Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:23, курсовая работа
Во-первых, это общие конституционные положения об организации и деятельности государственной власти, в том числе и судебной ее составляющей. К этой группе можно отнести конституционные положения, закрепленные, в частности, ст. ст. 1, 2, 4, 8, 10, 11, 15, 71, 72, 76, 104 и рядом других статей Конституции Российской Федерации. Для нас очевидно, и многие исследователи это отмечают, что такие основополагающие начала российской государственности, как демократизм, суверенность, правовое государство с системой разделения власти, верховенство и прямое действие Конституции Российской Федера
Введение…………………………………………………………………………...............3
1. Конституционно-правовой статус судебной власти в России…………………….5
1.1 Конституционные основы судоустройства………………………………………..5
1.2 Конституционные основы статуса судей…………………………………………..8
2. Конституционное регулирование организации судебной власти………………..11
3. Некоторые проблемы укрепления гарантий независимости судей……………..17
Заключение……………………………………………………………………………..20
Глоссарий……………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………29
Приложение А…………………………………
Одно из наиболее распространенных мнений о причинах недостаточной реализации принципа независимости судей сводится к гипертрофированной роли председателей судов. Председатели судов пользуются значительной властью в отношении судей, приписанных к соответствующему суду, особенно в вопросах назначения на должность, повышения в должности и отстранения от должности. Именно председатель суда составляет на судей характеристики и рекомендует их либо для назначения на должность по истечении трехлетнего испытательного срока, либо для повышения в должности. Кроме того, от председателя суда во многом зависит материальное благополучие, а также качество социальных гарантий судьи. И эта зависимость заложена в действующем законодательстве.
Действующее законодательство, предоставляя широкие полномочия председателям судов, позволяет оказывать весьма существенное влияние на других судей, тем самым препятствуя реализации принципа независимости судей.
Следует также отметить, что сами председатели судов зависимы от председателей вышестоящих судов, а те, в свою очередь, от Администрации Президента РФ. Так, Председатели ВС РФ и ВАС РФ назначаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ. В то же время Председатель Конституционного Суда РФ на основании ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» избирается судьями Конституционного Суда из своего состава тайным голосованием сроком на три года.
Кроме того, председатели всех федеральных судов и их заместители (кроме КС РФ) назначаются сроком на шесть лет. При этом одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
Во избежание
влияния со стороны представителей
законодательной и
По нашему мнению,
председателей федеральных
В любом случае предлагаемые изменения, предусматривающие переход на систему выборов председателей федеральных судов и их заместителей судьями соответствующих судов, а также недопустимость неоднократного избрания одного и того же лица на соответствующую должность руководителя суда позволят укрепить гарантии независимости судей. Кроме того, предлагаемые меры будут гарантией ответственности председателей судов перед судьями, а также позволят им противостоять давлению вышестоящего начальства, руководителей других ветвей власти, бизнеса, помогут свести к минимуму коррупцию в судебной системе.
Широко распространено
представление о том, что председатели
судов допускают
Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ст. 21, 22) предоставляет председателю вышестоящего суда право обращаться с представлением о досрочном прекращении полномочий судьи в квалификационную коллегию судей; участвовать в формировании состава квалификационной коллегии судей, а также участвовать в заседании квалификационной коллегии судей при рассмотрении инициированного им дела о дисциплинарном проступке судьи.
Кроме того, апелляции на решения квалификационных коллегий судей субъекта РФ рассматриваются судами под председательством того же лица, которое инициировало дисциплинарное взыскание.
Все эти установления действующего законодательства ставят под сомнение способность независимого и объективного рассмотрения квалификационными коллегиями судей вопросов о досрочном прекращении полномочий судьи.
