Контрольная работа по "Гражданское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:21, контрольная работа

Описание

Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. В Республике Беларусь государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждый из органов действует в пределах своей компетенции и полномочий. Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Также такие органы как Суды и комитет государственного контроля, которые по своим функциям несколько отличны от остальных органов государственной власти. Государственные органы, должностные лица, осуществляющие власть составляют определенную систему, обеспечивающую все потребности реализации государственной власти. Только в этом случае исключаются пробелы в осуществлении властных полномочий, исключается дублирование органами друг друга.

Работа состоит из  1 файл

контрольная политология.docx

— 49.31 Кб (Скачать документ)

1) осуществляет  непосредственное руководство деятельностью  Правительства и несет персональную  ответственность за его работу;

2) подписывает  постановления Правительства; 

3) в двухмесячный  срок после своего назначения  представляет Парламенту программу  деятельности Правительства, а  в случае ее отклонения представляет  повторную программу деятельности  Правительства в течение двух  месяцев; 

4) информирует  Президента об основных направлениях  деятельности Правительства и  о всех его важнейших решениях;

5) выполняет  другие функции, связанные с  организацией и деятельностью  Правительства.

 Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер: полномочия, связанные с законодательными органами государственной власти; полномочия, связанные с исполнительными органами государственной власти; полномочия, связанные с органами судебной власти; полномочия в сфере обороны и безопасности государства; полномочия в сфере внешней политики; иные полномочия Президента Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь:

1) назначает  республиканские референдумы; 

2) назначает  очередные и внеочередные выборы  в Палату представителей, Совет  Республики и местные представительные  органы;

3) распускает  палаты в случаях и в порядке,  предусмотренных Конституцией;

4) назначает  шесть членов Центральной комиссии  Республики Беларусь по выборам  и проведению республиканских  референдумов;

5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию  Президента Республики Беларусь, другие органы государственного  управления, а также консультативно-совещательные  и иные органы при Президенте;

6) с согласия  Палаты представителей назначает  на должность Премьер-министра;

7) определяет  структуру Правительства Республики  Беларусь, назначает на должность  и освобождает от должности  заместителей Премьер-министра, министров  и других членов Правительства,  принимает решение об отставке  Правительства или его членов;

8) с согласия  Совета Республики назначает  на должность Председателя Конституционного  Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного  Суда из числа судей этих  судов; 

9) с согласия  Совета Республики назначает  на должность судей Верховного  Суда, судей Высшего Хозяйственного  Суда, Председателя Центральной  комиссии по выборам и проведению  республиканских референдумов, Генерального  прокурора, Председателя и членов  Правления Национального банка; 

10) назначает  шесть судей Конституционного  Суда, иных судей Республики Беларусь;

11) освобождает  от должности Председателя и  судей Конституционного Суда, Председателя  и судей Верховного Суда, Председателя  и судей Высшего Хозяйственного  Суда, Председателя и членов Центральной  комиссии по выборам и проведению  республиканских референдумов, Генерального  прокурора, Председателя и членов  Правления Национального банка  по основаниям, предусмотренным  законом, с уведомлением Совета  Республики;

12) назначает  на должность и освобождает  от должности Председателя Комитета  государственного контроля;

13) обращается  с посланиями к народу Республики  Беларусь о положении в государстве  и об основных направлениях  внутренней и внешней политики;

14) обращается  с ежегодными посланиями к  Парламенту, которые заслушиваются  без обсуждения на заседаниях  Палаты представителей и Совета  Республики; имеет право участвовать  в работе Парламента и его  органов, выступать перед ними  в любое время с речью или  сообщением;

15) имеет  право председательствовать на  заседаниях Правительства Республики  Беларусь. Следует отметить, что  право Президента председательствовать  на заседаниях Правительства  характерно для президентских  республик, в которых глава  государства возглавляет одновременно  исполнительную власть, а также  для полупрезидентских республик; 

16) назначает  руководителей республиканских  органов государственного управления  и определяет их статус; назначает  представителей Президента в  Парламенте и других должностных  лиц, должности которых определены  в соответствии с законодательством,  если иное не предусмотрено  Конституцией;

17) решает  вопросы о приеме в гражданство  Республики Беларусь, его прекращении  и предоставлении убежища; 

18) устанавливает  государственные праздники и  праздничные дни, награждает государственными  наградами, присваивает классные  чины и звания;

19) осуществляет  помилование осужденных;

20) ведет  переговоры и подписывает международные  договоры, назначает и отзывает  дипломатических представителей  Республики Беларусь в иностранных  государствах и при международных  организациях;

21) принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитованных при нем дипломатических  представителей иностранных государств;

22) в случае  стихийного бедствия, катастрофы, а  также беспорядков, сопровождающихся  насилием либо угрозой насилия  со стороны группы лиц и  организаций, в результате которых  возникает опасность жизни и  здоровью людей, территориальной  целостности и существованию  государства, вводит на территории  Республики Беларусь или в  отдельных ее местностях чрезвычайное  положение с внесением в трехдневный  срок принятого решения на  утверждение Совета Республики;

23) в случаях,  предусмотренных законодательством,  вправе отложить проведение забастовки  или приостановить ее, но не  более чем на трехмесячный  срок;

