Конституционно-правовые отношения: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:58, контрольная работа

Описание

Изучением такого вида правоотношений, как конституционные правоотношения занимались и занимаются многие ученые-юристы, в частности Варламова, Виноградов, Козлова, Баглай, Кутафин и другие. Ученые-правоведы высказывают различные точки зрения по поводу понятия, структуры, видов и особенностей, конституционных правоотношений. Интенсивная разработка данной проблематики расширила неоднозначность подходов к её пониманию.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 47.70 Кб (Скачать документ)

      - население;

      - муниципальное образование;

      - органы государственной власти;

      - органы местного самоуправления;

      - избирательные комиссии;

      - собрания избирателей и др.

      Народ  России  (российский  народ)  как общность  граждан Российской Федерации выступает   субъектом   конституционно-правовых   отношений   при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную Думу,  выборов Президента  РФ,  а также реализации   иных   форм   прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

      Особым   субъектом    конституционно-правовых    отношений    является государство  –  Российская  Федерация.  Ее  конституционно-правовой   статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются  основные свойства   государственного   суверенитета    Российской    Федерации,    ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

      К  участникам  конституционно-правовых   отношений   относятся   также  субъекты Российской Федерации:

      - республики;

      - края;

      - города федерального значения;

      - автономная область;

      - атомные округа;

            Основы конституционно-правового   статуса  составных  частей  Федерации определяются Конституцией  РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

      Сторонами конституционно-правовых отношений  являются также:

      - муниципальные образования;

      - органы государственной власти;

      - органы местного самоуправления;

      - население местного самоуправления;

      - этнические группы;

      - политические партии и другие  общественные объединения граждан;

      - собрания граждан;

      - собрания избирателей;

      - граждане Российской Федерации;

      - иностранные граждане;

      - лица без гражданства и др.

      Определяющий  критерий  для  идентификации  субъекта   конституционно-правовых отношений заключается в установлении того  факта,  регулируется  ли его статус нормами конституционного права или нет.

      В   некоторых   странах   государствоведы    относят    к    субъектам  конституционного права и такую  общность, как  нация.  В этническом  смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права,  есть,  по  сути,  народ (общность  граждан)  в рамках  конкретного государства. В этническом  смысле  нация – скорее  субъект международного права.

      Специфика конституционно-правовых отношений  состоит в том,  что  большинство  из  них  не  содержит  поименной  индивидуализации  субъектов   права,   эта индивидуализация связи между  субъектами  права  выражается  в  определенной всеобщности  прав  и  обязанностей,  то  есть  субъектами  данных  отношений  провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная  их группа.

      Содержание   конституционных   правоотношений   является    социальное поведение  субъектов в  конституционном  праве,  круг  которых  специфичен  и широк. Субъектами  российского  конституционного  права  являются  возможные участники   общественных   отношений,   наделенные    правоспособностью    и компетенцией,  в  силу  чего  они  приобретают   основание   реализовать конституционно-правовых отношениях свои возможности.

      Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк,  то возникает  необходимость объединения их в  следующие группы:

      1. Многонациональный народ  Российской  Федерации,  нации,  этнические общности (народности).

      Исключительность  статуса народа как  субъекта  конституционно-правовых отношений  обусловлена,  прежде  всего,  тем,  что  он  является   носителем  суверенитета и единственным источником власти  в  России  (ст.3  Конституции  РФ).  Права  образовывать  представительные  органы  государственной  власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою  волю  путем  референдума относятся к  исключительному  ведению  народа.  Нации,  этнические  общности могут вступать между собой  в конституционно-правовые  отношения,  как  между собой, так  и  с  органам  государственной  власти  по  поводу  национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их.

      2. Государство – Российская Федерация; субъекты в  составе  Российской Федерации  (республики,  края,  области,  города   федерального    значения, автономные округа).

     В  общественных  отношениях,  регулируемых  нормами  конституционного права,  государству  принадлежит  особая  роль.  Оно  выступает  в  качестве регулятора   общественных   отношений,    прежде    всего    как    носитель правотворческой   власти.   Указанные   субъекты   могут    участвовать    в конституционно-правовых     отношениях     непосредственно     или     через государственные  органы, выступающие от их имени.  Примером  таких  отношений является  Федеративный  договор  от  31  марта  1992  года  «О  разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными  органами  государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее  субъектов».

      Конституционные правоотношения  также  возможны  между  республиками,  между автономиями, республиками и автономной областью  и  автономными  округами  и  т.д.

      3. Административно-территориальные единицы  (районы, города,  районы  в городах,  поселки).

      Административно-территориальная  единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население.  Именно население,    формируя    органы     местного    самоуправления,     придает административно-территориальной  единице  черты  политического  образования, выступающего  в  качестве  субъекта  права.  Своеобразным  субъектом   права выступают избирательные округа.  Через  них  реализуются  право  избирателей представительствовать в органах государственной власти.