Для того чтобы
обеспечить объективное рассмотрение
дела в квалификационной коллегии необходимо
внести соответствующие изменения
в Федеральный закон «Об
Во избежание возможных злоупотреблений со стороны председателя суда по вопросам вынесения дисциплинарных взысканий судьям и их отстранения от должности, а также прекращения полномочий судей, проходящих испытательный срок необходимо, чтобы его решения были предметом систематического, беспристрастного надзора со стороны специально сформированного органа (комиссии), состоящего из независимых судебных и иных юридических экспертов. Это особенно актуально, когда судья утверждает, что причиной его преследования является конфликт с председателем суда. Такая комиссия должна работать на принципах периодической сменяемости членов, прозрачности и компетентности.
Следует отметить, что административное давление и подкуп комиссии будут затруднены из-за большого количества ее членов (не менее 20 человек), периодической оптации членов комиссии, прозрачности в работе, а также тем, что в ее состав должны привлекаться наиболее известные и авторитетные в стране юристы и представители общественных организаций. Вопросы досрочного освобождения судей от должности (только в случаях, четко прописанных в законе, - например, по болезни, по причине дискредитации звания судьи, совершения преступления) также могла бы решать вышеуказанная комиссия.
Еще один фактор, влияющий на степень зависимости судей, - наличие трехлетнего испытательного срока для судьи перед пожизненным назначением на должность. Так, п. 3 ст. 11, подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» указывают, что срок полномочий впервые назначаемых судей ограничен. Принцип «пожизненного» назначения судей является единственной надежной гарантией их подлинной независимости. Однако сегодня судью назначают сначала на срок в три года и только затем - «пожизненно». Как правильно отмечает А.Н. Халиков, имеет место «...парадоксальное, если не сказать незаконное, состояние дел с первичным назначением...».
Положения вышеупомянутых статей стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Определении КС РФ отмечено, что по своей правовой природе трехлетний срок полномочий впервые назначенных судей имеет, по существу, значение предварительного испытательного срока, направленного, в частности, на выявление причин, которые могут препятствовать дальнейшему назначению того или иного судьи на должность пожизненно и которыми должны обосновываться решения соответствующих органов и должностных лиц об отказе в представлении для назначения судьи на должность без ограничения срока. Это значит, что если по истечении трех лет судье отказывают в пожизненном назначении, то, с одной стороны, ему должны быть сообщены соответствующие причины отказа, с другой стороны, такой отказ в назначении может быть обжалован опять в суд. В реальной жизни председатель суда без какой-либо аргументации не представляет на утверждение судью, который находится на испытательном сроке. В этом случае вряд ли приходится говорить о независимости судьи- «трехлетки», который фактически полностью зависит от председателя суда.
Такое положение
с первичным назначением судей
требует радикального изменения. Решение
о введении судьи в должность
на неограниченный срок по истечении
трехлетнего испытательного срока
должно приниматься независимой инстан
В заключение хотелось бы отметить, что вопросы укрепления гарантий независимости судей требуют внимательного рассмотрения и незамедлительного решения. Судьи не должны испытывать давления ни внутри судебной системы, ни со стороны исполнительной власти, чтобы вершить истинное правосудие.
Если сравнить объем ст. ст. 83 - 89, 102 - 103, 114 о полномочиях Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ с объемом ст. ст. 118 (ч. 2), 125, 126, 127, становится очевидно, что конституционный законодатель не уделил одинакового внимания самостоятельным и равным между собой ветвям власти.
В Конституции РФ очевидно не достает норм о полномочиях российских судов в системе разделения власти, не отражены вопросы формирования системы судебных органов на уровне Федерации и ее субъектов, возможность формирования специализированных судебных органов, мировой юстиции, даже существовавшие в период принятия Конституции РФ военные суды не указаны как ординарные органы государственной власти. Система судейского самоуправления, предусматривающая создание органов судейского сообщества, являющаяся важнейшей из основ организации и деятельности судебной власти, тоже не отражена в Конституции РФ. Полномочия высших органов государственной власти - Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации остались за пределами конституционного регулирования, поскольку их установление адресовано законодателю.
