Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа
Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.»[1].
В конце 80-х годов в развитии советской модернизированной модели представительной демократии лежали уже взаимосвязанные процессы реформирования системы и структуры представительных органов государственной власти, применения ряда инструментов механизма разделения властей, новых моментов в организации выборов и новых источников избирательного законодательства.
Введение
1. Понятие избирательного процесса
2. Структура избирательного процесса
2.1 Стадии избирательного процесса
2.2 Назначение выборов
2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков
2.4 Выдвижение кандидатов
2.5 Предвыборная агитация
2.6 Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование
Заключение
Список литературы
Кафедра государственного и административного права
Курсовая работа
по предмету: Конституционное право России
на тему: Избирательный процесс: понятие и структура
Содержание
Введение
1. Понятие избирательного процесса
2. Структура избирательного процесса
2.1 Стадии избирательного процесса
2.2 Назначение выборов
2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков
2.4 Выдвижение кандидатов
2.5 Предвыборная агитация
2.6 Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование
Заключение
Список литературы
Нормативные материалы
Введение
Конституция РФ гласит: «Граждане
Российской Федерации имеют право
избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы
местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме. Граждане
Российской Федерации имеют право
участвовать в управлении делами
государства как
В конце 80-х годов в развитии
советской модернизированной
В начале 90-х годов, особенно после распада СССР и образования СНГ, вектор реформирования избирательной системы существенно изменился, и реформа в этой области проводилась уже на основе "государственно-политический демократизации" и создания условий для проведения выборов на новой политико-правовой, федеративной, фактически многопартийной основе.
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.
Становление нового избирательного
права накладывает существенный
отпечаток на развитие выборных начал
в государственном механизме
с учетом принципа разделения властей
и характеризует иной подход к
размежеванию политических функции
между обществом и
Конституция закрепляет принцип всеобщего, периодичного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В то же время Конституция не единственный акт в этой области права. Всеобщая декларация прав человека гласит: "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования"[2]. Международный пакт о гражданских и политических правах провозглашает для каждого гражданина право "голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей"[3].
Эти демократические принципы нашли выражение в Федеральных Законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О референдуме РФ», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в Конституции Республики Башкортостан, в Кодексе Республики Башкортостан «О выборах», Конституциях (Уставах) и законах субъектов РФ, Указах Президента РФ, постановлениях Конституционного суда и ЦИК РФ и др.
Если в ранее действовавшей Конституции были закреплены основы избирательной системы России, то в ныне действующей они отсутствуют и переданы для регулирования нормативными актами более низкого уровня. В ряде стран (Франция, Алжир и др.) нормы избирательного права регулируются специальным Избирательным Кодексом. Надо отметить, что избирательная система Российской Федерации крайне не стабильна, практически к каждым выборам принимаются новые редакции нормативных актов, что вводит некоторую временную неразбериху и сумятицу. Хотя, видимо, это неизбежно при становлении новой Российской демократии.
1. Понятие избирательного
Избирательное право и
избирательный процесс тесно
связаны с политической сферой функционирования
государства и общества. Избирательный
процесс как форма реализации
субъективного политического
Введение и использование
в научном, законотворческом, правоприменительном
и международно-правовом словаре
наряду с традиционным понятием «организация
и проведение выборов» нового понятия
«избирательный процесс», понимаемого
как технологическая
Новое в современном избирательном
процессе и избирательном праве
состоит не только в содержании материальных,
процедурных и процессуальных норм
и юридических институтах, но и
в понимании политико-правовой природы
избирательного процесса как способа
обеспечения реализации и защиты
активного и пассивного избирательного
права граждан Российской Федерации.
Избирательный процесс в этом
смысле – не только и не столько
преимущественно
Кроме того, в современных
условиях понятие «избирательный процесс»
обогащено за счет формирования совокупности
вспомогательных элементов: во-первых,
активной законотворческой деятельностью,
а также деятельностью
Избирательный процесс как политико-правовая категория и одновременно категория избирательного законодательства и практики его применения, в том числе судебной, используется в широком и узком значении и его конкретное использование предопределяется временными рамками его структурного раскрытия в виде стадий избирательного процесса. В широком смысле термин «избирательный процесс» поглощает содержание термина «избирательная кампания» как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, поскольку связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядке решения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования. В узком смысле «избирательный процесс» как явление включает в себя установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность конкретных избирательных процедур и избирательных действий.
Понятие «избирательный процесс», включая в себя понятие «избирательная кампания», не сводиться к нему, поскольку охватывает ряд стадий, действий и процедур за формально временными рамками последней. Кроме того, до начала конкретной избирательной кампании необходимо совершить ряд важных действий и процедур, благодаря которым избирательный процесс является не только юридической техникой организации голосования, но и институтом, обеспечивающим политическую стабильность и преемственность, демократичность и легальность власти.
Потенциальные возможности, заключенные в демократическом избирательном процессе, в значительной мере определяются характером и степенью участия общественных объединений, прежде всего политических партий, в выборах. Предварительным этапом, открывающим возможность их включения в избирательный процесс, является регистрация партий в соответствующем государственном органе. Другой значимой предварительной процедурой является регистрация избирателей. Точность и полнота списка избирателей имеют основополагающее значение для любого вида избирательной системы.
Таким образом, можно сделать вывод, что избирательный процесс – это один из основных элементов избирательной системы, который включает: назначение выборов, регистрацию избирателей, организацию избирательных округов, районов и т.д., выдвижение кандидатов, проведение голосования, подсчет поданных голосов.
2. Структура избирательного
2.1 Стадии избирательного процесса
Избирательный процесс в
Российской Федерации включает в
себя установленную законом
Основными стадиями избирательного процесса являются:
1. Назначение выборов
2. Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей
3. Выдвижение кандидатов и их регистрация
4. Предвыборная агитация
5. Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование
Кроме того, возможно проведение
в предусмотренных законом
Функциональное назначение
стадий избирательного процесса состоит
в обеспечении
2.2 Назначение выборов
Рассмотрим вопросы назначения
выборов на государственные выборные
должности категории «А»[5] Сро
Особый порядок назначения выборов Президента применяется при досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции Российской Федерации. Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента на первое воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом. В этом случае сроки избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на четверть.
Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы Президента, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента от должности. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о назначении дня выборов Президента Российской Федерации должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации.