Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:59, курсовая работа
Актуально рассмотреть правовое положение судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве в связи с созданием «правового» государства, со стремлением государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в так называемое «цивилизованное» общество, свободное от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминального. Россия - государство на протяжении многих веков своей истории испытывала на себе самые разнообразные проявления деспотизма со стороны правителей - самодержцев, а затем «вождей» пролетариата.
Введение ....................................................................................................................3
1 Конституционное право как наука …………………………………………….6
1.1 Конституционное право Российской Федерации ............................................6
1.2. Административно-правовое регулирование судебной власти …..................9
2 Конституционно-правовой статус судей ……………………………………..15
2.1 Конституционно-правовой статус судей Российской Федерации ...............15
2.2 Специфика правового статуса судей...............................................................16
2.3 О неприкосновенности судей...........................................................................17
2.4 О независимости судей.....................................................................................19
2.5 Трудности реализации правового статуса судей ...........................................22
Заключение .............................................................................................................24
Глоссарий ................................................................................................................26
Список использованных источников ...................................................................28
Список сокращений ................................................................................................29
Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.).
В соответствии с Законом «О статусе судей в РФ» судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни.
Согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения»9.
Некоторые отличия от общих положений настоящего Закона имеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Характер этих отличий в статусе будет раскрыт в дальнейшем.
2.3 О неприкосновенности судей
Неприкосновенность судьи - определенные статусом судьи и определенные Конституцией и федеральным законом гарантии защиты личных или общественных и профессиональных интересов судьи. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище и служебное помещение, используемый им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Ограничение этих прав возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи. Привлечь судью к уголовной ответственности можно только в порядке, определенном федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при условии согласия на то соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается только с согласия квалификационной коллегии и с санкции Генерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ. Судья не может быть задержан, а также принудительно доставлен в соответствующий орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судьи, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел по месту нахождения суда обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности судей, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
Проявление
неуважения к суду или судьям, неисполнение
требований и распоряжений судей влечет
установленную законом ответственность.
Все судьи обладают единым статусом. Определенными
особенностями отмечено правовое положение
судей военных судов и судей Конституционного
Суда РФ.
В соответствии с высоким статусом судей
к ним предъявляются определенные требования.
Самые общие из них сформулированы в ст.
119 Конституции РФ. Судьями могут быть
только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие
25 лет, имеющие высшее юридическое образование
и стаж работы по юридической профессии
не менее пяти лет. При этом под "юридической
профессией" понимается работа в судебных
органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических
подразделениях государственных органов,
общественных объединений и коммерческих
структур, а также научная и преподавательская
деятельность в области права. Наряду
с этими конституционными требованиями
законом установлен и ряд дополнительных
требований. Прежде всего, судьи обязаны
неукоснительно соблюдать Конституцию
РФ и другие законы. Судья при исполнении
своих полномочий, а также во внеслужебных
отношениях должен избегать всего, что
могло бы умалить авторитет судебной власти,
достоинство судьи или вызвать сомнение
в его объективности, справедливости и
беспристрастности. Судье запрещается
быть депутатом, принадлежать к политическим
партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую
деятельность, а также совмещать работу
в должности судьи с другой оплачиваемой
работой, кроме научной, преподавательской,
литературной и иной творческой деятельности.
Закон также требует, чтобы на должность
судьи назначались лица, не совершившие
порочащих поступков, сдавшие квалификационный
экзамен и получившие рекомендацию квалификационной
коллегии судей. При этом судьей вышестоящего
суда может быть гражданин РФ, достигший
30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет
и имеющий стаж работы по юридической
профессии не менее десяти лет. Для судей
Конституционного Суда РФ установлены
более высокие требования: возраст не
менее 40 лет и стаж работы по юридической
профессии не менее пятнадцати лет.
