Конституция РФ 1993 г. (Общая характеристика)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание

В каждой стране появление и смена конституции всегда связаны с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по КП.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

    Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94—109).

   Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. ПО—117).

    Глава 7. Судебная власть (ст. 118—129).

    Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130—133).

   Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр  Конституции (ст. 134—137).

   Раздел  второй "Заключительные и переходные положения" включает девять пунктов. Данное структурное подразделение является особенностью российской Конституции 1993 года и не встречалось в ранее действовавших конституциях.

   Гарантии  реализации конституционно-правовых норм выражаются, в частности, в следующем.

   1. Поскольку нормы Конституции  имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, ее граждане, все другие субъекты, применяющие Конституцию, вправе требовать ее исполнения в полном объеме и защищать свои конституционные права в суде. На это и направлено постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". Пленум рекомендовал судам применять непосредственно Конституцию при разрешении дел в следующих случаях:

  • когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  • когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
  • когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
  • когда закон либо другой нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
  1. Гарантом Конституции РФ является Президент Российской Федерации, что определено ст. 80.
  1. Статьей 135 установлен особый порядок пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.
  2. Предусматривается такая форма охраны Конституции, как конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным Судом Российской Федерации.
 

Отличия от Конституции 1978 года в последней  редакции

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Россия стала симметричной федерацией.

Полномочия  республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов стали одинаковыми (пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в РФ, имеют  право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов РФ. В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (главы 8, 9, 91 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).

  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и ее частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) , ратификация субъектами).
  • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
  • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9).

Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие ее нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов РФ (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).

  • нормы об основах системы государственной власти субъектов РФ выведены из Конституции в федеральные законы (прежде всего — Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

 Ранее  система государственной власти  во всех субъектах была регламентирована  непосредственно Конституцией РФ (разделы VI и VI1 Конституции 1978 года)

  • отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

    В прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы 17 и 18)

  • принципы избирательной системы выведены в законы.

Ранее они регламентировались Конституцией (глава 11 Конституции 1978 года)

  • государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами.

Ранее флаг и герб были установлены непосредственно  Конституцией (статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным  Советом РФ (статья 182).

  • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции РФ).

Ранее говорилось лишь о том, что "все  законы и иные акты государственных  органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации." (статья 184 Конституции РФ 1978 года), что было связано с отказом Съезда народных депутатов РФ рассматривать беловежское соглашение, включая отказ отменять формальное действие и высшую юридическую силу Конституции СССР

  • Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов РФ может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов РФ).
  • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий.

Ранее они предусматривались статьей 185 Конституции РФ 1978 года

  • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием).

Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру  среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года). 

 

Список  использованных источников и литературы

1. Нормативно - правовые  акты

     1. Конституция Российской Федерации

     2. Закон РСФСР от 16.10.1990 N 241-1 "О референдуме РСФСР"

    2. Учебная и научная  литература

      1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006.

      2. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе Конституционное право Российской Федерации : Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НФРА·М – КОДЕКС, 1996

      3. Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право России Часть 1: Учебный курс

      4. Под редакцией М. Б. Смоленского Конституционное (государственное) право России: Учебник. - 2 - е изд., доп. и перераб. - Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 416 с.

Информация о работе Конституция РФ 1993 г. (Общая характеристика)