Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:44, курсовая работа
Российская Федерация представляет государство, которое объединяет под своим началом большое количество различных народностей, а, значит, требуется особое правовое регулирование, которое бы способствовало согласованию интересов ее субъектов. Особое значение это имеет для конституционного права.
Конституция играет огромную роль в жизни общества, занимает принципиально особое место во всей правовой системе государства, что вызывает необходимость ее всестороннего изучения как самостоятельного объекта научного познания.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность Конституции Российской Федерации………………………...5
1.1 Понятие Конституции РФ………………………………………………....................5
1.2 Сущность Конституции РФ………………………………………………………….8
2. Конституция Российской Федерации: форма, структура, юридические свойства………………………………………………………………………………….13
2.1 Форма и структура Конституции РФ………………………………………………13
2.2 Основные черты и юридические свойства Конституции РФ…………………….17
3. Правовая охрана Конституции Российской Федерации……………………………23
Заключение…………………………………………………………………………….. ..26
Глоссарий………………………………………………………………………………...28
Список используемых источников……
2.2 Основные черты и юридические свойства Конституции РФ
Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.
Основные черты Конституции как политического документа характеризуют ее связь с общественным развитием, специфику конституционного воздействия на жизнь страны. Конституция РФ обладает следующими основными чертами:
1. Основополагающий
характер. Конституция регулирует
наиболее важные общественные
отношения, а конституционное
регулирование носит
а) раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;
б) использовать минимальное количество норм при этом;
в) в нормах четко и ясно отразить суть отношений, дать направление и определить принципиальное содержание их последующей регламентации.
2. Народный характер. Конституция РФ – результат творческой деятельности народа, его непосредственного участия; служит интересам народа, отражает его задачи на будущее. Для Конституции Российской Федерации характерно такое проявление народности как принятие ее путем референдума (всенародного голосования).
3. Реальный характер.
Главным критерием для оценки
реальности конституции служит
её соответствие
Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка.
Реальность как одна из основных черт конституции имеет несколько аспектов:
1) соответствие
конституционных предписаний
2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны;
3) выбор приемов
и средств воздействия,
4) предвидение
социальных последствий
5) гарантированность конституции.
Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.
Конституция гарантирована государством. Важнейшим условием реальности конституции являются стабильный конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти, режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции. Считается, что Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей.
4. Стабильный характер. Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.
Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок. Данное свойство предполагает длительность действия Конституции без внесения существенных изменений.
Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами.
Юридические свойства – это правовые признаки конституции как Основного Закона государства. Рассмотрим, какими свойствами он обладает.9 (приложение В)
1. Это правовой акт, закон.
Конституция РФ – это Основной закон как единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепляет систему местного самоуправления, охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
2. Юридическое верховенство.
Верховенство
Конституции означает утверждение
в стране конституционного строя, при
котором государство
Верховенство Конституции РФ означает также, что с ее принципами (приложение Г), нормами, закрепленными в ней концепциям должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни.
Утверждение верховенства федеральной Конституции на всей территории России, в том числе и республик, имеющих свои конституции.
3. Высшая юридическая сила. (приложение Д)
В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, и «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»10.
Прямое действие Конституции выражается в том, что конституционные нормы для их реализации не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении, что служит гарантией от их искажения.
4. Является базой системы российского права.
Во-первых, Конституция определяет сам процесс правотворчества. Она устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименование, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
Во-вторых, в
Конституции прямо названы
В-третьих,
на основе Конституции
5. Особый порядок
пересмотра и внесения
Впервые в истории Российской Федерации ее Конституция была принята в результате всенародного голосования. Для пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения в нее поправок установлен особый, усложненный порядок.
Установлено, что положения глав 1,2, и 9 - “Основы конституционного строя”, “Права и свободы человека и гражданина”, “Конституционные поправки и пересмотры Конституции” - не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на конституционный референдум.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (“Федеративное устройство”, “Президент РФ”, “Федеральное Собрание”, Правительство РФ”. “Судебная власть”, “Местное самоуправление”), принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (58 субъектов). Эти законы не подлежат “отлагательному” вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке (состав федерации - на основе федерального конституционного закона о принятии или образовании нового субъекта РФ, изменение статуса и.д. вводятся Указом Президента).
6. Особая правовая охрана.
В этом участвует
вся система органов
Таким образом,
можно сделать вывод; юридическая
природа конституции
Основные черты и юридические свойства конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания конституции.
Важным институтом современной демократии, правового государства является конституционное правосудие, конституционная юстиция. Будучи высшим и основным законом, конституция в демократическом государстве нуждается в особой защите, суть которой может пониматься как весьма широко, так и в относительно более узких смыслах.
Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди организации, цели и деятельность которых представляют угрозу для конституции. Угроза также исходит от превышения полномочий или злоупотреблений со стороны должностных лиц и органов государства — главы государства, парламента, правительства. Нарушения конституции опасны тем, что разрушают фундамент государственности и веру людей в незыблемость конституционных порядков. А это порождает смуту и хаос, опасность государственных переворотов, ущемления прав человека.11
Демократическое государство поэтому обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений.
Под правовой охраной Конституции Российской Федерации понимается совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. В этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану Конституции в различных формах. Контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), а обеспечение соответствия конституций республик федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ).12 ( приложение Е)
Высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексте. В Конституции РФ говорится: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».13 Обязанность здесь закреплена в самой общей форме, скорее как общий принцип всей государственности, без установления ответственности за ее невыполнение. Но именно с этого начинается установление режима конституционной законности и всего правопорядка. Государство и граждане как бы договариваются строить отношения между собой на основе Конституции, принимая на себя определенные обязанности, и прежде всего соблюдать Конституцию.
Целям охраны Конституции служит положение ч. 5 ст. 13: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя...» Тем самым гарантируется деятельность только тех объединений, которые признают конституционные порядки.
Особая роль в охране Конституции принадлежит Президенту Российской Федерации. Согласно ст. 80 Конституции Президент России как глава государства является гарантом Конституции, в содержание его присяги входит обязанность соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.
Важную роль в охране Конституции играет Конституционный Суд Российской Федерации. В соответствии со ст. 125 Конституции Конституционный Суд по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и её субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).