Личные права и свободы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ и определение личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Такая цель определила постановку следующих задач:
определить понятие конституционных прав и свобод;
привести классификацию прав и свобод;
проанализировать личные права и свободы человека в РФ (право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, неприкосновенность жилища, национальная принадлежность, свобода передвижений и места жительства, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова;
рассмотреть защиту права на свободу;
определить особенности судебной защиты прав и свобод в РФ;
сделать выводы.

Содержание

Введение. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 5
1.1.История идеи прав и свобод граждан. 5
1.2.Понятие конституционных прав и свобод. 6
1.3. Классификация прав и свобод. 8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 12
2.1. Право на жизнь. 12
2.2. Право на государственную охрану достоинства личности. 13
2.3. Право на свободу и личную неприкосновенность. 15
2.4.Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны. 16
2.5.Право на неприкосновенность жилища. 17
2.6.Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком. 18
2.7. Право на свободу передвижения и места жительства. 19
2.8. Право на свободу совести и вероисповедания. 20
2.9. Право на свободу мысли и слова. 22
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ. 23
3.1.Формы защиты и совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. 23
Заключение. 27
Библиографический список. 28
Научная литература. 29

Работа состоит из  1 файл

МОЙ КУРСАЧ.docx

— 76.66 Кб (Скачать документ)

фашистский  характер.  В  Указе  Президента  РФ  о  мерах   по   обеспечению

согласованных  действий  органов   государственной   власти   в   борьбе   с

проявлениями  фашизма и иных  форм  политического  экстремизма  в  Российской

Федерации  от  23  марта  1995  г.   отмечается,   что   антиконституционная

деятельность  экстремистских настроенных лиц и объединений приобретает все

более широкие  масштабы и дерзкий характер, создаются  незаконные  вооруженные

и военизированные  формирования,  нарастает  угроза  сращивания  последних  с

некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а  также  криминальными

структурами.  Указом  предусматриваются  меры  по  усилению  борьбы   против

фашистской угрозы и предписывается органам МВД,  ФСБ  и  др.  задерживать  и

привлекать к  ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино- ,

 фото-, аудио-  и  видеоматериалы,  направленные,  на  пропаганду  фашизма,

возбуждение  социальной,  расовой,  национальной  или   религиозной   розни,

принимать  меры  к  изъятию  такой  печатной  продукции  и  материалов.  Под

контроль ставятся соответствующие собрания, митинги,  демонстрации,  шествия

и  пикетирование.  Эти  и  ряд  других  мер  направлены  на   запрещение   и

ограничение деятельности фашистского характера.

    Весьма  важно положение, сформулированное  в ч. 3 ст. 29 Конституции  РФ:

"Никто не  может быть принужден к выражению   своих  мнений  и  убеждений   или

отказу  от  них".  По  своему  содержанию  понятие  "убеждение"  шире,   чем

"мнение", это  понятие охватывает устойчивую  систему взглядов, основанную  на

определенном  мировоззрении, но и  мнение  может  значить  очень  много,  ибо

является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все  могли,  ничего

не опасаясь,  выражать  свои  убеждения  и  мнения,  а  убеждения  и  мнения

меньшинства, или  инакомыслящих уважались. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ.

3.1.Формы защиты и совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Одной из важнейших  задач федеративного государства  является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты, прав человека во всех субъектах Федерации. Для  России эта проблема особенно актуальна  в силу значительных территориальных  масштабов страны, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных  и культурных традиций населения.

Нарушению этих стандартов нередко способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законах  многих субъектов Российской Федерации  положения, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что  в некоторых из них действие принципа равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных  на федеральном уровне, предоставляются  определенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для  данного субъекта Федерации национальности. В практике Конституционного Суда неоднократно рассматривались дела о несоответствии Конституции Российской Федерации  законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан, право  свободно передвигаться, выбирать место  пребывания и жительства.

«Восстановлению единого правового пространства, вертикали власти и тем самым  обеспечению единых стандартов прав человека на всей территории страны способствует решение Президента РФ об образовании  семи федеральных округов, его законодательные  инициативы, направленные на изменение  порядка образования Совета Федерации, повышение ответственности глав исполнительной власти субъектов Федерации  и органов местного самоуправления за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов.»[1]

Для обеспечения  единых стандартов осуществления прав человека на всей территории РФ необходимо:

· федеральным  органам государственной власти более активно использовать согласительные процедуры для преодоления коллизий между законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов  РФ, право обращения в Конституционный  Суд, разработку типовых (модельных) законов  и нормативно-правовых актов в  области прав человека и гражданина;

· органам Прокуратуры  РФ систематически проводить обобщающие проверки законности правовых актов, регламентирующих права человека и гражданина на территории субъектов Федерации; 
 

[1] Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). М., Изд-во НОРМА, 2000.

· органам, курирующим вопросы прав человека в Российской Федерации, координировать усилия и  оказывать взаимное содействие в  правовом и информационном обеспечении  мероприятий в данной сфере;

· создать базу данных о региональных законах и  нормативно-правовых актах, затрагивающих  права и свободы человека.

