Личные права и свободы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ и определение личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Такая цель определила постановку следующих задач:
определить понятие конституционных прав и свобод;
привести классификацию прав и свобод;
проанализировать личные права и свободы человека в РФ (право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, неприкосновенность жилища, национальная принадлежность, свобода передвижений и места жительства, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова;
рассмотреть защиту права на свободу;
определить особенности судебной защиты прав и свобод в РФ;
сделать выводы.

Содержание

Введение. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 5
1.1.История идеи прав и свобод граждан. 5
1.2.Понятие конституционных прав и свобод. 6
1.3. Классификация прав и свобод. 8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 12
2.1. Право на жизнь. 12
2.2. Право на государственную охрану достоинства личности. 13
2.3. Право на свободу и личную неприкосновенность. 15
2.4.Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны. 16
2.5.Право на неприкосновенность жилища. 17
2.6.Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком. 18
2.7. Право на свободу передвижения и места жительства. 19
2.8. Право на свободу совести и вероисповедания. 20
2.9. Право на свободу мысли и слова. 22
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ. 23
3.1.Формы защиты и совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. 23
Заключение. 27
Библиографический список. 28
Научная литература. 29

Работа состоит из  1 файл

МОЙ КУРСАЧ.docx

— 76.66 Кб (Скачать документ)

Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться  основанием для дискриминации лица либо, напротив, предоставления ему  каких-либо особых привилегий.

Сюда же примыкает  право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных  в международно-правовых актах.

В условиях федеративных государств и сложного этнического  состава населения закрепление  права национальных меньшинств и  малочисленных народов на пользование  родным языком трудно переоценить. [2]

С одной стороны, оно позволяет самореализоваться  каждой личности как человеку, как  гражданину, как представителю определенного  народа, с другой - дает возможность  народам развивать свой язык, культуру, сохранять традиции, поддерживать национальные обычаи. 
 
 
 
 

[1] Конституция РФ. – Москва 93г. Статья 26.

[2] Баглай  М.В. , Габригидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник по Конституционному праву. М.: Издательская группа НОРМА –ИНФРА. М, 1996г.

2.7. Право на свободу  передвижения и  места жительства.

Право на свободу  передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого  государства, как и право на выезд  и беспрепятственное возвращение  в свою страну, признается международным  сообществом и зафиксировано  во всех основополагающих международно-правовых актах о правах человека.

Указанное право  является существенным элементом свободы  самоопределения личности, условием профессионального и духовного  развития человека, его достойной  жизни. В соответствии с международными стандартами Конституция РФ (ст. 27) гарантируемое право.

Понятие места  жительства раскрывается, например, в  ст. 20 ГК РФ Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (2 ч.), ст. 3120. : это место постоянного или  преимущественного проживания гражданина.

Как известно, действовавшая  в советский период система паспортной прописки по существу ограничивала свободу  передвижения, ставила каждого гражданина под гласный надзор государственных  органов.

В настоящее  время в РФ, как и в большинстве  европейских стран, существует процедура  регистрации по месту жительства, которая носит не разрешительный, а уведомительный характер.

Дееспособные  граждане по своему усмотрению избирают место жительства, а компетентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.

Вместе с этим данное право не носит абсолютного  характера; свобода передвижения может  стать объектом предусмотренных  законом ограничений, необходимых  для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или  нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Это может касаться пограничной полосы, зон экологического бедствия, территорий, где введено  чрезвычайное или военное положение. 
 
 
 
 
 
 

2.8. Право на свободу совести и вероисповедания.

Под свободой совести  понимается право человека  как  верить  в  Бога  в

соответствии  с учением той или иной свободно выбранной  им  религии,  так  и

быть атеистом,  т.е.  не  верить  в  Бога.  Эта  свобода  особенно  важна  в

государствах, в  которых признана государственная  религия  и,  следовательно,

существует определенное давление на человека с целью заставить  его  принять

эту религию. В  государствах  без  государственной  религии  свобода  служит

защитой  для  атеистов,  а  в  тоталитарных  атеистических  государствах  ею

прикрывались  официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

    Свобода  вероисповедания означает право  человека на  выбор  религиозного

учения и беспрепятственное  отправление культов и обрядов  в  соответствии  с

этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию  уже  первой.

В субъективном  смысле,  т.е.  как  право  человека,  равнозначным  является

понятие свободы  религии, но оно еще означает и  право на  существование  всех

религий  и  возможность  каждой  их   них   беспрепятственно   проповедовать

вероучение.  Однако  в   обиходе   очень   часто   все   указанные   термины

употребляются как идентичные.

    Конституция  РФ провозглашает: "Каждому гарантируется   свобода  совести,

свобода  вероисповедания,  включая  право  исповедовать  индивидуально   или

совместно с  другими любую религию  или  не  исповедовать  никакой,  свободно

выбирать, иметь  и распространять религиозные и  иные убеждения и  действовать

в соответствии с ними" (ст. 28).  Такая  формулировка  в  значительной  мере

повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта.