24) подписывает  законы; имеет право в порядке,  установленном Конституцией, возвратить  закон или отдельные его положения  со своими возражениями в Палату  представителей;

25) имеет  право отменять акты Правительства; 

26) непосредственно  или через создаваемые им органы  осуществляет контроль за соблюдением  законодательства местными органами  управления и самоуправления; имеет  право приостанавливать решения  местных Советов депутатов и  отменять решения местных исполнительных  и распорядительных органов в  случае несоответствия их законодательству;

27) формирует  и возглавляет Совет Безопасности  Республики Беларусь; назначает  на должность и освобождает  от должности Государственного  секретаря Совета Безопасности;

28) является  Главнокомандующим Вооруженными  Силами Республики Беларусь; назначает  на должности и освобождает  от должностей высшее командование  Вооруженных Сил;

29) вводит  на территории Республики Беларусь  в случае  военной угрозы или  нападения военное положение,  объявляет полную или частичную  мобилизацию с внесением в  трехдневный срок принятого решения  на утверждение Совета Республики;

30) осуществляет  иные полномочия, возложенные на  него Конституцией и законами.                                                                                         

Все эти полномочия вписываются в модель главы государства, призванного обеспечить единство государства  и государственной власти в целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов государственной власти, а, следовательно, не могут быть оценены  как чисто исполнительские. Поэтому  обосновано говорить, что Президент  обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в неё. Здесь  уместна спортивная аналогия: судья  не игрок на поле, но он и не за лицевой  линией.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Место судебной власти в  системе органов государственной  власти.

           Судебная власть является одной из трех ветвей государственной власти. В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Являясь самостоятельной и независимой ветвью государственной власти, судебная власть выполняет три основные функции. Первая функция судебной власти – осуществление правосудия (для Конституционного Суда – осуществление конституционного правосудия путем контроля за конституционностью нормативных актов). Вторая и основная функция судебной власти защита прав, свобод и законных интересов граждан. Третьей функцией судебной власти является ее участие в так называемой системе «сдержек и противовесов»

Судебной  власти уделено значительное внимание в Конституции Республики Беларусь. Конституционные нормы о судебной власти содержаться в разделе 1 –  «Основы конституционного строя», разделе 2 – «Личность, общество, государство», разделе 5 – «Местное управление и  самоуправление», главе 7 раздела 6 «Прокуратура». В разделе 4 судебной власти посвящена  специальная глава 6 «Суд».

Конституционные положения о судебной власти регулируют наиболее значимые вопросы о том, что:

  1. государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6);
  2. каждому гарантируется защита его прав и свобод независимым и беспристрастным судом (ст.60);
  3. судебная власть принадлежит судам (ст.109);
  4. образование чрезвычайных судов запрещается (ст.109);
  5. судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.110);
  6. правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112);
  7. дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113);
  8. разбирательство дел во всех судах открытое (ст.114);
  9. правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ст.114);
  10. обязательность судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц (ст.115);
  11. право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений (ст.115);
  12. возможность граждан обжаловать в судебном порядке решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие их права, свободы и законные интересы (ст.122).

В Законе «О судоустройстве и статусе судей  в Республике Беларусь» кроме  уже отмеченных основных начал судебной власти специально выделяется принцип  осуществления правосудия на началах  равенства граждан перед законом  и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических и иных убеждений, отношения к религии, пола, образования, языка, рода и характера  занятий, места жительства и иных обстоятельств (ст.5), а также указывается  на право граждан выступать в  суде на родном языке (ст.10) и пользоваться квалифицированной юридической  помощью (ст.12).

Судебная  власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

К хозяйственным  судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.

В системе  общих и хозяйственных судов  допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных  законами Республики Беларусь, в системе  общих и хозяйственных судов  могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

Особое  место среди органов судебной власти занимает Конституционный Суд Республики Беларусь.

Судебная власть представляет собой систему независимых судов  и судей как носителей судебной власти. Содержанием судебной власти является юрисдикционная, правоприменительная  деятельность по разрешению правовых споров и конфликтов а также осуществление  иных полномочий, связанных с отправлением правосудия. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь судебная власть принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной, исполнительной властей. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Суды обеспечивают осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства, действуя на основе единых конституционных принципов правосудия.    

В правовом государстве особое место занимает судебная власть как независимая, самостоятельная  ветвь государственной власти. Речь идет о суде (судах) как о судебной власти в силу того, что судебные органы, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты между ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. Суды в правовом государстве, во-первых, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе Конституции и законов; во-вторых, осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам Конституции; в-третьих, защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений;    в-четвертых, применяют меры юридической ответственности (конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п.) в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского,  административного, уголовного судопроизводства. Социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка. Существенное значение в контексте действия принципов правового государства имеет институт судебного конституционного контроля за правомерностью законов и других правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия конституции в обществе и государстве. В Конституции РБ термин "судебная власть" раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции РБ употребляется термин "правосудие" (ст.115), которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные. Место судебной власти в системе органов государственной власти Республики Беларусь в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 7 Конституции РБ. Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РБ и закону (ст.110 Конституции РБ ) . В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд. Конституционный Суд даёт заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Национального Собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров Республики Беларусь.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданское право"