Серьезным ущемлением прав граждан является принятие таких  ведомственных инструкций, которые  призваны регламентировать порядок  реализации законов, но на практике приводят к созданию дополнительных препятствий  для осуществления гражданами своих  прав. Они малодоступны для ознакомления, в ряде случаев сохраняется фактически закрытый характер этих документов, не эффективна действующая в настоящее  время процедура оценки их соответствия Конституции и законам.

Для совершенствования  законодательства в области прав человека, развития их юридических  гарантий необходимо:

· провести ревизию  действующих федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов  субъектов Федерации с точки  зрения их соответствия Конституции  РФ и международным стандартам в  области прав человека и гражданина;

· принять федеральный  закон «Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов  РФ федеральным законам», которым, в  частности, предоставить органам Министерства юстиции РФ в субъектах Федерации  право обращения в суды этих субъектов  по данному вопросу;

· создать действенный  механизм конституционного и другого  судебного, а также иного контроля и отмены противоречащих Конституции  РФ решений и действий органов  государственной власти субъектов  Федерации;

· выявить пробелы  правового регулирования прав и  свобод человека и подготовить план законотворческих работ, определив  первоочередность разработки законопроектов, которые призваны обеспечить реализацию конституционных норм и принципов, относящихся к правам человека;

· подготовить  проект закона, регулирующего сферу  ведомственного законотворчества, уточнив  предусмотренную постановлением Правительства  РФ от 13 августа 1997г. процедуру обязательной государственной регистрации ведомственных  актов. Исходить при этом надо из следующих  критериев:

· ведомственные  нормативные акты должны регулировать внутриорганизационные отношения  и технические вопросы и не противоречить конституционным  нормам о правах и свободах граждан;

· регламентация  механизма реализации прав граждан  не должна сужать объема этих прав, предусмотренных  законом.

Принятие нового законодательства в области прав человека -важное условие их гарантированности  и защиты. Однако для обеспечения  прав человека необходима единая, четко  скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. В этой связи  особенно актуально создание комплексного механизма, единой системы обеспечения  и защиты прав человека. Система  защиты прав человека включает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.[1]

Судебная система  является одной из центральных в  защите прав и свобод человека. С  начала 90-х гг. в нашей стране осуществляется реформирование судов и совершенствование  их деятельности. В частности приняты  законы о судебной системе Российской Федерации, Конституционном суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые Гражданский  и Уголовно-исполнительный кодексы.

Определенное  внимание уделяется развитию и совершенствованию  института внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти институты призваны существенно  дополнять судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать комплексному решению  этой проблемы. Национальная система  несудебных государственных учреждений, призванных защищать права и свободы  гражданина и человека в Российской Федерации, состоит из следующих  звеньев: Институт Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Прокуратура  Российской Федерации, иные комиссии при  Президенте РФ, Администрация Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные  органы исполнительной власти РФ.[2]

Важное место  в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные  организации. В настоящее время  зарегистрировано более 1000 НПО, функционирующих  практически во всех субъектах Федерации. Многие из них объединены в правозащитные  центры, ассоциации и иные союзы. Следует  отметить, что в настоящее время  НПО, по сути, не получают должной государственной  поддержки; они не имеют ни прочного законодательного статуса, ни экономической  базы.

Формирование  правового государства в России и развитие гражданского общества предполагают последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений  международных договоров, участниками  которых является РФ. Принципиальное значение имеет положение Конституции  о том, что общепризнанные принципы, нормы международного права и  международные договоры России являются составной частью ее правовой системы (п.4 ст.15). Более того, в РФ признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина как в соответствии с Конституцией, так и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п.1 ст.17).

Современное международное  право не только закрепляет перечень основных прав и свобод человека, которыми обладает каждый индивид, но и предоставляет  ему право на прямой доступ в межгосударственные судебные и несудебные органы для  защиты своих прав. 
 
 

[1] Матвеева Т.Д. День прав человека. //Международная жизнь. 2004, №2.

[2] Чайка Ю.А. Права человека – приоритет Конституции РФ. //Российская юстиция. 2005, №2.

В своей внешней  и внутренней политике Россия исходит  из принципа, подтвержденного в 1993г. Всемирной конференцией по правам человека, согласно которому универсальность  прав и свобод носит бесспорный характер, а их защита является обязанностью всех государств. Наша страна- участница  большинства международных соглашений по правам человека, что обязывает  ее выполнять взятые на себя обязательства. За последние годы расширяется процесс  создания международных контрольных  органов по наблюдению за выполнением  государствами взятых на себя обязательств в области прав человека. Особое значение для РФ приобретает проблема соблюдения своих международных  обязательств, связанных со вступлением  в Совет Европы.

«Россия уже  ратифицировала Европейскую Конвенцию  о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы  к ней : №1,2,3,4,7 и 11; Европейскую Конвенцию  о запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения или наказания и  некоторые другие».[1]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

[1] Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). М., Издательство НОРМА, 2000.

Информация о работе Личные права и свободы в РФ