Контрольная работа по дисциплине «Правоведение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:28, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
Задачей, выполнение которой будет достижением указанной цели, будет являться рассмотрение следующих вопросов:
1. Понятие законодательного процесса
2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение

Содержание

1.Введение …………………………………………..стр. 3
2. Понятие законодательного процесса……………стр.4
3. Источники права………………………………….стр. 11
4. Заключение………………………………………..стр. 15
5. Список литературы……

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по правоведению.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

6. Президент РФ в законодательном  процессе

Согласно Конституции  РФ Президент РФ подписывает и  обнародует законы, принятые Федеральным Собранием. Это право, известное в ряде стран под названием промульгации, превращает акты органа законодательной власти в акты государственной власти. Только после того, как глава государства обнародует принятый федеральный закон, этот закон приобретает юридическую силу, обязывающую исполнять его.

Президент РФ обладает правом вето, преодоление которого при повторном рассмотрении палатами Федерального Собрания требует большинства в две трети голосов депутатов (членов) в каждой палате. Право вето действенное оружие в руках Президента РФ, он им довольно часто пользуется.

 

Однако, как отмечалось выше, Президент РФ участвует в  законодательном процессе и на более  ранних стадиях. Он имеет (и весьма часто реализует), право законодательной инициативы, дает заключение на законопроекты, принятые Государственной Думой в первом и втором чтении, участвует в законотворческой деятельности фактически на всех стадиях. Эта деятельность осуществляется в соответствии с Положением о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе, утвержденным Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. В Положении определяются конкретные действия полномочных представителей Президента РФ в Государственной Думе и Совете Федерации на всех стадиях законодательного процесса, порядок рассмотрения Администрацией Президента РФ вопросов, связанных с законодательной инициативой, отклонением законов, дачей заключений по законопроектам и т. д.

Положения ст.107 Конституции  РФ были предметом толкования Конституционного Суда РФ[5]. Конституционный Суд пришел к выводу, что в отношении федерального закона, направленного Президенту РФ на подпись, в соответствии с ч.1 ст.107 он вправе помимо подписания или отклонения применить особую процедуру возвращения федерального закона. В случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия федерального закона, если это нарушение ставит под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент РФ вправе возвратить закон в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения процедуры его принятия.

Конституционный Суд  обосновал право Президента РФ возвращать федеральные законы со ссылкой на ч.2 ст.80 Конституции РФ[6].

Источники права

В научной и учебной  литературе источниками права традиционно  считают нормативные правовые акты,  санкционированные обычаи  и  судебные (или административные)  прецеденты.  Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство),  его деятельность, организационные формы принятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение).

     Возникшее  терминологическое неудобство можно  было разрешить,  заменив термин "источник"  непосредственно  термином "форма права". Для того чтобы уяснить понятие формы права, необходимо хотя бы в самых общих чертах остановиться на категории "форма" - одной из центральных и сложнейших в философии. Парной категорией для нее выступает философская категория - "содержание" (определенная  сторона целого,  представленного в единстве всех составных элементов объекта, его свойств,  связей, состояний, тенденций развития). Форма есть способ существования, выражения и преобразования содержания.

     Различают  внутреннюю и внешнюю форму явления.  Когда термин "форма"  употребляется для обозначения внутренней организации содержания, то он связан с понятием структуры.

     При относительном  единстве содержания и формы,  первое представляет собой подвижную,  динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее порой в ходе развития несоответствие содержания и формы, в конечном счете, разрешается "сбрасыванием" старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся  содержанию.

     В праве категорией формы охватываются два значения:  а) правовая форма; б) форма самого права.

     Правовая форма - вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные  фактические  отношения.  Понятие  правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового  явления) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.

     Форма права - это форма именно права как отдельного  явления,  и соотносится она  только с содержанием права.  Ее назначение – упорядочить содержание права,  придать ему свойства  государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

     Внутренняя  форма права - это структура  и  связи.  К  ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной отечественной юридической литературе не сформировалось единого понимания, что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными  авторами уже самого содержания права.  Иногда,  к примеру, полагают, что содержание права составляет государственная воля,  а форма права – это юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это - сущность его!), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма это не форма права, а самое право.

     Как уже  отмечалось в юридической литературе,  термин "источник" в смысле формы выражения норм права получил широкое распространение,  он  достаточно удобен  и образно показывает,  что нормативный правовой акт

содержит правовые нормы  и из него как из источника берутся  сведения о содержании правовых норм.

