Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

Предметом исследования в данной работе является конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.
Целью настоящей работы является изучение Конституционно-правового статуса Президента РФ, изучение правовой характеристики его положения в современном государственном устрое Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-6
Глава 1. Президент как глава Российского государства……………………..7
Президент как глава государства…………………………….7-10
Порядок избрания. Осуществление подготовки и проведения выборов. Кандидаты на замещение должности. Отрешение от должности…………………………………………………….10-15
Глава 2. Полномочия Президента и организация осуществления президентской власти…………………………………………………………16
2.1. Полномочия Президента…………………………………….16-20
2.2. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации…………………………………………………………...20-26
Заключение………………………………………………………………...27-30
Список литературы………………………………………………………..31-33

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 67.90 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ»

Волгоградский филиал

 

Юридический факультет

 

Кафедра конституционного и административного права

 

 

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Конституционное (государственное) право России»

 

 

Выполнил

Студент группы ПЮЗ-2010 (2 поток, гр. №4)

Логинов Р. В.

 

Научный руководитель

К. ю. н., доцент

Коростелёва М. В.

 

 

 

Волгоград

2011

 

План:

 

 

Введение………………………………………………………………………3-6

Глава 1. Президент как  глава Российского государства……………………..7

    1. Президент как глава государства…………………………….7-10
    2. Порядок избрания. Осуществление подготовки и проведения выборов. Кандидаты на замещение должности. Отрешение от должности…………………………………………………….10-15

Глава 2. Полномочия Президента и организация осуществления  президентской власти…………………………………………………………16

2.1.  Полномочия Президента…………………………………….16-20

2.2.  Организационные основы президентской власти в Российской Федерации…………………………………………………………...20-26

Заключение………………………………………………………………...27-30

Список литературы………………………………………………………..31-33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

     В современном мире необходимость социальной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Власть – существенный элемент всякой организации социальной жизни, жизни в коллективе. Среди разновидностей общественной власти обычно называют демократию, плутократию (власть богатства), меритократию (власть старейшин, заслуженных людей) и др.

     Президентская власть, как власть социальная, является не частной, как это, например, имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Это – политическая власть, действующая от имени всего общества и редко (например, в условиях тоталитарного социализма) от имени определенного класса или классов. По общему правилу, имеется лишь один уникальный коллектив, в котором может возникнуть такая разновидность общественной власти – это социально ассиметричное (в разных пониманиях классовое, стратифицированное) общество, всеобъемлющий коллектив более или менее определенных географических границах (страна, город-государство, субъект федерации), иногда – в кочующем сообществе (у монголов, где вместо административно-территориального деления использовалось деление на десятки, сотни или другие способы исчисления людей в походе). По общему правилу политическая власть получает свое выражение в государственной форме как власть государства.

     Президентская власть формализована, она реализуется специализированным президентским аппаратом.

     Таким образом, президентская власть – явление социально-политическое. Это основная форма проявления политической власти, обладающая специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе.

     Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность.

     Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24 апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР»1. В июне 1991 года состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.2

     Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.

     Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 803 Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

     Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти.

     Логика построения новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления. Согласно ст. 10 Конституции РФ4 государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом, разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

     Согласно Конституции РФ Президент выступает как гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

     Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.

    Часть 1 ст. 80 Конституции РФ5 устанавливает, что Президент является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы.

     Актуальность  работы обусловлена правовым и политическим значением института Президента Российской Федерации, его положением в государственной системе, современной социальной политикой Президента, направленной на развитие современных технологий.

     Актуальность данной работы определяется и тем, что социальная политика современного Президента Российской Федерации выходит на новый уровень, чему свидетельствует, например, появление новых технологий общения с народом (социальные сети и пр.), в связи с этим статус Президента РФ в современном государственном устрое и обществе обретает новые функции. Данный вопрос представляет интерес в настоящее время.

     Данная тематика широка и многоаспектна. На первый план по своему практическому значению и актуальности выдвигаются проблемы установления пределов и содержания конституционных полномочий Президента РФ, правового регулирования его компетенции, ее соотношения с правами других органов государства, взаимоотношений главы государства с ветвями власти, президентского нормотворчества. Особенно значимы в практическом отношении вопросы его взаимодействия с Правительством РФ, другими органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, участие в законодательном процессе, соотношение компетенции Президента и Правительства Российской Федерации, президентское руководство федеральными органами исполнительной власти. Особый интерес представляют перспективы развития, совершенствования института Президента Российской Федерации, его конституционного статуса, разработка предложений по изменению и дополнению Конституции РФ.

     Предметом исследования в данной работе является конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

     Целью настоящей работы является изучение Конституционно-правового статуса Президента РФ, изучение правовой характеристики его положения в современном государственном устрое Российской Федерации.

Глава 1. Президент как глава Российского государства.

 

 

    1. Президент как глава государства.

 

 

«Будь собой и  позволяй себе быть президентом –  первая

и единственная заповедь для президента».

Константин  Мадей.

 

     Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.

     Президент Российской Федерации, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст. 83,84 Конституции РФ6), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов - назначение на высшие должности в государстве. Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловно, соответствующие полномочия Президента – это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции РФ.7

     Необходимость подобной же координации возникает и применительно к такому важному вопросу, как законодательная деятельность. В этом вопросе крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопроектов. Кроме того, через право вернуть Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) он имеет возможность известным образом отстаивать свою точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта.

     Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно. Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды.

     Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.

     В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.

     На Президента возложена очень важная функция в системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры. Конституция наделила Президента Российской Федерации правом определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия Президент реализует различными путями, так ему разрешено обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней политики.

     Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо учитывать важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент Российской Федерации как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.8

 

 

 

1.2.   Порядок избрания. Осуществление подготовки и проведения выборов. Кандидаты на замещение должности. Отрешение от должности.

 

 

     Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Ранее президент России избирался на четыре года.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации