Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и определение личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Такая цель определила постановку следующих задач:
определить понятие конституционных прав и свобод;
привести классификацию прав и свобод;
проанализировать личные права и свободы человека в РФ (право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, неприкосновенность жилища, национальная принадлежность, свобода передвижений и места жительства, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова;
рассмотреть защиту права на свободу;
определить особенности судебной защиты прав и свобод в РФ;
сделать выводы.
Введение. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 5
1.1.История идеи прав и свобод граждан. 5
1.2.Понятие конституционных прав и свобод. 6
1.3. Классификация прав и свобод. 8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 12
2.1. Право на жизнь. 12
2.2. Право на государственную охрану достоинства личности. 13
2.3. Право на свободу и личную неприкосновенность. 15
2.4.Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны. 16
2.5.Право на неприкосновенность жилища. 17
2.6.Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком. 18
2.7. Право на свободу передвижения и места жительства. 19
2.8. Право на свободу совести и вероисповедания. 20
2.9. Право на свободу мысли и слова. 22
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ. 23
3.1.Формы защиты и совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. 23
Заключение. 27
Библиографический список. 28
Научная литература. 29
Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться основанием для дискриминации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий.
Сюда же примыкает право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-правовых актах.
В условиях федеративных государств и сложного этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и малочисленных народов на пользование родным языком трудно переоценить. [2]
С одной стороны,
оно позволяет
[1] Конституция РФ. – Москва 93г. Статья 26.
[2] Баглай М.В. , Габригидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник по Конституционному праву. М.: Издательская группа НОРМА –ИНФРА. М, 1996г.
Право на свободу
передвижения и выбора места пребывания
и жительства в пределах каждого
государства, как и право на выезд
и беспрепятственное
Указанное право является существенным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития человека, его достойной жизни. В соответствии с международными стандартами Конституция РФ (ст. 27) гарантируемое право.
Понятие места жительства раскрывается, например, в ст. 20 ГК РФ Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120. : это место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Как известно, действовавшая в советский период система паспортной прописки по существу ограничивала свободу передвижения, ставила каждого гражданина под гласный надзор государственных органов.
В настоящее время в РФ, как и в большинстве европейских стран, существует процедура регистрации по месту жительства, которая носит не разрешительный, а уведомительный характер.
Дееспособные граждане по своему усмотрению избирают место жительства, а компетентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.
Вместе с этим данное право не носит абсолютного характера; свобода передвижения может стать объектом предусмотренных законом ограничений, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Это может касаться
пограничной полосы, зон экологического
бедствия, территорий, где введено
чрезвычайное или военное положение.
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в
соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и
быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в
государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно,
существует определенное давление на человека с целью заставить его принять
эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит
защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею
прикрывались
официальная антирелигиозная
Свобода
вероисповедания означает
учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с
этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой.
В субъективном смысле, т.е. как право человека, равнозначным является
понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех
религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать
вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины
употребляются как идентичные.
Конституция РФ провозглашает: "Каждому гарантируется свобода совести,
свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними" (ст. 28). Такая формулировка в значительной мере
повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта.
Но в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на
атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду ("распространять
религиозные и иные убеждения"), что является явным отголоском прошлых лет.
С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о
праве "не исповедовать никакой" религии, поскольку это заложено в
содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции
посвящена только правам человека в области религии, что же касается
правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед
законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.
Свобода
совести и вероисповедания
Законом «О свободе
совести и религиозных
г. Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в
частности, запрещено
указывать в официальных
к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к
религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со
стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание
тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя
потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.
Ряд
положений Закона посвящен
право на свободу совести признано за ребенком, а родителям предоставлено
право обеспечивать религиозное воспитание ребенка. Преподавание вероучений
и религиозное воспитание могут свободно осуществляться в негосударственных
учебных и воспитательных заведениях, а по желанию граждан - в любых
дошкольных и учебных заведениях и организациях.
Закон устранил дискриминацию религиозных объединений, признав
правомерным распространение вероучений непосредственно или через средства
массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и
благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую
деятельность (монастыри, скиты и пр.), паломничество и иную деятельность,
определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом
данного объединения. Закреплены права в области совершения религиозных
обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы
и предметов религиозного назначения, международных связей и т.д.
Коренное изменение политики государства по отношению к религии,
происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы.
Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные
заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации
гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы вероисповедания.
Распоряжением
Президента Российской
создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте
Российской Федерации, а распоряжением от 2 августа 1995 г. утверждено
Положение об этом Совете. Совет является консультативным органом,
осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку
предложений для Президента. Он обеспечивает взаимодействие Президента с
религиозными объединениями, участвует в разработке совместной концепции
взаимоотношений государства и религиозных объединений. Специально
оговаривается, что Совет не обладает контрольными или распорядительными
функциями по отношению к религиозным объединениям. В состав Совета вошли
представители всех ведущих конфессий России. Создание Совета отражает новый
характер отношений между властью и религиозными объединениями, основанных
на свободе последних и невмешательстве государства в их внутреннюю
деятельность.
Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить
все, что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно,
так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных
исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все
то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.
Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же
устанавливает, что не допускаются пропаганда или антиагитация, возбуждающие
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного
или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к
идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы
призваны противостоять коммунистической идеологии, делящей общество на
"передовые" и "отсталые" классы, национализму и расизму, шовинизму и
антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое
превосходство - похоже, что таких сил в России нет, если не считать
требований соблюдать право на использование родного языка, что, однако,
никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.
Другая
опасность, порождаемая