     Источники права - обстоятельства,  питающие появление и действие права. Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником  всего публичного и частного права.  Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.      Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле; в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

    Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества,  система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.

     Под источником права в идеальном смысле понимают правовое  сознание.

     Когда же  говорят об источниках в юридическом смысле,  то имеют в виду различные  формы  (способы)  выражения,  объективизации  правовых норм. Таким образом,  под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина.  Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде  эта  норма,  принявшая объективный характер,  доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм [8].

     Отдельные  ученые (Н.Г.Александров,  Л.Р.Сюкияйнен)  относят к  источникам права   в  формальном смысле деятельность  государства по установлению  правовых норм либо административные  и  судебные прецеденты.

При этом  формы  выражения  таких норм рассматриваются как формы,  а не как источники права.

     Для обозначения   форм  выражения  правовых норм  целесообразно использовать термин "источник норм права",  тогда  "источником  права" можно  обозначать социальные условия  и предпосылки права,  а "юридическим  источником"  - правотворческое решение  компетентного органа о  принятии,  изменении или отмене нормативного правового акта, правовых норм. Смысл данного разграничения в том,  что правотворческое решение не сливается с самим нормативным правовым актом.

    После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников

 права  следует   обратить внимание на их классификацию  и видовую характеристику. Известны  следующие основные виды форм  права:

     Правовой обычай исторически был первым источником права,  регулировавшим отношения в период становления государства. Под обычаем понимается  правило поведения,  сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения  данных  фактических  отношений.  Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные  законодательные  памятники  прошлого (Законы Ману, Русская, правда) - это сборники правовых обычаев.

Правовой прецедент.  Прецедентом является такое поведение власти, которое имело место хотя бы один только раз, но может служить примером для следующего поведения этой власти.  Иными словами,  правовой прецедент -  это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу,  которое впоследствии принимается за общее  обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.  Различают судебный и административный прецедент [1].

Заключение

 

Итак, подведем итог нашего исследования.

Принятие закона состоит  из нескольких последовательно следующих  одна за другой стадий, совокупность которых  называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

 — законодательная  инициатива и предварительное  рассмотрение,

—   рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной  Думой,

—   рассмотрение Советом  Федерации законов, принятых Государственной Думой,

—   рассмотрение законов  в согласительной комиссии при возникновении  разногласий,

—   повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,

—   повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,

—        повторное рассмотрение Советом  Федерации законов, отклоненных  Президентом РФ,

—        подписание и обнародование законов  Президентом РФ.

Разумеется, некоторые  из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

     Что касается  источника права можно сделать  вывод,  что источники права   имеют  исключительно большое  значение для укрепления законности  в правовом государстве. Совершенство  названных источников напрямую  зависит  от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики.  Юридическая наука призвана своевременно  готовить  пригодные  рекомендации  по улучшению форм права,  а практика должна умело реализовать предложения ученых  в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

     Каковы  основные пути усовершенствования  источников права в современной  России?  Во-первых,  при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России,  взять лучшее из дореволюционной правовой системы.

     Во-вторых, назрела потребность в подготовке  и издании специального закона  об основных формах права.  В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной  определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

     В-третьих,  в нем полезно нормативно зафиксировать  "фундамент" регулятивной системы государства,  главную форму права.  Так В.М.Баранов полагает, что  в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще,  а только  один  из  них  - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов.  Все правовые  акты  и  иные формы действующего права Российской Федерации,  противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

 

 

 

Список используемой литературы    &

 

1.      Даниленко Г.М.  Обычай в современном международном праве.  М.,

       1988. С. 80-103.

2.      Жаров  С. И., Почему голосование стало предметом спора? // Журнал российского права. 1998. N 7.

3. Законотворчество в  Российской Федерации: Научно-практич.  и метод. пособ. / Под. ред. А.С. Пиголкина. - М., 2000.

4. Звягин Ю. Г. Право  безотлагательного вето Президента - на весах конституционного правосудия. Заметки с заседания Суда // Журнал  российского права. 1998. N 6.

5. Исаков В. Подготовка  и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция, 1997, N 7.

6. Колюшин Е. И. Скрытые  полномочия или присвоение власти? // Журнал российского права. 1998. N 7.

7. Конституция РФ. М.:Ось-89.1997.

8.  Муромцев Г.И.  Источники права (теоретические аспекты, проблемы).

Правоведение, 1992 г., N 2, с.23.

9.  Муромцев Г.И.  Указ.соч. С.25.

10.Проблемы  теории  государства  и права.  М.:  Юрид. литература,1987, с.351.




Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Правоведение»