Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание

Предметом исследования в данной работе является конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.
Целью настоящей работы является изучение Конституционно-правового статуса Президента РФ, изучение правовой характеристики его положения в современном государственном устрое Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-6
Глава 1. Президент как глава Российского государства……………………..7
Президент как глава государства…………………………….7-10
Порядок избрания. Осуществление подготовки и проведения выборов. Кандидаты на замещение должности. Отрешение от должности…………………………………………………….10-15
Глава 2. Полномочия Президента и организация осуществления президентской власти…………………………………………………………16
2.1. Полномочия Президента…………………………………….16-20
2.2. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации…………………………………………………………...20-26
Заключение………………………………………………………………...27-30
Список литературы………………………………………………………..31-33

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 67.90 Кб (Скачать документ)

     5. Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);

     6. Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.

     Полномочия Президента РФ по вопросам гражданства:

Президент решает вопросы:

     1) приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

     2) принимает решения по вопросам восстановления гражданства;

     3) дает разрешение на выход из гражданства;

     4) разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство;

     5) предоставления политического убежища, которое является суверенным правом государства-субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет право предоставления политического убежища.

    Иные Полномочия Президента Российской Федерации:

     1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные;

      2. Президент РФ наделен правом введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения. Право Президента вводить на территории Российской Федерации или отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации;

     3. Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения - награждение государственными наградами России. Президент также присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждения ими;

     4. Президенту предоставлено право помилования. Помилование - это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

 

 

2.2. Организационные  основы президентской власти  в Российской Федерации.

 

 