Такой вариант регулирования никак нельзя назвать соответствующим положениям ст. ст. 10 и 11 Конституции РФ, которые определили равенство и самостоятельность всех ветвей власти, что не может допускать возможности определения круга полномочий судебной власти законодателем по собственному усмотрению без каких-либо конституционных основ (ориентиров). Возможно, в этом и кроется одна из проблем своевременной и надлежащей по содержанию разработки и принятия законов о полномочиях судов общей юрисдикции, закона о Верховном Суде РФ, об административных судах и др., которые до настоящего времени не приняты.
Самое же основное - такой «лоскутный» подход к формированию конституционного статуса судебной власти способствовал тому, что и отраслевое законодательство по этому вопросу разрабатывается и принимается бессистемно, несбалансированно, допускаются длительные разрывы во времени принятия нормативных актов, действие которых взаимообусловлено.
Для системности
анализа проблем
Итак, разработанная на сегодняшний день и получившая свое юридическое действие система российского конституционно-правового регулирования в названной сфере в основном может быть представлена следующими направлениями:
- конституционные основы судоустройства;
- конституционные основы статуса судьи;
- конституционные основы судопроизводства.
Следует отметить, что ныне существующее положение судов субъектов РФ в судебной системе страны позволяет обеспечивать ее единство в достаточно сложных современных условиях, когда не сложились в полной мере цивилизованные федеративные отношения. Включение судов субъектов РФ в единую судебную систему России, обязательность решений конституционных (уставных) и мировых судов на всей ее территории укрепили на данном историческом этапе основы Российского государства и федерализма.
Вместе с
тем по-прежнему отсутствуют ответы
на вопросы о том, могут ли суды
субъектов РФ реализовывать свои
властные и специфические полномочия
в рамках только федеральной судебной
системы, какова должна быть степень
их независимости и
Действительно,
одной из наиболее актуальных проблем
судебного строительства
Очевидно, что в отношении судебных органов уместно ставить вопрос не об их децентрализации (хотя бы уже потому, что суды вышестоящих инстанций не делегируют свои полномочия нижестоящим судам, не принимают «управленческих» решений), а скорее о принципиальной возможности существования судебных систем субъектов РФ (пусть даже и в рамках единой общероссийской судебной системы). Как уже отмечалось, если руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда РФ, то Конституция РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» легитимизировали суды субъектов РФ, но не судебную систему субъектов РФ. Вместе с тем Конституция РФ предопределяет возможность не только разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, но также и в силу конституционного принципа федерализма «разграничение» судебной власти между Федерацией и субъектами.
Данный срез системы разделения властей связан с территориальной организацией Российской Федерации. Децентрализация государственной власти ориентирована на особенности и самобытность субъектов Федерации. Понятие суверенитета распространяется на все ветви власти, включая и судебную. В связи с этим можно разграничивать компетенцию судебных органов в зависимости от их уровня - федеральную и региональную.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Гражданские права |
совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Гражданские права нередко именуют также личными правами |
2 |
Закон |
установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений |
3 |
Законодательство |
1) основной вид деятельности законодательных органов, разработка и принятие государственных законов; 2) совокупность действующих в стране законов, регулирующих общественные, экономические, гражданские отношения (гражданское законодательство, уголовное законодательство) |
4 |
Конституционные нормы |
основа развития и
совершенствования всего |
5 |
Конституционный суд РФ |
судебный орган |
6 |
Органы государственной власти |
законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации |
7 |
Право |
1) совокупность юридических норм, воплощенных в виде законов и других нормативных актов, подлежащих обязательному соблюдению; 2) правовые возможности, вытекающие из законов, разрешенные законом способы действий, предоставленные полномочия. |
8 |
Самостоятельность судов и независимость судей |
осуществление судебной власти самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. |
9 |
Суды субъектов РФ |
конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации |
10 |
Судья |
лицо, наделенное в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе |