Конституция РФ 1993 г. (Общая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание

В каждой стране появление и смена конституции всегда связаны с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по КП.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 030501«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Конституционное право РФ»

Тема: «Конституция РФ 1993 г. (Общая характеристика)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      
                   

                                                                                                  
 
 
 
 
 

Пенза

2011г. 
 
 
 

   Значение  конституции в жизни всякого  общества огромно, ее принципиально  особое место во всей правовой системе вызывает необходимость всестороннего исследования конституции.

   В каждой стране появление и смена  конституции всегда связаны с  существенными, а зачастую и коренными  переменами в жизни общества. Поэтому  значительное внимание наука уделяет  истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

   Конституция Российской Федерации в этом плане  не исключение.

   Конституцию как правовой акт от всех других правовых актов отличают следующие  черты:

   1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

   2) учредительный, первичный характер  конституционных установлений;

   3) всеохватывающий объект конституционной  регламентации, т.е. общественные  отношения, на которые она распространяет свое воздействие;

   4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок  принятия, внесения поправок, специфические  формы охраны и др.

   В истории Российской Федерации насчитывается  пять Конституций — 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.. Сроки действия прежних Конституций составляли соответственно 7, 12, свыше 40 и 15 лет.

   Принятие  каждой Конституции обозначало, как  правило, существенные изменения в  жизни общества, подводило итог предшествующему  развитию, определяло качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

   Первая  Конституция в России была принята  в 1918 году и закрепила победу Октябрьской революции, установление в стране рабоче-крестьянской власти. Особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.

   Причиной  замены Конституции 1918 г. Конституцией 1925 г. явилось объединение РСФСР  с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции  СССР 1924 г. Последняя устанавливала: «Союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Поэтому в постановлении XII Всероссийского Съезда, утвердившего текст Конституции 1925 г., он назван «измененным текстом Конституции».

   В отличие от Конституции 1918 г. Конституция  РСФСР 1925 г. не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных ее положений, и воспроизводила многие из них.

   Конституция 1925 г. в значительной мере сохранила  некоторые отмеченные выше черты, свойственные Конституции 1918 г. Оставаясь открыто классовой, она существенно смягчила при этом формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества.

   В 1936 и 1937 гг. были приняты соответственно Конституции СССР и РСФСР. Это объяснялось тем, что страна, как считалось, завершила в основном построение социализма. Были ликвидированы эксплуататорские классы, поэтому социальная структура общества существенно изменилась — остались два класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, а также трудовая интеллигенция. Изменились формы собственности. В основном остались государственная и колхозно-кооперативная вместо многочисленных форм собственности и экономических укладов хозяйства в предшествующий период. Конституция РСФСР 1937 г. характеризуется определенными чертами. Она, как и прежние Конституции, носила классовый характер. Было введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Закреплены права и обязанности граждан, в частности право на труд. Несмотря на широкий спектр политических прав и свобод, пользоваться ими можно было только в интересах трудящихся и укрепления социалистического строя. Закреплялась руководящая роль партии, что превращало ее в государственную структуру. Впервые в Конституции появилась норма о возможности выхода РСФСР из состава Союза. 

   Последующее развитие конституционной системы  осуществлялось в связи с принятием  новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в России 7 октября 1978 г. была принята новая Конституция РСФСР. На протяжении 15-летнего срока своего действия она претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности. Она закрепляла статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем, после распада Союза, — как независимого государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям "коммунистического строительства". Государство объявлялось "советским" и "социалистическим", но не правовым. Оно рассматривалось как "основное орудие строительства социализма и коммунизма". Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. Закрепленная в Конституции руководящая роль КПСС служила базисом и оправданием однопартийного диктата во всех общественных и государственных делах.

   Конституция с таким содержанием сразу  стала входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 г. В 1989 г. законом был учрежден новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР в составе 1068 депутатов. К исключительному ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. За этим последовала серия изменений и поправок, в частности, государство стало называться Российская Федерация – Россия, был введен пост Президента.

   В текст Конституции была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятая 22 ноября 1991 г. Открылись возможности для свободного создания политических партий и общественных объединений, что существенно изменило политическую жизнь, хотя и не привело к появлению крупных влиятельных партий.

