Контрольная работа по дисциплине «Правоведение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:28, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
Задачей, выполнение которой будет достижением указанной цели, будет являться рассмотрение следующих вопросов:
1. Понятие законодательного процесса
2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение

Содержание

1.Введение …………………………………………..стр. 3
2. Понятие законодательного процесса……………стр.4
3. Источники права………………………………….стр. 11
4. Заключение………………………………………..стр. 15
5. Список литературы……

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по правоведению.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

 

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

 

ОБРАЗОВАНИЯ


 

Кафедра профессионального  педагогического образования и социального управления

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Правоведение»

 

Специальность 080507 – 

менеджмент организации

 

 

«1. Законодательный процесс в Российской Федерации

2. Источники права»

тема

 

 

 

 

Руководитель ________________

 

 

Студентки Лебедевой А.Ю., гр.0554

 

Великий Новгород

 

2011

Содержание 

 

1.Введение …………………………………………..стр. 3

2. Понятие законодательного процесса……………стр.4

3. Источники права………………………………….стр. 11

4. Заключение………………………………………..стр. 15

5. Список литературы……………………………….стр. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изменения, произошедшие в социально-политической и экономической  сферах в Российском государстве  породили необходимость срочного изменения  текущего законодательства (отмена старых нормативно-правовых актов и принятие новых).

Процесс принятия новых  законов в Российской Федерации  именуется законодательным процессом  и именно ему будет посвящена  данная работа.

На взгляд Исакова  В., всю проблематику подготовки и  принятия законов в правовом государстве  можно разделить на три предметных сферы:

-     проблемы  политического характера, законодательной  политики;

-     проблемы  регламентного уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного  процесса;

- проблемы языка, стиля, терминологии, классификации, кодификации, систематизации - все то, что обобщенно называют "проблемами юридической техники"[7].

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.

Задачей, выполнение которой будет достижением указанной цели, будет являться рассмотрение следующих вопросов:

1.      Понятие  законодательного процесса

2.      Законодательная  инициатива и предварительное  рассмотрение

3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

4.  Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой

5.      Рассмотрение  законов в согласительной комиссии

6.      Президент  РФ в законодательном процессе.

Вторым вопросом данной работы является освещение понятия  и видов источников права. Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных  категорий,  выхода  на новый  уровень исследований,  призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания.  К числу категорий,  требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема данной работы звучит актуально и подразумевает более глубокий  уровень исследования,  который не стал возможен из-за недостаточной научной базы.

     При употреблении  понятия "источник права"  обычно  под  ним  стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием,  когда в выражении "источники права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы".

     В своей  работе я постараюсь осветить данную  проблему, опираясь на  разработки видных деятелей юридической науки.

1. Понятие законодательного процесса

Принятие закона состоит  из нескольких последовательно следующих  одна за другой стадий, совокупность которых  называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ.

С общепринятой точки  зрения Конституция РФ содержит неточное понимание "принятия" федеральных  законов. Она устанавливает, что  эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатление, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым. Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи, с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.

Конституционный Суд  РФ в одном из своих решений  внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что понятие "принятый федеральный закон", содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия "принятый Государственной Думой федеральный закон" (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.

В Российской Федерации  законодательный процесс состоит  из следующих основных стадий:

 —       законодательная инициатива и  предварительное рассмотрение,

—   рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной  Думой,

—   рассмотрение Советом  Федерации законов, принятых Государственной  Думой,

—   рассмотрение законов  в согласительной комиссии при возникновении  разногласий,

—   повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,

—   повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,

—        повторное рассмотрение Советом  Федерации законов, отклоненных  Президентом РФ,

—        подписание и обнародование законов  Президентом РФ.

Разумеется, некоторые  из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

А.С. Пиголкин определяет законодательную технику как  систему "основанных на практике правотворчества  и теоретически осмысленных принципов и правил (приемов) оформления наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний мысли законодателя, доступность и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, внутреннюю согласованность и непротиворечивость системы законодательства"[2].

2. Законодательная инициатива и  предварительное              рассмотрение

В каждом государстве желание внести законопроект в парламент присуще многим органам, организациям и должностным лицам, но если бы все они осуществили свое желание, то работа законодательного органа оказалась, была блокированной, поэтому Конституция и законы ясно очерчивают круг субъектов, имеющих право на официальное внесение законопроектов в парламент. Такое право отличается от простого обращения в парламент тем, что автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение внесенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой[3].

Право законодательной  инициативы - это возможность вносить  в законодательный орган законопроекты, т.е. предварительные тексты законов. Ему корреспондирует обязанность  законодательного органа обсудить вопрос о принятии таких законопроектов к рассмотрению[4].

Внесение законопроекта  в парламент, порождающее обязанность  парламента начать рассмотрение данного  законопроекта в соответствии с  принятой процедурой, называется законодательной  инициативой.

 Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Право законодательной  инициативы осуществляется в форме  внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам, законодательных предложений о  разработке и принятии новых законов, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

3. Рассмотрение законопроектов  и принятие законов Государственной  Думой 

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется в трех чтениях, если палатой применительно к конкретному законопроекту не принимается другое решение. В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. Обсуждение начинается с доклад" инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета палаты. Рас­смотрение законопроекта, внесенного Президентом РФ, Правительством РФ, субъектом РФ, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний. В ходе рассмотрения заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, полномочного представителя Президента РФ, представителей Правительства РФ, субъектов РФ и других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

4.Рассмотрение Советом Федерации  законов, принятых Государственной  Думой

В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, отсутствует заключение Правительства РФ, Совет Федерации вправе сразу же отклонить такие федеральные законы.

В соответствии со ст. 106 Конституции  РФ обязательному рассмотрению в  Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные  законы по вопросам:

а)         федерального бюджета;

б)         федеральных  налогов и сборов;

в)         финансового, валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;

г)         ратификации  и денонсации международных договоров  Российской Федерации;

д)         статуса  и защиты Государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

5. Рассмотрение законов в согласительной  комиссии.

Для преодоления возникших  разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой  и отклоненному Советом Федерации, создается согласительная комиссия. Комиссия может быть создана как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Она образуется на паритетных началах из представителей двух палат. Члены согласительной комиссии и ее сопредседатель от каждой палаты избираются палатами и образуют их депутации в комиссии.

Согласительная комиссия рассматривает  лишь те положения закона, по которым  возникли разногласия между Советом  Федерации и Государственной Думой, стремясь выработать согласованные предложения в виде единого текста соответствующих положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей рассматриваемого закона. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей Совета Федерации и Государственной Думы. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации. Если согласительная комиссия добивается преодоления возникших разногласий, то решение об этом вносится на рассмотрение Государственной Думы. Если Дума после отклонения одного или нескольких  предложений согласительной комиссии предложит Совету Федерации продолжить ее работу, Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе. Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, закон передается на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы. В таких случаях Совет Федерации вправе отменить свое постановление об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона и одобрить его в ранее принятой редакции, изменить предложения по редакции отдельных положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей, изменить состав депутации в согласительной комиссии, отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Правоведение»