Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:48, контрольная работа

Описание

Основы конституционного строя.
Конституция Российской Федерации — Основной Закон Российского государства. Понятие и юридические свойства Конституции. Характерные черты и особенности Конституции 1993г. Структура Конституции РФ и порядок ее изменения.
Основы конституционного строя РФ. Понятие основ конституционного строя РФ, о принципах, составляющих содержание основ конституционного строя современной России.
Конституционные права и свободы граждан. Понятие и принципы правового статуса гражданина и человека в России. Классификация прав и свобод и человека и гражданина, основные виды конституционных прав и свобод, конституционные обязанности граждан России.
Избирательная система. Понятие и основные принципы избирательной системы, основные стадии избирательного процесса.

Работа состоит из  1 файл

Правоведение.docx

— 49.19 Кб (Скачать документ)

В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что  единственным источником власти  и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

Переходя непосредственно  к определению круга политических прав и свобод необходимо отметить статью 29 Конституции РФ (свобода  мысли и слова), связанную как  с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды  и убеждения.  Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить информацию  любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного согласия.

Социальные и экономические  права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за

равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право  на образование.

К этой категории также  относят и культурные права, гарантирующие  доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие  в культурной жизни и пользовании  учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой  человек не может полноценно осуществить  свои личные и политические права.

Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведение 

предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных, цивилизованных условий становления  и развития рыночных отношений Конституция  Российской Федерации устанавливает  запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию. Право  на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести  предпринимательскую деятельность. При этом субъект экономического  права может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно  вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Важнейшим институтом социально-экономических  отношений является, закрепленное в  Конституции РФ право частной  собственности, непременное условие  демократической рыночной экономики. Собственность - это основа подлинной  независимости человека и его  уверенности в завтрашнем дне. Государство  приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной  собственности регулируется многими  отраслями российского права.

В условиях рыночной экономики  претерпело изменения право человека на труд. Это право изложено в  новой редакции, закреплено право  на защиту от безработицы и установлен запрет принудительного труда. Трудовые права и свободы  защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы.

Конституция Российской Федерации  закрепляет право на благоприятную  окружающую среду, право на достоверную  информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу  в результате экологического правонарушения (ст.42). В государстве действует  программа, которая предусматривает помощь лицам, пострадавшим от экологического правонарушения (пр., при Чернобыльской аварии). Граждане могут обращаться с требованиями, восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного воздействия на предприятия и организации, нарушающие экологическое законодательство.  

В указании перечня конституционных  прав и свобод предполагается критерий социально-экономических прав, который  выделяет культурные права человека.  

К культурным можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.  

Конституционно закреплены принципы гарантирующие свободу  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в  культурной жизни и пользование  достижениями культуры, на доступ к  культурным ценностям. 

Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться  в творческую жизнь человека, что  имело место в годы тоталитарного  режима. 

Государство гарантирует  охрану авторам интеллектуальной собственности, устанавливая порядок применения ответственности  на лиц, нарушивших данное право. Так,

присвоение некоторых  видов авторства влекут за собой  уголовную ответственность.

  1. Избирательная система. Понятие и основные принципы избирательной системы, основные стадии избирательного процесса

Термин «избирательная система» используется в широком и узком смысле. В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.

В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских  мандатов между кандидатами в  зависимости от результатов голосования  избирателей или других управомоченных лиц.

Принципы избирательного права  – это его основополагающие начала. Традиционным для мировой практики, в том числе и российской, является закрепление на высшем, конституционном, уровне таких принципов, как всеобщее, равное избирательное право при  тайном голосовании. В связи с  этим можно говорить, что российское избирательное законодательство строится в соответствии с общепризнанными нормами международного права в области прав человека.

Всеобщее избирательное право. Сущность этого принципа заключается в том, что государство предоставляет избирательные права всем свободным и дееспособным своим гражданам. По законодательству Российской Федерации гражданин имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным убеждениям. По общему правилу, действующему во многих государствах, избирательными правами наделяются только граждане (подданные) данного государства, иностранные граждане и лица без гражданства к участию в выборах не допускаются. В России действует исключение из общего правила - в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами и законами субъектов федерации к участию в выборах в органы местного самоуправления допускаются иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.

