Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:50, контрольная работа
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КУРГАНСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС
оценка______________________
« »__________2013
Вариант 1 (А – К)
Контрольная работа
по дисциплине
«Гражданское право»
Грачевой Анны Михайловны
Студента курса Юб-311, группы Юб-311
Специальность: 030501.65
«Юриспруденция»
Преподаватель:
к.ю.н., доцент
Чорновол Е.П.
Курган
2013
«Юридические лица»
1. Образование юридического лица.
В зависимости от характера
участия государственных
Распорядительный порядок
характеризуется тем, что юридическое
лицо возникает на основе одного лишь
распоряжения учредителя, а специальной
государственной регистрации
Статья 51 ГК не предусматривает
никаких исключений из общего правила
о необходимости
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.
При нормативно-явочном порядке
для образования юридического лица
согласия каких-либо третьих лиц, включая
государственные органы, не требуется.
Регистрирующий орган лишь проверяет,
соответствуют ли закону учредительные
документы организации и
Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это - самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав в отличие от учредительного
договора не заключается, а утверждается
учредителями. Однако это отличие
не носит принципиального
Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц - в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах.
Прекращение деятельности юридического лица. Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т. е. приостановления деятельности ряда организаций.
При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т. е. происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т. е. смены организационно-правовой формы юридического лица. Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т. е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК).
В зависимости оттого, в какой
форме проводится реорганизация
юридического лица, она оформляется
либо разделительным балансом (разделение,
выделение), либо даточным актом (слияние,
присоединение, преобразование). При
выделении, разделении или слиянии
нескольких организаций возникает
как минимум один новый субъект
права, поэтому в таких случаях
реорганизация считается
Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая (так же как и реорганизация) может носить как добровольный, так и принудительный характер.
В добровольном порядке юридическое
лицо ликвидируется по решению его
участников или органа юридического
лица, уполномоченного на то учредительными
документами. Типичными основаниями
добровольной ликвидации являются нецелесообразность
дальнейшего существования
Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.
Для отдельных видов юридических
лиц законом установлены
Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61--64 ГК и состоит из нескольких этапов:
1)Участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, определяют порядок и сроки ликвидации.
2) Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом. Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица.
3) Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс.
4) В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов.
5) После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента деятельность организации считается прекращенной.
Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и рядом других нормативных актов.
2. Государственная регистрация юридических лиц.
Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
В соответствии сост. 51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому на практике государственная регистрация юридических лиц осуществляется различными органами главную роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации.
До принятия специального
закона о регистрации юридических
лиц соответствующая процедура
регулируется специальными нормативными
актами об отдельных видах юридических
лиц. Указом Президента РФ "Об упорядочении
государственной регистрации
Для регистрации юридического
лица обычно представляются следующие
документы: заявление учредителей
о регистрации, устав организации,
учредительный договор или
Отказ в регистрации может
последовать лишь в случаях несоответствия
учредительных документов организации
закону или несоблюдения установленного
порядка образования
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"