Конституционно-правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание

Актуально рассмотреть правовое положение судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве в связи с созданием «правового» государства, со стремлением государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в так называемое «цивилизованное» общество, свободное от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминального. Россия - государство на протяжении многих веков своей истории испытывала на себе самые разнообразные проявления деспотизма со стороны правителей - самодержцев, а затем «вождей» пролетариата.

Содержание

Введение ....................................................................................................................3
1 Конституционное право как наука …………………………………………….6
1.1 Конституционное право Российской Федерации ............................................6
1.2. Административно-правовое регулирование судебной власти …..................9

2 Конституционно-правовой статус судей ……………………………………..15
2.1 Конституционно-правовой статус судей Российской Федерации ...............15
2.2 Специфика правового статуса судей...............................................................16

2.3 О неприкосновенности судей...........................................................................17
2.4 О независимости судей.....................................................................................19
2.5 Трудности реализации правового статуса судей ...........................................22
Заключение .............................................................................................................24
Глоссарий ................................................................................................................26
Список использованных источников ...................................................................28
Список сокращений ................................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

Конституционно-правовой статус судей.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Мурманский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Конституционное государственное право России
Тема Конституционно-правовой статус судей
Фамилия студента Бондаренко
Имя студента Любовь
Отчество студента Николаевна
№ контракта 07507080101013

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

 

    Введение ....................................................................................................................3 
    1 Конституционное право как наука …………………………………………….6 
    1.1 Конституционное право Российской Федерации ............................................6 
    1.2. Административно-правовое регулирование судебной власти …..................9

    2 Конституционно-правовой  статус судей ……………………………………..15 
    2.1 Конституционно-правовой статус судей Российской Федерации ...............15 
    2.2 Специфика правового статуса судей...............................................................16

    2.3 О  неприкосновенности судей...........................................................................17 
    2.4 О независимости судей.....................................................................................19 
    2.5 Трудности реализации правового статуса судей ...........................................22 
    Заключение .............................................................................................................24 
    Глоссарий ................................................................................................................26 
    Список использованных источников ...................................................................28 
    Список сокращений ................................................................................................29

    Приложения ............................................................................................................30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

 
 

     Современное конституционное право – это  отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации  власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе – значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории.

     И это понятно, ибо Конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и гражданина и т. д. – всё это относится к сфере государственно-правовой надстройки, возвышающейся над социально-экономическим базисом общества. Важно также подчеркнуть, что наука конституционного права Российской Федерации не просто вскрывает характер общественных отношений, лежащих в основе государственного строя Российской Федерации, а призвана показать и доказать, как указанные отношения с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, как наука она должна вывести из господствующих в обществе общественных отношений адекватную модель его конституционной организации. А это неизбежно предполагает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в способе организации и осуществления государственной власти. Тем самым наука конституционного права освещает путь практике. Она призвана показать и обосновать, каким должно быть устройство Российской Федерации при господствующих в обществе общественных отношениях. Поэтому наука конституционного права РФ имеет дело с осмыслением только таких государственно-правовых норм, которые адекватно выражают и закрепляют указанные отношения. Более того, она должна предлагать властным структурам государства модель оптимальных норм права, стимулирующих поступательное конституционное развитие общества, государства. На основе таких норм должны возникать и функционировать государственно-правовые отношения.

       Критерием для образования системы  конституционного права являются  институты, т.е. группы норм  регулирующие относительно самостоятельные  сферы конституционных отношений (Приложение А).

       В большинстве конституций мира  признается идеологический и  политический плюрализм через  закрепление соответствующих прав  и свобод человека и гражданина. Но Конституция РФ возводит  принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому. Общество поэтому наделяет государство правом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

     Конституционно-правовой статус судьи — определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи, его права, обязанности, основания и порядок назначения на должность, гарантии деятельности. Суд как элемент судебной системы состоит из судей, правовой статус и фактическое положение которых определяют эффективность всей судебной организации.

     Правовое  положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О  статусе судей" от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. 1

     Актуально рассмотреть правовое положение судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве в связи с созданием «правового» государства, со стремлением государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в так называемое  «цивилизованное» общество, свободное от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминального. Россия - государство на протяжении многих веков своей истории испытывала на себе самые разнообразные проявления деспотизма со стороны правителей - самодержцев, а затем «вождей» пролетариата. Все это время отправление правосудия было лишь маской, прикрывавшей государственный террор по отношению к собственному народу. А судьи - послушными марионетками в руках власть имущих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основная  часть 

     1 Конституционное  право как наука 

     1.1 Конституционное право Российской Федерации 

     Для понимания конституционного права  необходимо определить также юридический  режим отрасли, который включает в себя: метод, принципы, характер главного источника. Под методами конституционного права понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на регулируемые конституционным правом общественные отношения и их участников. Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания на:

     1) управомачивающий - наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правомочиями (ст. 73 Конституции РФ: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти);

     2) метод обязывания - (кандидат обязан платить установленные законом налоги и сборы);

     3) метод дозволения - (ст. 66 – по предъявлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе).  Связан данный метод с управомачивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомачивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

     4) метод запрещения.

     Как предмет, конституционное право  охватывает такие сферы общественных отношений, как:

     - охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);

     - устройства государства и государственной власти;

     - отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию.

     Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека по отношению к другим людям и к государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создаёт их правовые гарантии, оно учреждает такое государство, которое, не превращаясь в «ночного сторожа» свободы, берёт на себя обязанность создать условия для благополучия людей; в сущности, этому подчинено всё устройство государственной власти.

     Некоторые российские ученые полагают, что предметом  конституционного права являются «отношения человека с обществом», «закрепление основ общественного строя», установление «принципов гражданского общества». Эти подходы являются скорее данью традиции со времен, когда в условиях тоталитаризма признавалось государственное руководство обществом. Но в подлинно гражданском обществе, которое сейчас складывается в России, это становится невозможным: гражданское общество независимо от государства и стоит над ним, оно строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях.

     Право регулирует только небольшую часть общественных отношений, в то время как большая их часть является предметом саморегуляции на основе морали и общественной самоорганизации.

     Как и любая отрасль права, конституционное  право имеет свой предмет. Уяснение его необходимо для того, чтобы  выявить специфику правового регулирования, а значит – составить понятие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституционного права требует большой точности, поскольку в этой отрасли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть максимально ограниченной, имея только самый необходимый набор полномочий в интересах людей.

     В демократическом государстве это право непрерывно развивается, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно характерно для современной России, в которой происходит переход общества от тоталитаризма к демократии. Конституционное право здесь, будучи само объектом реформ, создаёт минимально необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе и экстремистских и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил поведения. Роль этой отрасли права постоянно возрастает также потому, что в российском обществе еще не сложились стереотипы политической культуры и политической этики, недостаточно развиты механизмы формирования и выявления общественного мнения.

     Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

       Высшая юридическая сила Конституции  РФ означает, что законы и иные  правовые акты, принимаемы в РФ, не должны противоречить Конституции РФ и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Информация о работе Конституционно-правовой статус судей