     Президентская власть, как и любое другое направление государственного властвования, реализуется посредством функционирования государственных органов. Термин "президентская власть" в данном случае не в полном объеме отражает организационные начала президентской власти, поскольку осуществляется она не только главой Российского государства, но и иными органами и должностными лицами. 
     Вся совокупность органов, реализующих президентскую власть, в научной литературе именуется различным образом. Часть исследователей применяет термин «механизм президентской власти».17 Отдельные исследователи используют понятие «исполнительный аппарат Президента»18. Встречается позиция о том, что совокупность органов при Президенте образует «форму президентской власти»19. С.А. Авакьян придерживается позиции, что для охвата всей совокупности структур, участвующих в осуществлении президентской власти, подошло бы понятие «команда Президента»20. Применение различных терминов в отношении всей структуры президентской власти не столько отражает различные лингвистические предпочтения соответствующих исследователей, сколько указывает на содержание механизма президентской власти в их интерпретации. 
     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»21 в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации находятся Управление делами Президента Российской Федерации, к задачам которого в соответствии с Положением об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 17 сентября 2008 г. N 137022, относится материально-техническое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации, социально-бытовое, медицинское, санаторно-курортное обслуживание, обеспечение жилыми помещениями лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также финансовое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента и Аппарата Правительства Российской Федерации. 
     Вызывает вопрос выделение полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в качестве самостоятельного элемента механизма президентской власти наряду с Администрацией Президента Российской Федерации, в которую напрямую входят полномочные представители (п. 3 Положения об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 49023).  
     Что касается Государственного совета Российской Федерации, то, не отрицая его участие в механизме осуществления президентской власти, можно констатировать, что и члены Государственного совета Российской Федерации, которыми являются высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (п. 7 Положения о Государственном совете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 160224), выступают в качестве определенных элементов механизма президентской власти, что подтверждается особым порядком их назначения на должность. Так, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»25 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Вместе с тем, роль Президента Российской Федерации в процессе наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является превалирующей, поскольку, в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации дважды не принял решение о наделении представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями, Президент Российской Федерации вправе принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»26). При этом, в соответствии с нормами ст. 19 указанного Федерального закона Президент Российской Федерации вправе назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в случае истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. 
     Более того, глава государства в силу положений ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»27 вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от соответствующей должности в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации. 
Все это позволяет говорить о том, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации ориентированы на главу государства и являются вертикальной основой президентской власти в Российской Федерации, а, следовательно, и частью ее механизма. Правда, в данном случае необходимо определенное уточнение. Включение высших должностных лиц в структуру президентской власти необходимо рассматривать не только в аспекте процедуры их наделения полномочиями, но и в контексте их деятельности в качестве членов Государственного совета Российской Федерации. 
     Механизм президентской власти включает в себя создание и функционирование значительного количества временных совещательных и консультативных органов, образуемых при Президенте Российской Федерации28
     Таким образом, в структуру президентской власти в настоящее время помимо самого Президента Российской Федерации входят: 
     1) аппарат главы государства (Администрация Президента Российской Федерации и полномочные представители Президента Российской Федерации); 
     2) органы, содействующие реализации президентской власти (Совет Безопасности Российской Федерации, Государственный совет Российской Федерации, а также различные совещательные и консультативные органы, образуемые при Президенте Российской Федерации); 
     3) органы исполнительной власти двойного подчинения, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации, а координацию деятельности Правительство Российской Федерации («силовой блок» Правительства Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации и Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации). 
     В то же время представленная структура президентской власти в Российской Федерации включает в себя лишь важнейшие элементы. За ее рамками могут быть и иные институции президентской власти. К примеру, представители Президента в квалификационных коллегиях судей. 
     Организационные начала президентской власти представляют собой своеобразную «узловую структуру», характеризующуюся наличием различных «центров влияния», взаимодействующих между собой в самых различных комбинациях. Параметры функционирования структуры президентской власти определяются главным образом главой государства. При этом, структура президентской власти выведена из сферы парламентского контроля. 
     Важной особенностью организационных основ президентской власти является их интегративная характеристика, обусловленная в том числе функциональными особенностями президентской власти. Государственный совет Российской Федерации, являющийся совещательным органом и содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (п. 1 Положения о Государственном совете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 160229), состоит из Президента Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, тем самым способствуя интеграции публичной власти по «вертикали». 
     В дополнение к этому немаловажной чертой механизма президентской власти выступает его тесное соприкосновение с исполнительной властью, выражающееся в системе двойного подчинения ряда органов исполнительной власти и их должностных лиц. 
Таким образом, наличие устойчивой, организационно обособленной системы органов и должностных лиц, обеспечивающих и способствующих реализации президентской власти в Российской Федерации, является важным аргументом в пользу существующей в науке конституционного права идеи о юридической и политической самостоятельности президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации. Механизм президентской власти в Российской Федерации при этом в значительной мере отличается по принципам построения и методам своей деятельности от организационных основ функционирования иных ветвей власти, подчеркивая специфические функции и задачи президентской власти как интегрирующего начала современной российской государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

 

     Глава о Президенте РФ открывает перечень глав Конституции, устанавливающих место федеральных органов государственной власти в системе органов публичной власти и их компетенцию.

     Президентом традиционно именуется глава государства в странах с республиканской формой правления. На протяжении более чем 70-летней истории существования СССР и РСФСР единого главы государства Конституция не предусматривала. Его функции выполнял Генеральный секретарь ЦК КПСС. С ликвидацией монополии КПСС в политической системе государства был введен пост Председателя Верховного Совета СССР - высшего должностного лица СССР, а в марте 1990 г. на третьем Съезде народных депутатов СССР был введен пост Президента СССР. Первым и последним Президентом СССР был М.С. Горбачев. После этого посты президентов были учреждены в ряде республик в составе СССР. В соответствии с решением всероссийского референдума 17 марта 1991 г. пост Президента был учрежден и в России.

     Статус главы государства определяет место президента внутри страны и в международных отношениях как высшего представителя государства.

     Президент РФ наделен широким кругом полномочий, которые он применяет, реализуя свой статус главы государства, самостоятельно, юридически независимо от других органов государственной власти РФ, но в тесном взаимодействии с ними. Получая свои полномочия от народа на основе всеобщих, равных и прямых выборов, он не подчинен никаким органам власти и не должен отчитываться перед ними. Ответственность за свою политику он несет только перед народом. При этом Президент РФ обладает сдерживающими полномочиями по отношению к органам законодательной, исполнительной и судебной власти.

