Контрольная работа по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:37, контрольная работа

Описание

1. Дайте определение правоохранительным органам. Назовите задачи правоохранительных и судебных органов.
2. Назовите полномочия судебной власти.
3. Суд второй инстанции предназначен для:
а) рассмотрения дела по существу
б) пересмотра вступивших в законную силу решений и приговоров суда
в) пересмотра не вступивших в законную силу решений и приговоров суда.

Работа состоит из  1 файл

Вариант 7 - копия.docx

— 38.38 Кб (Скачать документ)

 

ВАРИАНТ № 7

 

1. Дайте определение правоохранительным органам. Назовите задачи правоохранительных и судебных органов.

2. Назовите полномочия судебной власти.

3. Суд второй инстанции предназначен для:

а) рассмотрения дела по существу

б) пересмотра вступивших в законную силу решений и приговоров суда

в) пересмотра не вступивших в законную силу решений и приговоров суда.

 

Вопрос 1. Дайте определение правоохранительным органам. Назовите задачи правоохранительных и судебных органов.

 

Правоохранительные органы — это такие государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке, призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Главными задачами всех правоохранительных органов являются:

    1. защита прав и свобод граждан;

    1. охрана прав и законных интересов предприятий;

    1. обеспечение правопорядка и безопасности;

    1. борьба с преступлениями и иными правонарушениями.

Задачи конкретных правоохранительных органов установлены в законодательных актах, регулирующих их организацию и деятельность (например, в Федеральных законах «О прокуратуре»1, «О судебных приставах»2, Законе «О милиции»3 и т. д.).

Систему правоохранительных органов образуют: прокуратура, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы дознания и следствия, Министерство внутренних дел и его органы, Министерство юстиции и его органы, таможенные органы, органы обеспечения безопасности, адвокатура, нотариат, частные детективные (сыскные) и частные охранные службы, а также общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

Суды мы не будем относить к правоохранительным органам, поскольку специфика судов – это не борьба с преступностью, а осуществление правосудия. Систему судебных органов образуют: Конституционный Суд РФ, система арбитражных судов (в том числе третейские суды и Международный коммерческий арбитраж), система судов общей юрисдикции.

Вопросами законности и правопорядка занимаются также Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации на подведомственной им территории. Однако, они не являются специальными правоохранительными органами государства.

 

 

Вопрос 2. Назовите полномочия судебной власти.

Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе. Суд как орган судебной власти      

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

- по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;

- по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);

- нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);

 - контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

 

Полномочия судебной власти включают:

  основные (исключительные):

- осуществление правосудия;

- конституционный контроль;

 

вспомогательные:

- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

дача разъяснений по вопросам судебной практики;

- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

 

        Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.

 

        Суды как государственные органы составляют материальную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»4. Этими правовыми актами определяются предназначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

 

         Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям (ст. 21)

Суд как орган судебной власти

 

          Неотъемлемое свойство судебной власти, как показано выше, заключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

        Отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной властью.

 

Специфика суда как органа судебной власти:

- суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры;

- независимость судов при осуществлении основных функций —  правосудия либо конституционного контроля;

- для деятельности судов установлен особый порядок (процедура), основанный на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении им подведомственных дел и вопросов.

 

        Достаточно отметить, что в настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры. Ее реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разрешать по существу отнесенные к их ведению дела. Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно “очищать” этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался не способным достойно нести звание судьи.

      Существенным моментом, характеризующим органы судебной власти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций — правосудия либо конституционного контроля. Принятие ими решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны вышестоящих судебных инстанций или “своего” — судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение нижестоящих вышестоящим, обязательность указаний руководства считаются явлением вполне нормальным, естественным, даже обязательным и неизбежным.

          Не предусматриваются какие-то особые меры, изолирующие законодателей (членов представительных органов) от влияния извне, поскольку сделать это практически невозможно. Данная категория людей в своей деятельности обязана руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и политических сил (партий, об­щественных объединений, избирателей и т. д.).

      Однако при всем различии  органы государственной власти должны взаи­модействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достижении общих целей.

       Это проявляется во многом. Например, Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть, издает законы, обязательные для исполнения всеми, в том числе судами и судьями, учреждает или упраздняет конкретные суды (кроме тех, которые образованы на основании прямых предписаний Конституции РФ5), определяет в рамках, установленных Конституцией РФ, финансирование судов. Суды, однако, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа — незаконным. И это влечет за собой неприменение закона либо обязывает соответствующие органы не претворять в жизнь незаконное решение, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное решение, вынести новое. С другой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практически почти полностью зависеть от исполнительных органов, прежде всего Министерства юстиции РФ и подчиненных ему органов и учреждений.

         Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рас­смотрении им подведомственных дел и вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вы­несении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.

       Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т. д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотрения и разрешения дел в судах.

 

Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):

- конституционное судопроизводство;

- гражданское судопроизводство;

- арбитражное судопроизводство;

- уголовное судопроизводство;

- административное судопроизводство.

 

        Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

 

Вопрос  3.  Суд второй инстанции предназначен для:

а) рассмотрения дела по существу

б) пересмотра вступивших в законную силу решений и приговоров

суда

в) пересмотра не вступивших в законную силу решений и

приговоров суда

 

Общие условия производства в суде второй инстанции

 

         Производство в суде второй инстанции включает в себя производство в судах апелляционной и кассационной инстанции. Апелляционная инстанция - это суд, рассматривающий уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и постановления суда (мирового судьи). Кассационная инстанция – это суд, рассматривающий уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой (за исключением мировых судей) и апелляционной инстанции. Объединяет апелляционную и кассационную инстанции как суды второй инстанции то, что и те, и другие осуществляют проверку судебных решений, не вступивших в законную силу.

      Апелляционное и кассационное рассмотрение судебных решений в уголовном процессе – это форма проверки их законности, обоснованности и справедливости вышестоящим судом. Она имеет своей задачей выявить ошибки, допущенные при рассмотрении и разрешении дела, и принять меры по отмене или изменению вынесенных решений. Подобная деятельность вышестоящих судов направлена на предотвращение вступления в силу и исполнения неправосудного приговора; является гарантией от незаконного, необоснованного осуждения лица, назначения ему несправедливого наказания.

          Возможность апелляционной и кассационной проверки судебных решений основана на закрепленном в ч. 3 ст. 50 Конституции РФ праве каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом. В развитие этого конституционного положения уголовно-процессуальный закон устанавливает, что судебные решения, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном или кассационном порядке (ч. 1 ст. 354 УПК6).

Информация о работе Контрольная работа по "Правоохранительные органы"