      4. Органы государственной власти  и местного самоуправления.

      В Российской Федерации ими являются:

      - Федеральное Собрание;

      - Правительство;

      - Конституционный Суд;

      - Высший Арбитражный Суд;

      - Городская Дума;

      - Местная администрация и др.

            Конституционные нормы разграничивают  сферы  полномочий  и  компетенцию  между  различными  органами  власти.   Обладая   правом   на   осуществление государственной  власти и местного самоуправления, они наделены  определенной компетенцией  в  соответствии  с  возложенными  на  них  задачами   (издание  законов, контроль за деятельностью   других  органов,  исполнения  законов  и т.д.). Перечисленные  субъекты выступают в  данных  отношениях  как  носители властных  полномочий  либо  как   подчиненные   субъекты,   а   иногда   как равноправные участники договорных  отношений.

      5. Должностные лица.

      Субъектами  конституционного права являются:

      - Президент РФ;

      - Председатели палат парламента - Федерального Собрания;

      - Председатель Правительства РФ;

      - Председатель конституционного  Суда РФ;

      - Генеральный Прокурор и др.

     Президент Российской Федерации является  главой  государства.  Обладая  широкими     представительскими,      правотворческими,      управленческими  полномочиями,  он  вступает  в  отношения  с  парламентом,   правительством, республиками и другими  субъектами  конституционного  права.  Те  отношения, которые  основываются   на   конституционных   нормах,   приобретают   форму конституционно-правовых. В некоторых  из  подобных  и  иные  конституционно- правовые отношения  вступают вышеперечисленные должностные  лица.

     6. К  субъектам   конституционных   правоотношений   со   специальной  правоспособностью    относятся:

      - избиратели;

      - депутаты (различных представительных  органов).

      Избиратели  участвуют  в  данных  правоотношениях  посредством  выборов представителей народа в различные законодательные (представительные)  органы власти (Государственную  Думу,  Совет  Федерации,  Законодательное  Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты  вправе  принимать  участие  в  работе  тех органов государственной  власти, в состав  которых  они  избраны,  в  решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в  утверждении  актов,  издаваемых ими и т.д.

      7. Политические партии, иные общественные  объединения.

      Политические  партии и иные общественные объединения  играют  все  более активную роль в жизни Российской Федерации. Они  участвуют  в  избирательных компаниях  выдвигая   кандидатов   в   депутаты,   организуют   предвыборные мероприятия.  Важно  их  участие  в  проведении  референдумов,   в   местном самоуправлении, в  охране и защите конституционных  прав и свобод граждан.

      8. Граждане  Российской  Федерации,  иностранные  граждане,  лица  без гражданства.

      Все физические лица участвуют  в  конституционно-правовых  отношениях, осуществляя свои  конституционные  права,  свободы  и  обязанности.  Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При  этом  следует отметить, что граждане являются субъектами данных  отношений  независимо  от пола, расы, национальности, языка и других признаков.  Иностранные  граждане и лица  без  гражданства  могут  быть,  кроме  того,  субъектами  конкретных конституционно-правовых  отношений  в  связи  с  приобретением   российского гражданства, получением политического убежища.

      Такова  система  субъектов  конституционного  права  России,  которые, участвуют   в    конституционно-правовых отношениях.

      В конституционном  праве  Российской  Федерации  выделяются  следующие  объекты конституционно-правовых отношений:

      1) Государственная территория и  её границы.

      В Конституции Российской Федерации  имеется  норма,  согласно  которой  границы между субъектами Российской  Федерации  могут  быть  изменены  с  их взаимного  согласия  (ч. 3   ст. 67).   На   основе   этой   нормы   возникают конституционно-правовые  отношения,  связанные  с   частью   государственной территории России. 

      2) Личные неимущественные блага  (жизнь,  здоровье,  честь,  достоинство).

      Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

      - каждый имеет право на жизнь  (ч. 1 ст. 21);

      - достоинство личности охраняется  государством (ч. 1 ст. 21) и др.

      На  основе ст. 98  Конституции  РФ  и  федерального  закона  «О  статусе депутата  Совета  Федерации  и   статусе   депутата   Государственной   Думы Федерального Собрания  Российской  Федерации»,  устанавливающих  депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие  конституционно-правовые отношения, связанные  с  охраной  чести  депутата.  Поведение  и  результаты поведения  субъектов  конституционных  правоотношений.  Например,   действия депутата  Государственной  Думы,  внесшего  законопроект  в  данную   палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых  отношений по    поводу    законопроекта.    Подписание    Президентом    РФ     указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект  (результат  поведения) конституционно-правового   отношения   по   поводу   отмены   этого    указа Конституционным Судом Российской Федерации.

Информация о работе Конституционно-правовые отношения: понятие и виды