    Но  в ней  в  завуалированном   виде  закрепляется  право   не  только  на

атеистические убеждения, но и на атеистическую  пропаганду  ("распространять

религиозные и  иные убеждения"), что является явным  отголоском  прошлых  лет.

С содержательной точки зрения  следует  признать  бесполезным  упоминание  о

праве  "не  исповедовать  никакой"  религии,  поскольку   это   заложено   в

содержании свободы  совести. Следует помнить, что данная  статья  Конституции

посвящена  только  правам  человека  в  области  религии,  что  же  касается

правового  положения  самих  религиозных  объединений,  их  равенства  перед

законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

    Свобода  совести и вероисповедания подробно  регламентируется Федеральным

Законом «О свободе  совести и религиозных объединениях»  от 26  сентября  1997

г. Так, конкретизированы  гарантии  свободы  вероисповедания,  для  чего,  в

частности, запрещено  указывать в официальных документах  отношение  человека

к религии. Хотя верующие обычно этого не  стесняются,  но  принадлежность  к

религии может  послужить в некоторых случаях  поводом для их дискриминации  со

стороны отдельных  бюрократов или грубых  атеистов.  Весьма  важно  признание

тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах  от  священнослужителя  нельзя

потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.

    Ряд  положений Закона посвящен проблемам  религиозного  воспитания.  Так,

право на свободу  совести признано за  ребенком,  а  родителям  предоставлено

право обеспечивать религиозное воспитание ребенка.  Преподавание  вероучений

и религиозное  воспитание могут свободно осуществляться  в  негосударственных

учебных и  воспитательных  заведениях,  а  по  желанию  граждан  -  в  любых

дошкольных и  учебных заведениях и организациях.

    Закон   устранил   дискриминацию   религиозных   объединений,   признав

правомерным  распространение вероучений непосредственно  или  через  средства

массовой  информации,  миссионерскую   деятельность,   дела   милосердия   и

благотворительности,  религиозное  обучение  и  воспитание,   подвижническую

деятельность (монастыри, скиты и пр.), паломничество  и  иную  деятельность,

определяемую  соответствующими  вероучениями   и   предусмотренную   уставом

данного объединения.  Закреплены  права  в  области  совершения  религиозных

обрядов и церемоний, производства и распространения  религиозной  литературы

и предметов  религиозного назначения, международных  связей и т.д.

    Коренное  изменение  политики  государства   по  отношению  к   религии,

происшедшее  в  последние  годы,  возвращает  России   ее   духовные   силы.

Возвращаются  храмы, религиозные ценности, возрождаются  религиозные  учебные

заведения.  Тем  самым  создаются  материальные   условия   для   реализации

гражданами одной  из важнейших гражданских свобод - свободы вероисповедания.

    Распоряжением  Президента Российской Федерации   от  24  апреля  1995  г.

создан Совет  по взаимодействию с религиозными объединениями  при  Президенте

Российской Федерации, а  распоряжением  от  2  августа  1995  г.  утверждено

Положение  об  этом  Совете.   Совет   является   консультативным   органом,

осуществляющим   предварительное   рассмотрение   вопросов   и    подготовку

предложений для  Президента.  Он  обеспечивает  взаимодействие  Президента  с

религиозными  объединениями,  участвует  в  разработке  совместной  концепции

взаимоотношений   государства   и   религиозных   объединений.    Специально

оговаривается, что Совет  не  обладает  контрольными  или  распорядительными

функциями по отношению  к религиозным объединениям.  В  состав  Совета  вошли

представители всех ведущих конфессий России. Создание Совета отражает  новый

характер отношений  между властью и  религиозными  объединениями,  основанных

на  свободе  последних  и  невмешательстве  государства  в   их   внутреннюю

деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.9. Право на свободу  мысли и слова.

Содержание свободы  слова весьма широкое. Это не только  право  говорить

все, что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных  как  устно,

так  и  печатно,  в  произведениях   изобразительного   искусства,   научных

исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это  все

то, что выражает мысль человека, его устремления  и надежды.

    Конституция  РФ гарантирует свободу мысли   и  слова,  но  она  сразу   же

устанавливает, что не допускаются пропаганда или  антиагитация,  возбуждающие

социальную,  расовую,  национальную  или  религиозную  ненависть  и  вражду.

Запрещается пропаганда социального,  расового,  национального,  религиозного

или языкового  превосходства. Это целая  программа  негативного  отношения  к

идеям, способным  взорвать здание общественного согласия. В России эти  нормы

призваны  противостоять  коммунистической  идеологии,  делящей  общество  на

"передовые"  и  "отсталые"  классы,  национализму  и  расизму,  шовинизму  и

антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы  пропагандируют  языковое

превосходство - похоже,  что  таких  сил  в  России  нет,  если  не  считать

требований соблюдать  право на  использование  родного  языка,  что,  однако,

никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.

    Другая  опасность, порождаемая неконтролируемостью  свободы слова,  носит

Информация о работе Личные права и свободы в РФ