Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:58, контрольная работа
Изучением такого вида правоотношений, как конституционные правоотношения занимались и занимаются многие ученые-юристы, в частности Варламова, Виноградов, Козлова, Баглай, Кутафин и другие. Ученые-правоведы высказывают различные точки зрения по поводу понятия, структуры, видов и особенностей, конституционных правоотношений. Интенсивная разработка данной проблематики расширила неоднозначность подходов к её пониманию.
- население;
- муниципальное образование;
- органы государственной власти;
      - 
органы местного 
- избирательные комиссии;
- собрания избирателей и др.
Народ России (российский народ) как общность граждан Российской Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.
Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.
К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации:
- республики;
- края;
- города федерального значения;
- автономная область;
- атомные округа;
            
Основы конституционно-
Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:
- муниципальные образования;
- органы государственной власти;
      - 
органы местного 
      - 
население местного 
- этнические группы;
      - 
политические партии и другие 
общественные объединения 
- собрания граждан;
- собрания избирателей;
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства и др.
      Определяющий  
критерий  для  идентификации  
субъекта   конституционно-правовых 
отношений заключается в 
В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этническом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного права.
Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.
      Содержание   
конституционных   правоотношений   
является    социальное поведение 
субъектов в  конституционном  
праве,  круг  которых  специфичен  
и широк. Субъектами  российского  
конституционного  права  являются  
возможные участники   общественных   
отношений,   наделенные    
правоспособностью    и компетенцией,  
в  силу  чего  они  приобретают   
основание   реализовать конституционно-
Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).
      Исключительность 
статуса народа как  субъекта  
конституционно-правовых отношений  
обусловлена,  прежде  всего,  тем,  
что  он  является   носителем 
суверенитета и единственным источником 
власти  в  России  (ст.3  Конституции 
РФ).  Права  образовывать  представительные  
органы  государственной  власти, 
участвовать в выборах 
2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа).
В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов».
Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.
      3. 
Административно-
      Административно-
4. Органы государственной власти и местного самоуправления.
В Российской Федерации ими являются:
- Федеральное Собрание;
- Правительство;
- Конституционный Суд;
- Высший Арбитражный Суд;
- Городская Дума;
- Местная администрация и др.
            
Конституционные нормы 
5. Должностные лица.
Субъектами конституционного права являются:
- Президент РФ;
- Председатели палат парламента - Федерального Собрания;
- Председатель Правительства РФ;
- Председатель конституционного Суда РФ;
- Генеральный Прокурор и др.
Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторых из подобных и иные конституционно- правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.
6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся:
- избиратели;
- депутаты (различных представительных органов).
      Избиратели 
участвуют  в  данных  правоотношениях  
посредством  выборов представителей 
народа в различные законодательные 
(представительные)  органы власти (Государственную 
Думу,  Совет  Федерации,  Законодательное  
Собрание, Городскую Думу и т.д.). 
Депутаты  вправе  принимать  участие  
в  работе  тех органов государственной 
власти, в состав  которых  они  
избраны,  в  решении вопросов, 
рассматриваемых этими 
7. Политические партии, иные общественные объединения.
Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных компаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.
8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.
Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.
Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуют в конституционно-правовых отношениях.
      В 
конституционном  праве  Российской  
Федерации  выделяются  следующие 
объекты конституционно-
1) Государственная территория и её границы.
      В 
Конституции Российской Федерации  
имеется  норма,  согласно  которой 
границы между субъектами Российской  
Федерации  могут  быть  изменены  
с  их взаимного  согласия  (ч. 3   
ст. 67).   На   основе   этой   
нормы   возникают конституционно-
2) Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).
Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:
- каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);
      - 
достоинство личности 
      На 
основе ст. 98  Конституции  РФ  
и  федерального  закона  «О  
статусе депутата  Совета  Федерации  
и   статусе   депутата   
Государственной   Думы Федерального 
Собрания  Российской  Федерации»,  
устанавливающих  депутатскую 
Информация о работе Конституционно-правовые отношения: понятие и виды