     Роль Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна. Она выражается в том, что Президент РФ, реализуя свои конституционные полномочия, обеспечивает прямое действие Конституции на всей территории РФ.

     Основные направления внутренней и внешней политики Президент РФ формулирует, прежде всего, в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. Эти направления должны соответствовать общедемократическим принципам устройства общества и государства, содержащимся в Конституции.

     Участие Президента РФ в законодательном процессе, реализация иных полномочий, предусмотренных Конституцией, позволяют Президенту влиять на обеспечение определяемых им направлений внутренней и внешней политики в практической деятельности органов государственной власти РФ.

     Конституция закрепляет ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России, в частности, устанавливает, чтобы кандидат на пост Президента в обязательном порядке был гражданином России. Конституция также закрепляет ценз оседлости (т.е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков. Установлен также возрастной ценз для главы государства: Президент РФ не может быть моложе 35 лет.

     Запрет занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд является одним из ограничений президентской власти. Конституция не предусматривает никаких исключений из этого правила. В то же время не запрещено занимать этот пост одному и тому же лицу с перерывами.

     Роль Президента РФ как фактического руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством РФ, но и в праве формировать Администрацию Президента РФ, Совет Безопасности РФ, назначать полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей.

     Основные функции Администрации Президента РФ - организационное обеспечение деятельности Президента РФ, Совета Безопасности РФ, консультативных и совещательных органов при Президенте РФ и обеспечение их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти; подготовка предложений, рекомендаций и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации; выработка предложений по законопроектной деятельности Президента РФ и иные направления деятельности.

     Конституция закрепляет роль Президента РФ как координатора органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Согласительные процедуры, которые может использовать Президент РФ для разрешения разногласий, возникающих между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, выражаются в обсуждении и поиске согласованных решений, которые должны приниматься с учетом интересов многонационального народа Российской Федерации и не нарушать прав и законных интересов субъектов РФ, не нарушать закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации принципы федеративного устройства.

     Президент РФ, как и президенты ряда зарубежных государств, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Этот статус позволяет ему реализовать свои функции по охране суверенитета и целостности государства, гаранта прав человека, которые могут обеспечиваться лишь в условиях мира. В качестве Верховного Главнокомандующего Президент РФ осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами РФ.

     Полномочия Президента РФ реализуются в основном путем принятия им правовых актов. По Конституции актами Президента РФ являются указы и распоряжения. Решения Президента РФ, носящие нормативный характер, т.е. содержащие общие правовые предписания неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, оформляются указами.

     Установление Конституцией неприкосновенности Президента РФ является важной гарантией его независимости и стабильности статуса главы государства.

     Конституция устанавливает основания отрешения Президента РФ от должности и содержит процессуальные нормы о процедуре такого отрешения. Единственным его основанием является выдвинутое Государственной Думой обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Понятия тяжкого и особо тяжкого преступления содержатся в Уголовном кодексе РФ.

     Процедурные вопросы, связанные с отрешением Президента РФ от должности, содержатся в регламентах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

 

 

Нормативные акты:

 

 

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// www.consultant.ru;

  1. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной Думы»/ www.consultant.ru /;
  2. Федеральный закон от 19.07.2009 N 196-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»/ www.consultant.ru /;
  1. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 05.04.2011) «О политических партиях»// www.consultant.ru;

  1. Федеральный закон от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»// www.consultant.ru;
  2. Федеральный закон от 19.07.2009 N 196-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// www.consultant.ru;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»// www.consultant.ru;
  4. Положение  об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 17 сентября 2008 г. N 1370// www.consultant.ru;
  5. Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 490// www.consultant.ru;
  6. Положение о Государственном совете Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 1602// www.consultant.ru;

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации