Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 03:42, контрольная работа

Описание

Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления подразделяются на общие и специальные.

Работа состоит из  1 файл

Однако подобная характеристика компетенции как системы полномочий не раскрывает всего ее содержания и является в некотором смысле.docx

— 38.00 Кб (Скачать документ)

  Однако  подобная характеристика компетенции  как системы полномочий не раскрывает всего ее содержания и является в  некотором смысле «усеченной». Поэтому отдельные авторы несколько расширяют понятие «компетенция», определяя его как единство предметов ведения и полномочий (прав и обязанностей) органа или должностного лица1. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает мнение Ю.А. Тихомирова, который раскрыл природу и элементы компетенции, в своей книге «Теория компетенции», являющейся наиболее капитальным современным трудом по данной проблеме2.

  Ю.А. Тихомиров  в самом общем виде определяет компетенцию как возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Будучи сложным явлением, компетенция, по его мнению, состоит из элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам Ю.А. Тихомиров относит: нормативно установленные цели как способ длительной нормативной ориентации субъектов права и устойчивую деятельность по достижению этих целей, предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия, властные полномочия как гарантированную законом меру принятия решений и совершения действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение, или, другими словами, гарантии исполнения компетенции. Без этих гарантий компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств.

  При этом нельзя забывать, что компетенция  государственных институтов, руководителей  и должностных лиц служит «продолжением» приходящихся на их долю государственных дел. А структуры, предоставляющие публичные услуги, призваны удовлетворять публичные и частные интересы граждан и населения.

 

Встречается множество  прямых нарушений компетенции. Не приводя  иллюстраций, обозначим их следующим  образом: а) вмешательство в компетенцию  других госорганов и сферы хозяйствующих  субъектов; б) присвоение властных полномочий; в) неиспользование полномочий; г) необеспеченность компетенции; д) воспрепятствование законной деятельности; е) гипертрофия или умаление роли и полномочий отдельных структур; ж) противоправные злоупотребления властью. Эти нарушения служат основанием для применения мер ответственности.

 Речь идет, прежде  всего, о конституционной ответственности,  механизм которой пока слабо  разработан и мало используется. Конституционные обязанности в широком смысле должны выполняться неукоснительно, равно как и меры, введенные дополнениями в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", - предупреждения, роспуск органа, отрешение и временное отстранение от должности и др. Совершенствование оснований и видов административной ответственности в КоАП и других законах (например, ответственность налоговых органов и их должностных лиц за убытки - ст. 35 НК), обжалование в суд неправомерных действий и актов министерств и ведомств, региональных органов (в апреле с.г. Правительство РФ обратилось в суд по поводу неуплаты органами Башкортостана денег в бюджет) должно стать важнейшим средством укрепления законности. 
 

ТЕМА 5 Вопрос 1

Основные  права и обязанности граждан  в сфере государственного управления

 

   Права граждан  в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан  в сфере деятельности органов  исполнительной власти.   

Виды  прав граждан в сфере государственного управления:   

1) на участие  в управлении государством как  непосредственно, так и через  своих представителей;   

2) на поступление  на государственную службу;   

3) на обращение  в органы государственной власти, органы местного самоуправления  и к их должностным лицам  как индивидуально, так и коллективно;    

4) на свободу  передвижения;   

5) на неприкосновенность  личности;   

6) на неприкосновенность  жилища;   

7) на объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов;    

8) на проведение  собраний, митингов, демонстраций, шествий  и пикетирований;   

9) на изменение  фамилии и имени;   

10) на свободу  передвижения;   

11) на тайну  переписки, телефонных переговоров  и телеграфных сообщений;   

12) на обжалование  действий и решений органов,  учреждений, организаций и их  должностных лиц, нарушающих права  и свободы граждан;   

13) на поиск,  получение, передачу, производство  и распространение информации  любым законным способом, за исключением  сведений, составляющих государственную  тайну;   

14) на образование;    

15) на охрану  здоровья;   

16) вносить  в государственные органы, органы  местного самоуправления предложения  об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их  работе;   

17) на возмещение  государством вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействиями)  органов государственной власти  или их должностными лицами;   

18) на реализацию  юридических свобод.   

Обязанности граждан в сфере  государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.    

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок). 

