Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:35, контрольная работа

Описание

При наборе высоты пассажирский самолет потерпел аварию. Один пилот погиб, остальные члены экипажа и пассажиры потерпели увечья различной степени тяжести. У некоторых пассажиров пропал багаж, были испорчены вещи.
Юрисконсульт управления авиации дала такое разъяснение потерпевшим: они имеют право на возмещение страховой суммы от страховщика при полной утрате трудоспособности от несчастного случая на транспорте, при частичной им выплачивается соответствующий процент. Работники транспортной организации обязаны лишь сразу после аварии составить и выдать пострадавшим акт, подтверждающий случившееся.

Работа состоит из  1 файл

ГП КР3.docx

— 32.95 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Уральский институт экономики правления и  права

Нижнетагильский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа

по дисциплине «Гражданское право»

Часть 3 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель,                                                                                  Валеева Н.Г.

кандидат юридических  наук, доцент                                                     
 

Студентка

(группа 501Ю, ВВ)                                                                            Коновалова Е.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Тагил

2011г. 
 

     Задача 1.

     При наборе высоты  пассажирский самолет  потерпел аварию. Один пилот  погиб, остальные  члены экипажа  и пассажиры потерпели  увечья различной  степени тяжести. У некоторых пассажиров пропал  багаж, были испорчены вещи.

Юрисконсульт  управления авиации  дала такое разъяснение  потерпевшим: они  имеют право на возмещение страховой  суммы  от страховщика  при полной утрате трудоспособности от несчастного случая на транспорте, при  частичной им  выплачивается соответствующий  процент. Работники  транспортной организации  обязаны лишь сразу  после аварии составить и выдать пострадавшим акт, подтверждающий случившееся.

      Требования 70-летнего  отца погибшего  пилота были отклонены  т.к. отец не жил с  сыном и фактически не получал от сына содержание.

      Есть  ли у потерпевших  право на возмещение вреда. 

     По  условию задачи все потерпевшие имеет право требовать возмещения вреда у авиакомпании, так как:

     Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (Далее ГК или ГК РФ) в ст. 1079 указывает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла протерпевшего.

     В п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ дается следующее определение: "источником повышенной опасности надлежит признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного назначения, обладающих такими же свойствами".

     Из  приведенных определений видно, что российский законодатель, устанавливая основания и пределы ответственности  за вред, причиненный источником повышенной опасности, традиционно оперирует  двумя близкими, но не тождественными понятиями:

     а) деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих;

     б) источник повышенной опасности.

     Как отмечалось ранее понятие источника  повышенной опасности в гражданском  праве не ново, в прежнем законодательстве ст. 454 ГК РСФСР 1964 г., ст. 90 Основ гражданского законодательства 1961 г., ст. 128 Основ гражданского законодательства 1991 г. именовались «Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности», ст. 1079 ГК именуется «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих». В этом на наш взгляд отразилось стремление законодателя отдать предпочтение одному из возможных толкований понятия источника повышенной опасности, являющегося предметом теоретического спора, в котором можно выделить три различные позиции.

     Согласно  первой позиции под источником повышенной опасности понимается деятельность, которая, будучи связана с использованием определенных вещей, не поддается непрерывному и всеобъемлющему контролю человека, вследствие чего обусловливает высокую  степень вероятности причинения вреда.

     Согласно  второй позиции под источником повышенной опасности понимаются свойства вещей  или силы природы, которые при  достигнутом уровне развития техники  не поддаются полностью контролю человека и, не подчиняясь полностью  контролю, создают высокую степень  вероятности причинения вреда жизни  или здоровью человека либо материальным благам. Указанная позиция имеет  и иные варианты. Например, в качестве источника повышенной опасности  предлагается рассматривать предметы материального мира, обладающие особыми  специфическими количественными и  качественными состояниями, в силу которых владение (пользование, хранение и т. д.) ими связано с повышенной опасностью для окружающих.

     Согласно  третьей позиции, под источником повышенной опасности понимаются предметы, вещи, оборудование, находящиеся в  процессе эксплуатации и создающие  при этом повышенную опасность для  окружающих.

      В соответствии со ст. 117 Воздушного кодекса,  Перевозчик несет ответственность  за вред, причиненный при воздушной  перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, размер такой ответственности определяется международным договором Российской Федерации или в соответствии с настоящим Кодексом.

      Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации  в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни  пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда  в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

      Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации  в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и  степени тяжести повреждения  здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации  не может превышать два миллиона рублей.

      В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

     В целях настоящей статьи воздушная  перевозка пассажира включает в  себя период с момента прохождения  пассажиром воздушного судна предполетного  досмотра для посадки на воздушное  судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением  уполномоченных лиц перевозчика  покинул аэродром.

     Согласно  статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

      Согласно  ст.118 Воздушного кодекса РФ, перевозчик несет ответственность за сохранность  находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача  или повреждение (порча) этих вещей  произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить  и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

      За  утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих  размерах:

      1) за утрату, недостачу  или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной  перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа  или груза с объявленной ценностью  с грузоотправителя или грузополучателя  взимается дополнительная плата,  размер которой устанавливается  договором воздушной перевозки  багажа или договором воздушной  перевозки груза;

      2) за утрату, недостачу  или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной  перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но  не более шестисот рублей за  килограмм веса багажа или  груза;

      3) за утрату, недостачу  или повреждение (порчу) вещей,  находящихся при пассажире, - в  размере их стоимости, а в  случае невозможности ее установления - в размере не более чем  одиннадцать тысяч рублей.

      Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при  пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или  предусмотренной договором, а при  ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного  удовлетворения такого требования или  в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено  не было.

      За  утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при  международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность  в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст.119  Воздушного кодекса РФ).

     В ст. 1088 ГК РФ, содержится перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда  в случае потери кормильца, а также  устанавливается срок, в течение  которого происходит такое возмещение.

      В соответствии со ст. 1089 ГК РФ, лицам, имеющим  право на возмещение вреда в связи  со смертью кормильца, вред возмещается  в размере той доли заработка (дохода) умершего, определенного по правилам статьи 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.

      Причинная связь между фактом причинения смерти лицу и имущественными потерями перечисленных  лиц носит многозвенный характер, когда для привлечения лица к  ответственности необходимо установить не одно, а несколько звеньев причинной  связи; так, надо установить причинную  связь между противоправным поведением причинителя вреда и смертью  потерпевшего, а также между смертью  потерпевшего и имущественными потерями указанных лиц.

     Перечень  лиц, имеющих право на возмещение вреда, является исчерпывающим. Сюда включаются лица, которые состояли на иждивении  умершего или хотя и не состояли, но имели право на получение от него содержания ко дню его смерти. К иждивенцам, т.е. лицам, получавшим от потерпевшего основные средства к  существованию, относятся нетрудоспособные члены семьи: дети, родители, переживший супруг, а также иные лица при  наличии у них факта нетрудоспособности. Под нетрудоспособными понимаются несовершеннолетние лица в возрасте до 18 лет; граждане, достигшие пенсионного  возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет); инвалиды I, II, III групп. 

      Задача 2.

      Изобретатель  спустя 4 месяца после  получения патента  обнаружил , что его  решение применяется  в ОАО Торгмаш. Он обратился к  администрации завода с требованием  прекратить  использование  запатентованного им  объекта,  одновременно предложив им заключить  с ним лицензионный договор.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"