Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:49, курсовая работа
Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.»[1].
В конце 80-х годов в развитии советской модернизированной модели представительной демократии лежали уже взаимосвязанные процессы реформирования системы и структуры представительных органов государственной власти, применения ряда инструментов механизма разделения властей, новых моментов в организации выборов и новых источников избирательного законодательства.
Введение
1. Понятие избирательного процесса
2. Структура избирательного процесса
2.1 Стадии избирательного процесса
2.2 Назначение выборов
2.3 Образование избирательных округов и избирательных участков
2.4 Выдвижение кандидатов
2.5 Предвыборная агитация
2.6 Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование
Заключение
Список литературы
Для оформления своего волеизъявления
на выборах избиратель получают избирательный
бюллетень. Избирательный бюллетень
выдается избирателю, включенному в
список избирателей (в том числе
на основании открепительного
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе за членов одной семьи, родных и близких избирателя, не допускается.
Избирательный бюллетень
заполняется избирателем
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается членами участковой избирательной комиссией с решающим голосом.
В случае если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня он вправе получить новый бланк от члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. В этом случае последний делает отметку в списке избирателей напротив фамилии данного избирателя и оповещает об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. Испорченный бюллетень погашается с составлением соответствующего акта.
В обязанность избирательной
комиссии также входит обеспечение
возможности участия в
Сразу после окончания
установленного времени для голосования
в участковой избирательной комиссии
организуется подсчет голосов избирателей.
При этом кроме членов избирательной
комиссии могут присутствовать члены
вышестоящих избирательных
После закрытия помещения для голосования председатель участковой избирательной комиссии (либо заместитель, секретарь) организует подсчет голосов избирателей. При этом должен обеспечиваться полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии со стороны всех присутствующих при подсчете. Данные об итогах оперативно вносятся в протокол и его увеличенную копию (в дальнейшем - протокол).
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени. При этом на бюллетенях должны быть сохранены подписи двух членов окружной (территориальной) или участковой избирательной комиссии и печать соответствующей избирательной комиссии, расположенные в правом верхнем углу на лицевой стороне.
Затем председатель участковой избирательной комиссии оглашает присутствующим и заносит в протокол:
- число неиспользованных избирательных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями в ходе голосования;
- число избирателей, внесенных в список избирателей (в том числе в дополнительный);
- число полученных избирательных бюллетеней;
- число открепительных удостоверений для голосования на выборах, полученных участковой избирательной комиссией;
- число открепительных удостоверений для голосования на выборах, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке;
- число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах на избирательном участке;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
- число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу отметок "Голосование вне помещения для голосования" в списке избирателей);
После занесения этих данных председателем участковой избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов.
Непосредственный подсчет
голосов избирателей
Затем поочередно вскрываются переносные ящики для голосования и производится подсчет находившихся в них избирательных бюллетеней. Отделяются избирательные бюллетени не установленной формы, либо не заверенные участковой избирательной комиссией. Число извлеченных из каждого переносного ящика бюллетеней установленной формы оглашается председателем комиссии. Общее число, по переносным ящикам заносится в протокол.
После подсчета избирательных
бюллетеней в переносных ящиках для
голосования вскрываются
Члены участковой избирательной
комиссии с правом решающего голоса
оглашают содержащиеся в избирательных
бюллетенях отметки избирателей
и представляют бюллетени для
визуального контроля всем присутствующим
при непосредственном подсчете, сортируют
избирательные бюллетени, извлеченные
из переносных и стационарных ящиков
для голосования, по голосам, поданным
за каждого из кандидатов, а также
по голосам, поданным против всех кандидатов,
одновременно отделяют бюллетени не
установленной формы и
Затем не менее два члена избирательной комиссии с решающим голосом подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и отдельно против всех кандидатов. Полученные данные немедленно заносятся в протокол.
Не действительные бюллетени
учитываются отдельно. Таковыми считаются
избирательные бюллетени, по которым
невозможно установить волеизъявление
избирателя, в том числе те, в
которых отметка проставлена
более чем в одном квадрате,
либо не содержит отметок. Последние, отделяются
от иных недействительных избирательных
бюллетеней, их число оглашается и
заносится протокол. Так же, не действительными
признаются все бюллетени, вынутые
из переносного ящика для
Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, а председатель комиссии заносит в протокол об итогах голосования число действительных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма бюллетеней, извлеченных из переносных и стационарных ящиков, с отметками избирателей, поданных за каждого из кандидатов и против всех кандидатов.
После этого с рассортированными избирательными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, др. лица, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Затем, в соответствии с методическим руководством ЦИК РФ производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования.
Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, каждый из которых подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (в случае отсутствия некоторых членов комиссии - не менее половины от установленного числа, причем причина отсутствия вносится в протокол) с проставлением даты и времени его подписания. Член комиссии с правом решающего голоса не согласный с содержанием протокола вправе зафиксировать свое особое мнение. Первый экземпляр протокола об итогах голосования немедленно направляется в территориальную окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр вместе с избирательными бюллетенями и другими документами хранятся секретарем избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении. Третий экземпляр (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Заверенные копии протокола выдаются лицам, имеющим на это право в соответствии с законодательством под роспись немедленно после его подписания.
На основании подлинных протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливает результаты выборов по избирательному округу. О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов, снять и заверить с него копию.
Установление итогов голосования
и результатов выборов в
При выявлении ошибок, несоответствий
в протоколе участковой избирательной
комиссии об итогах голосования вышестоящая
избирательная комиссия вправе принять
решение о проведении повторного
подсчета голосов избирателей участковой
избирательной комиссией, либо о
самостоятельном проведении повторного
подсчета голосов избирателей на
избирательном участке. Избирательная
комиссия, осуществляющая проведение
повторного подсчета голосов избирателей,
извещает об этом членов соответствующей
избирательной комиссии с правом
совещательного голоса, наблюдателей,
кандидатов, иных лиц, которые в соответствии
с законодательством вправе присутствовать
при подсчете голосов избирателей.
В протоколе делается отметка
«Повторный подсчет голосов» и он
незамедлительно направляется в
вышестоящую избирательную
Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.
Центральная Избирательная
Комиссия Российской Федерации определяет
итоги голосования и итоги
выборов, руководствуясь методикой
закрепленной в федеральных законах
«о выборах Президента РФ» и «о
выборах депутатов
Итоги голосования подведенные избирательными комиссиями всех уровней должны быть обнародованы через средства массовой информации в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.
Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти, референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, размещаются в информационно – телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".