Кроме того, законодательство Российской Федерации, в отличие от других государств, не проводит различий между гражданами РФ в зависимости от способа приобретения ими гражданства. Правом избирать и  быть избранным на равных основаниях обладают как граждане РФ по рождению, так и натурализованные граждане, т.е. те лица, кто приобрел гражданство  РФ в установленном законодательством  порядке.

Требование быть “свободным” означает, что в выборах не участвуют лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Последнее обстоятельство весьма существенно. Нахождение лица в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, задержание или арест по подозрению в совершении преступления не является законным основанием для ограничения избирательных прав. Лица, находящиеся под стражей, до вступления в законную силу приговора суда с точки зрения избирательного законодательства считаются “свободными”, а значит могут избирать и быть избранными.

Не могут избирать и быть избранными душевнобольные лица, находящиеся на лечении в психиатрической больнице, признанные судом недееспособными.

Равное избирательное  право. Суть принципа равного избирательного права состоит в том, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство активного избирательного права прежде всего означает, что каждому избирателю предоставляется столько же голосов на конкретных выборах, сколько и любому другому избирателю, независимо от имущественного положения, социального происхождения и т.п. В чистом виде этот принцип выражается в формуле: ”Один человек - один голос”. Принцип равенства выборов не исчерпывается предоставлением избирателям равного количества голосов. Участие в выборах на равных основаниях предполагает также и равные для всех избирателей возможности участия на всех стадиях избирательного процесса - выдвижение кандидатов на выборную должность, ведение предвыборной агитации и т.п.

Прямое избирательное  право. Оно означает, что избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам путем голосования, и итоги именно этого голосования служат основанием определения результатов выборов. По российскому законодательству депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти федерации и субъектов федерации, органов местного самоуправления, Президент России и президенты республик, главы администраций избираются непосредственно избирателями. Иными словами, при прямых выборах между волеизъявлением избирателей и определением победителя на выборах нет промежуточных звеньев в виде каких-либо органов или групп лиц, опосредующих волю избирателей. Голосование самих избирателей является единственным и окончательным основанием для определения результатов выборов.

Тайное голосование. Данный принцип избирательного права означает такую процедуру подачи голосов, которая исключает наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя. Тайное голосование может проводиться как с помощью бюллетеней, так и специальных машин для голосования. Соблюдение тайны голосования обеспечивается различными гарантиями:

- на бюллетенях не ставится  никаких пометок, которые позволяли  бы определить личность проголосовавшего;

- бюллетень опускается в ящик, который опечатан и не может  быть вскрыт в течение всего  времени голосования; 

- в помещении для выборов  отводится особая комната или  оборудуются отдельные кабины, закрытые  от посторонних взоров, в которых  избиратели заполняют бюллетени  или манипулируют с машиной  для голосования; 

- запрещается присутствие в  комнате (кабине) для голосования  других лиц, кроме голосующего;

- в случае досрочного голосования  после соблюдения процедуры тайного  заполнения бюллетеня избирателем,  избиратель сам вкладывает бюллетень  в конверт и заклеивает его,  а затем в его присутствии  на месте склейки ставятся  подписи самого избирателя и  двух членов комиссии и печать  избирательной комиссии; конверт вскрывается только в день голосования в присутствии членов комиссии и наблюдателей и, с соблюдением тайны волеизъявления избирателя, бюллетень опускается в урну для голосования;

- нарушение тайны голосования  членом избирательной комиссии  или другим должностным лицом  является преступлением и влечет  уголовную ответственность. 

Помимо принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права и  тайны голосования в науке  государственного права России выделяют также принцип свободы выборов, принцип участия общественности в организации и проведении выборов, принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных  систем; принцип гласности и др.

В зависимости от временной  последовательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс  делится на несколько этапов, стадий: 1) подготовительный этап, характеризующий  ту общественно-политическую почву, из которой "вырастают" выборы, а  также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов; 2) выдвижение кандидатов, завершающееся  их регистрацией; 3) агитационно-пропагандистская кампания; 4) голосование и подведение итогов выборов.

После проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов начинается избирательная  кампания. Сам этот термин применяется  по отношению как ко всему государству, так и отдельным кандидатам или партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором - систему мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"