Вопрос 2

Права и обязанности  граждан в сфере  государственного управления подразделяются на общие и специальные.

Общие права и обязанности  граждан распространяются на все отрасли и сферы управления. К общим правам граждан, например, относятся: право на участие в государственном управлении и право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.  Примерами общих обязанностей граждан могут служить: соблюдение законов, подзаконных актов, трудовой дисциплины; своевременная уплата установленных законом налогов и сборов; защита Отечества.

Специальные права и обязанности — это права и обязанности граждан в той или иной сфере или отрасли или группе отраслей управления. Например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В социально-культурной сфере, например, каждому лицу гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; каждое лицо имеет право на  участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. К специальным обязанностям относится обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать правила санитарии и гигиены, получить основное общее образование и т.п.

Как общие, так и  специальные права и обязанности  граждан в сфере государственного управления производны от основных прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в Конституции. В административно-правовых нормах они конкретизируются и детализируются. Например, право граждан на участие  в управлении делами государства  закреплено в ст. 32 Конституции. Это  право применительно к исполнительной деятельности, государственному управлению детализируется административным законодательством, которое регламентирует порядок зачисления граждан на государственную службу. Граждане, зачисленные на государственную службу, становятся служащими аппарата управления и непосредственно осуществляют задачи и функции соответствующего органа. Для выполнения служащими своих обязанностей нормы административного права наделяют их соответствующими государственно-властными полномочиями. Они же регламентируют порядок прохождения государственной службы. Административно-правовые нормы закрепляют и иные формы реализации конституционного права граждан на участие в государственном управлении.

В нормах административного  и других отраслей права детализируются конституционные свободы граждан. Так, осуществление свобод мысли и слова, свободы массовой информации, свободы проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, свободы совести, вероисповедания и др. регулируется соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами: о печати и других средствах массовой  информации, о свободе публичных мероприятий (о проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций, пикетирования на улицах, площадях и открытых общественных местах); о свободе вероисповедания и др.

 Граждане могут  свободно обсуждать государственные  и общественные дела, высказывать  свое мнение, вносить предложения,  критиковать недостатки и упущения  в деятельности органов исполнительной  власти и их должностных лиц  на собраниях, конференциях, совещаниях, заседаниях, созываемых государственными  органами и общественными объединениями.

Конституционные обязанности  граждан, так же как и их конституционные  права и свободы, детализируются и развиваются в нормах административного  и иных отраслей права. Например, конституционная  обязанность защиты Отечества и  несения военной службы получила конкретизацию и развитие в  федеральных  законах «Об обороне»1, «О воинской обязанности и военной службе» и других нормативных актах. В них содержатся, в частности, правила призыва на действительную военную службу, правила воинского учета и др. Многие обязанности по защите Отечества и несению военной службы, установленные для граждан, проходящих военную службу, содержатся в воинских уставах.

Вопрос 3

Юридические гарантии административно-правового  статуса граждан

 

   Гарантии  административно-правового статуса  граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.   

Экономические гарантии – состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:   

• уровнем  экономического развития общества;   

• признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и  иной форм собственности;   

• запретами  принудительного внесудебного отторжения собственности;   

• обеспечением условий для свободного перемещения  товаров, услуг;   

• поддержкой государством добросовестной конкуренции  и ограничением монополизации и  др.   

Политические  гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:   

• уровнем  политической стабильности в обществе;    

• эффективностью деятельности органов государственной  власти;   

• созданием  условий для реализации народом  власти непосредственно, а также  через органы государственной власти и местного самоуправления;   

• социализацией  государственной власти, ее ориентированием  на создание достойных условий жизни  граждан;   

• наличием многопартийности;   

• наличием общественных объединений, в том  числе профессиональных союзов и  религиозных объединений;   

• поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.   

Идеологические (культурно-нравственные) гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:    

• уровнем  общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать  действующим социальным нормам;   

• состоянием социальных норм в обществе, их качеством;    

• уровнем  общественного порядка и др.   

Специальные юридические гарантии – закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.    

Виды  специальных юридических гарантий:   

1) нормативно-правовое  закрепление прав, свобод и обязанностей  граждан в сфере государственного  управления;   

2) ответственность  органов государственного управления, местного самоуправления и их  должностных лиц за нарушение  прав и свобод граждан;   

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"