатами становятся в порядке « очередности» указанной в списке.
Например: партия на выборы в депутаты Государственной Думы выдвинула список кандидатов из 20 человек, которые в списке указаны в строгой очередности от 1 до 20. После определения результатов выборов оказалось, что партия получила 6 депутатских мандатов. Из заявленного списка кандидатов депутатами станут только кандидаты, стоявшие в списке под номерами от 1 до 6.
При системе «гибких» списков избирателям предоставляется возможность изменить порядок, очередность расположения кандидатов в списке путем преференциального голосования. Особенностью данной системы является то, что избиратели имеют право указать в какой очередности предоставляются мандаты кандидатам внутри партийного списка, в случае, если этот список набрал необходимое количество голосов.
Пример можно привести аналогичный ранее данному, т.е. та же партия, список также из 20 кандидатов, так же получено 6 депутатских мандатов, однако в ходе выборов избиратели отдавали предпочтение не только партии, но и тому или иному кандидату в списке. Таким образом, депутатские мандаты получат те кандидаты из списка, которые получили наибольшее количество избирателей из числа кандидатов, указанных в списке.
В
ряде стран при применении пропорциональной
избирательной системы
К недостаткам данной избирательной системы можно отнести то, что избиратели не знают многих кандидатов вовсе. Голосуя за список кандидатов в депутаты от той или иной партии избиратель знает лишь 3-4 кандидатов из списка, а то и того меньше, так называемое «лицо партии». За примерами далеко ходить не надо: в Государственной Думе нынешнего созыва фракция
Еще одни видом избирательных систем можно выделить СМЕШАННУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Она применяется при выборах депутатов и соединяет в себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем. В РФ она применялась при выборах депутатов Государственной Думы, где из 450 депутатов 225 избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 225 по пропорциональной системе по единому федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию РФ.
1. Конституция Российской Федерации (http://www.constitution.ru)
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
4. Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория практика и перспективы.- Издательство: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2003 г.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - Издательство: Норма, 2009 г.
6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Большаков С.В. Веденеев Ю.А. Вешняков А.А.: Изд-во НОРМА, 2003 г.
Информация о работе Избирательное право и избирательная система в РФ