Для выражения интересов судей как носителей
судебной власти ими образуются органы
судейского сообщества. К их числу относятся:
а) Всероссийский съезд судей, который
на период между съездами избирает совет
судей Российской Федерации; б) Собрания
судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного
Суда; в) съезды (конференции) судей субъектов
РФ, военных округов, групп войск и флота,
которые на период между съездами избирают
советы судей. Органы судейского сообщества
обсуждают вопросы судебной практики
и совершенствования законодательства,
рассматривают актуальные проблемы работы
судов и др. Эти органы никаким образом
не вмешиваются в судебную деятельность.
2.4 О независимости судей
Среди гарантий независимости судей, обозначенных в ст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесено предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему относятся в первую очередь ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих, довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.
В
Законе «О статусе судей» гарантии
независимости судей закреплены
в ст. ст. 9-10. в соответствии с этими
статьями независимость судьи
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление»10.
Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии". Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик в составе Российской Федерации и другие органы юстиции осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.
Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет меры по созданию условий, необходимых для деятельности арбитражных судов. Деятельность военных судов обеспечивается в порядке, предусмотренном федеральным законом о военных судах.
Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда. «Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть освобожден»11.
Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производства там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производятся с соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
Уголовное
дело в отношении судьи по его требованию,
заявленному до начала судебного
разбирательства, должно быть
рассмотрено только Верховным Судом
Российской Федерации.
2.5
Трудности реализации
правового статуса судей
Существование судебной власти на ряду с законодательной и исполнительной является признаком демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, торжества идей свободы и справедливости. Поскольку основным назначением судебной власти является охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц, оно не возможно без предания лицам, осуществляющим правосудие (судьям) особого, гарантированного государством, и охраняемого им статуса.
Так как, вместе с законодательной и исполнительной властями судебная власть включена в систему народовластия она обеспечивается реализацией важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина не только по отношению к субъектам на которых она распространяется, но и на тех, кто призван по закону ее отправлять.
Основным, закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом судебной власти является то, что она «не может осуществляться каким - либо другим органом кроме суда ни при каких условиях» (ст. 118 Конституции РФ).
Специфика судебной власти заключена не только в особой процедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий, но и в особой, свойственной только ей, форме обеспечения гарантий независимости и неприкосновенности лиц, ее осуществляющих.
Являясь важным объектом правового регулирования судебная система Российской Федерации имеет обширный правовой базис, ядро которого образуют нормы Конституции, содержащиеся в гл.1,2 и главным образом в гл.7, которая так и называется - «Судебная система». Совокупность этих норм составляет конституционные основы судебной системы России. Вместе с принятием 12 декабря 1993 года новой Российской Конституции были определены, наряду с задачами реформирования всех органов государственной власти, и направления реформирования судебной системы России.
Основными новеллами, которые были введены в Российское законодательство с принятием новой Конституции стали принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судей в их деятельности. Именно соблюдение этих принципов позволит в дальнейшем гарантировать развитие судебной системы и правосудия в истинно демократических, цивилизованных рамках, свойственных странам с уже устоявшимися демократическими традициями.
Согласно действующей Конституции, законам, регламентирующим отправление судебной власти в Российской Федерации принцип независимости судей означает, что они осуществляют судебную власть помимо чьей - либо воли, подчиняясь только Конституции и закону.
Конституционные новеллы, связанные с правами граждан в сфере правосудия, лежат на пересечении двух взаимосвязанных тенденций: совершенствования юридического механизма защиты прав человека и гражданина и усиления судебной власти в государственной системе. Обе тенденции в полной мере отвечают курсу на формирование правового государства в России. Именно суд в современных условиях призван стать основным юридическим средством, гарантирующим права и свободы как граждан, так и иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в России. Закрепляя возможность использования для защиты прав и свобод человека всех способов, не запрещенных законом (ст. 45), Конституция акцентирует внимание на универсальности судебной реформы, снимает преграды на пути ее использования для обеспечения конституционных прав и свобод.