Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:52, контрольная работа
Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: 1) в случае его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности.
Недостатком правовых норм, закрепленных в ст. 93 Конституции, являются также предусмотренные ими требование считать выдвижение обвинения против Президента состоявшимся лишь при условии. Что за него будет подано не менее двух третей голосов от их общего числа в палате, и закрепленное в них предписание, ограничивающее срок рассмотрения обвинения, выдвинутого Государственной думой, в Верховном Суде, Конституционном Суде и в Совете Федерации всего тремя месяцами.
Очевидной представляется необоснованность и предусмотренного в ст. 93 Конституции ограничения тремя месяцами срока рассмотрения выдвинутого Государственной Думой обвинения. Нельзя согласиться с тем, чтобы Президент, обвиненный, например, в государственной измене в форме шпионажа, имел возможность и дальше заниматься своей деятельностью, если рассмотрение обвинения вышло за пределы установленного законом срока10.
Таким образом,
вопросы конституционной
Отметим и еще один вопрос: в процедуре отрешения от должности главы государства участвуют обе палаты парламента и два высших судебных органа, в формировании которых Президент принимает самое непосредственное участие. Так, согласно ст. 83 Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. «Вряд ли такие суды, по мнению А.В. Мазурова11, позволят отрешить Президента от должности». Возможно, доля истины в этом есть, но если принять такую позицию, то надо лишать Президента права представления кандидатур на должности судей высших федеральных органов судебной власти, с чем нельзя согласиться, если иметь в виду правовой статус главы государства, его функции по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, а также полномочия в сфере кадровой политики.
ЗАДАНИЕ 2. Раскройте правовые основания образования новых субъектов федерации в составе РФ.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона образование в составе Российской Федерации нового субъекта – это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации путем объединения существующих субъектов Российской Федерации, как и принятие нового государства либо его части, осуществляется исключительно на добровольной основе, т.е. по взаимному согласию Российской Федерации и объединяющихся субъектов Российской Федерации.
В п. 1 ст. 5 установлен лишь один способ образования нового субъекта - объединение двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Таким образом, в комментируемом Законе не урегулирован порядок образования новых субъектов иными известными в конституционно-правовой практике способами, а именно:
Полагаю, что это обуславливается желанием законодателя исключить возможность дальнейшего дробления территориального устройства государства. Учитывая размеры территории России, наличие самого большого числа субъектов из всех федераций мира, проблемы экономического отставания некоторых субъектов Российской Федерации, такая позиция понятна и в некоторой мере была изложена выше.
В соответствии
с п. 2 ст. 5 образование в составе
Российской Федерации нового субъекта
может повлечь за собой прекращение
существования субъектов
Глава III Закона устанавливает порядок образования в составе страны нового субъекта Российской Федерации, не связанному с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части, включая специфическую процедуру проведения референдумов в субъектах Федерации, заинтересованных в образовании нового субъекта Федерации. Порядок образования нового субъекта в составе Российской Федерации включает в себя следующие стадии.
Первая – внесение Президенту РФ субъектами Федерации, заинтересованными в образовании нового субъекта Федерации, соответствующего предложения, которое должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта (п. 2 ст. 10 Закона). Согласно п. 1 ст. 10 Закона инициатива такого предложения принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации.
Вторая – уведомление Президентом РФ о предложении субъектов Федерации палат Федерального Собрания и Правительства РФ, с которыми при необходимости глава государства проводит соответствующие консультации (п. 3 ст. 10 Закона).
Третья – проведение в субъектах Федерации, заинтересованных в образовании нового субъекта Федерации, референдумов по этому вопросу в случае поддержки Президентом Российской Федерации инициативы заинтересованных субъектов Российской Федерации (п. 1-3 ст. 11 Закона).
Согласно п. 1 ст. 11 в каждом из заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Федерации нового субъекта в согласованной формулировке (без допущения в ней различий) выносится на референдумы, инициированные высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации, которые вправе принимать участие в агитации по вопросу референдума об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения. Аналогичным правомочием обладают депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, а также иные лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности.
В случае,
если в одном или нескольких,
но не более чем в половине
заинтересованных субъектов
Четвертая стадия – предоставление уполномоченными органами субъектов Федерации официальных данных о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Президенту РФ (п. 4 с. 11 Закона).
Согласно п. 1 ст. 12 Закона, в случае, если на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона проект соответствующего федерального конституционного закона должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 5 Закона, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы вопросы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.; Стр. 403
2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.; Стр. 403
3 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.; Стр. 404
4 Комментарий к Конституции Российской Федерации // под общ. ред. Л.В. Лазарева. 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Новая правовая культура, Проспект, 2009. стр. 504)
5 СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3118
6 Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Принят постановлением Государственной думы от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801
Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Принят постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635
7 Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. стр. 18
8 А.В. Мазуров Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» - М.: Частное право, 2006.; Стр. 362
9 Якубов А.Е. Еще раз об отрешении Президента РФ от должности и уголовном праве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. стр. 23
10 Коровникова Е.А. Отрешение Президента от должности как форма парламентского контроля // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 17. стр. 20
11 А.В. Мазуров Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» - М.: Частное право, 2006.; Стр. 357
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционному праву"