Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:48, контрольная работа

Описание

Основы конституционного строя.
Конституция Российской Федерации — Основной Закон Российского государства. Понятие и юридические свойства Конституции. Характерные черты и особенности Конституции 1993г. Структура Конституции РФ и порядок ее изменения.
Основы конституционного строя РФ. Понятие основ конституционного строя РФ, о принципах, составляющих содержание основ конституционного строя современной России.
Конституционные права и свободы граждан. Понятие и принципы правового статуса гражданина и человека в России. Классификация прав и свобод и человека и гражданина, основные виды конституционных прав и свобод, конституционные обязанности граждан России.
Избирательная система. Понятие и основные принципы избирательной системы, основные стадии избирательного процесса.

Работа состоит из  1 файл

Правоведение.docx

— 49.19 Кб (Скачать документ)

Рассматривая человека, его  права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем  самым определяет порядок взаимоотношений  государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается  в ст. 2 Конституции, — обязанность  государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и  гражданина в нормах гл. 2 Конституции  РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции  РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается втом, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство - это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут  развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных  органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают  два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы  российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается втом, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия — конституционное  государство, где Конституция как  Основной закон обладает высшей юридической  силой, имеет прямое действие, т. е. применяется  судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров  России перед национальным правом характеризует  положение Российской Федерации  в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство  выполнять их условия. В состав российского  национального права все эти  нормы включаются только после ратификации  указанных актов Государственной  Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией  реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

Особый порядок изменения  положении Конституции, составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

  • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
  • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
  1. Конституционные права и свободы граждан. Понятие и принципы правового статуса гражданина и человека в России. Классификация прав и свобод и человека и гражданина, основные виды конституционных прав и свобод, конституционные обязанности граждан России

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для  отдельного человека, общества и государства  права  и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства   и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.  

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и  гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного  вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института  гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый  имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д.,  что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства. 

Конституционные права и  свободы являются главным элементом  конституционного правоотношения, в  котором участвует государство  и гражданин. Для гражданина смысл  такого правоотношения состоит в  получении защиты своих прав, а  для государства - в обязанности  предоставить эту защиту. 

Основные права и свободы  не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Это состояние свободы не даруется государством, а принадлежат ему от рождения (ст.17 ч.2 Конституции РФ).

Перечисление в Конституции  Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как  отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное  обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод в Конституции Российской Федерации  предусматривается возможность  ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено  в целях защиты  конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан (статья 17 ч.3 Конституции РФ).

Основные фундаментальные  права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права  и свободы принято классифицировать на три группы: 1) личные, 2) политические, и  3) социальные, культурные, экономические.

Все права и свободы  неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит  чисто условный характер.

Личные права и свободы  связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст.17 ч.2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Личные права включают: право на жизнь, право на свободу  и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное  передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли  и слова, на судебную защиту своих  прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к  суду и т.д.

Ограничение в правах (согласно ст.55 ч.3 Конституции РФ) является следствием федерального закона, предусматривающего данный принцип, и только в той  мере, в какой это необходимо в  целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др. 

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"