   Ныне  действующая Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. после  распада СССР и образования независимого Российского государства.

   До 12 декабря 1993 г., в 1989—1993 гг., проходил этап конституционных реформ. Особенности этого этапа связаны, в частности, с провозглашением государственного суверенитета России, установлением принципа разделения властей, введением новой избирательной системы, поста Президента России, парламентаризма, отказом от монопольной роли одной политической партии, закреплением многообразия форм собственности, новым подходом к федеративному устройству государства.

   Особенности конституционного процесса 90-х годов  выражаются в следующем.

   1. Проект Конституции разрабатывался  в особом порядке, который включает в себя несколько этапов.

   Первым  Съездом народных депутатов РСФСР  была образована Конституционная комиссия (июнь 1990 г.), которая работала над проектом до марта 1993 г. Из-за противоборства между представительным органом власти (Съездом народных депутатов и Верховным Советом) и Президентом Российской Федерации с марта 1993 г. началась подготовка альтернативного проекта, так называемого президентского варианта (не следует забывать, что Президент оставался Председателем Конституционной комиссии). Конституционная комиссия 7 мая 1993 г. отклонила президентский вариант проекта, тем самым фактически ликвидировав почву для достижения компромисса между властями по проекту новой Конституции.

   С мая 1993 г. работу над президентским  вариантом проекта продолжило Конституционное совещание, образованное по инициативе Президента Российской Федерации в соответствии с его Указом от 20 мая 1993 г. В составе Конституционного совещания было 250 членов. Свою работу Конституционное совещание проводило по пяти секциям: федеральных органов власти; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; партий и общественных объединений; предпринимателей и товаропроизводителей. В работе Совещания принимали участие некоторые народные депутаты Российской Федерации, члены Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, представители Генеральной прокуратуры.

   На  пленарном заседании Конституционного совещания 12 июля 1993 г. проект Конституции был утвержден. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. были распущены Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации. После трагических событий 3—4 октября 1993 г. работа над проектом вступила в завершающую стадию. Распоряжением Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 г. была образована Общественная палата Конституционного совещания. Распоряжением Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г. были утверждены Положения о Государственной и Общественной палатах Конституционного совещания, на заседаниях которых 2 ноября 1993 г. согласовывается окончательный вариант проекта, который был затем вынесен на референдум.

  1. Конституция принималась в особом порядке — впервые в России не законодательным органом, а всенародным голосованием. Решение о проведении референдума было оформлено Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г., которым было утверждено соответствующее Положение. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому соответствующий референдум, мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ, согласно ст. 9 упомянутого закона. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года
  2. Одновременно с референдумом по Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. проводились выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации— тоже не на основе закона, а в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 1 и 11 октября 1993 г., утвердившими Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году.

   Выделим несколько характерных черт Конституции Российской Федерации 1993 года:

   а) адекватность складывающимся общественным отношениям: она отражает переходный, противоречивый характер российского общества, закрепляет тот уровень социально-экономического, общественного и государственного развития, которого достигло общество на этапе принятия Конституции;

   б) регулирует основополагающие общественные отношения, служит правовой базой текущего законодательства как на федеральном, так и на региональном уровнях;

   в) обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15);

   г) впервые закрепляет положения о высшей ценности прав и свобод человека, об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); о признании и гарантировании прав и свобод на уровне общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 17); о защите прав и свобод в межгосударственных органах (ч. 3 ст. 46); о непосредственном действии прав и свобод (ст. 18).

   При функциональной характеристике Конституции Российской Федерации принято выделять:

   а) политическую функцию, которая заключается в том, что Конституция закрепляет политическое многообразие, многопартийность, идеологический плюрализм;

   б) правовую функцию, которая заключается в том, что Конституция служит ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, исходные для всех отраслей права;

   в) гуманистическую функцию, которая состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закрепляются права и свободы человека и гражданина, соответствующие общемировым стандартам.

   Важную  роль для характеристики Конституции  Российской Федерации играет ее структура. Она включает в себя преамбулу, 2 раздела, 9 глав, 137 статей, 301 часть, 102 пункта.

    Раздел  первый состоит из девяти глав:

    Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1—16).

   Глава 2. Права и свободы человека и  гражданина (ст. 17—64).

    Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65—79).

    Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80—93).

Информация о работе Конституция РФ 1993 г. (Общая характеристика)