Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и определение личных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Такая цель определила постановку следующих задач:
определить понятие конституционных прав и свобод;
привести классификацию прав и свобод;
проанализировать личные права и свободы человека в РФ (право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, неприкосновенность жилища, национальная принадлежность, свобода передвижений и места жительства, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова;
рассмотреть защиту права на свободу;
определить особенности судебной защиты прав и свобод в РФ;
сделать выводы.
Введение. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 5
1.1.История идеи прав и свобод граждан. 5
1.2.Понятие конституционных прав и свобод. 6
1.3. Классификация прав и свобод. 8
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 12
2.1. Право на жизнь. 12
2.2. Право на государственную охрану достоинства личности. 13
2.3. Право на свободу и личную неприкосновенность. 15
2.4.Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны. 16
2.5.Право на неприкосновенность жилища. 17
2.6.Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком. 18
2.7. Право на свободу передвижения и места жительства. 19
2.8. Право на свободу совести и вероисповедания. 20
2.9. Право на свободу мысли и слова. 22
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ. 23
3.1.Формы защиты и совершенствование механизма защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. 23
Заключение. 27
Библиографический список. 28
Научная литература. 29
фашистский характер. В Указе Президента РФ о мерах по обеспечению
согласованных действий органов государственной власти в борьбе с
проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской
Федерации от 23 марта 1995 г. отмечается, что антиконституционная
деятельность экстремистских настроенных лиц и объединений приобретает все
более широкие масштабы и дерзкий характер, создаются незаконные вооруженные
и военизированные формирования, нарастает угроза сращивания последних с
некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными
структурами. Указом предусматриваются меры по усилению борьбы против
фашистской угрозы и предписывается органам МВД, ФСБ и др. задерживать и
привлекать к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино- ,
фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные, на пропаганду фашизма,
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни,
принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов. Под
контроль ставятся соответствующие собрания, митинги, демонстрации, шествия
и пикетирование. Эти и ряд других мер направлены на запрещение и
ограничение деятельности фашистского характера.
Весьма
важно положение,
"Никто не
может быть принужден к
отказу от них". По своему содержанию понятие "убеждение" шире, чем
"мнение", это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на
определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо
является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего
не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения
меньшинства, или
инакомыслящих уважались.
Одной из важнейших
задач федеративного
Нарушению этих
стандартов нередко способствуют содержащиеся
в конституциях, уставах и законах
многих субъектов Российской Федерации
положения, которые прямо противоречат
Конституции и законам
«Восстановлению
единого правового
Для обеспечения единых стандартов осуществления прав человека на всей территории РФ необходимо:
· федеральным
органам государственной власти
более активно использовать согласительные
процедуры для преодоления
· органам Прокуратуры
РФ систематически проводить обобщающие
проверки законности правовых актов, регламентирующих
права человека и гражданина на территории
субъектов Федерации;
[1] Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). М., Изд-во НОРМА, 2000.
· органам, курирующим вопросы прав человека в Российской Федерации, координировать усилия и оказывать взаимное содействие в правовом и информационном обеспечении мероприятий в данной сфере;
· создать базу данных о региональных законах и нормативно-правовых актах, затрагивающих права и свободы человека.
Серьезным ущемлением прав граждан является принятие таких ведомственных инструкций, которые призваны регламентировать порядок реализации законов, но на практике приводят к созданию дополнительных препятствий для осуществления гражданами своих прав. Они малодоступны для ознакомления, в ряде случаев сохраняется фактически закрытый характер этих документов, не эффективна действующая в настоящее время процедура оценки их соответствия Конституции и законам.
Для совершенствования законодательства в области прав человека, развития их юридических гарантий необходимо:
· провести ревизию
действующих федеральных
· принять федеральный
закон «Об обеспечении
· создать действенный механизм конституционного и другого судебного, а также иного контроля и отмены противоречащих Конституции РФ решений и действий органов государственной власти субъектов Федерации;
· выявить пробелы правового регулирования прав и свобод человека и подготовить план законотворческих работ, определив первоочередность разработки законопроектов, которые призваны обеспечить реализацию конституционных норм и принципов, относящихся к правам человека;
· подготовить
проект закона, регулирующего сферу
ведомственного законотворчества, уточнив
предусмотренную постановлением Правительства
РФ от 13 августа 1997г. процедуру обязательной
государственной регистрации
· ведомственные
нормативные акты должны регулировать
внутриорганизационные
· регламентация механизма реализации прав граждан не должна сужать объема этих прав, предусмотренных законом.
Принятие нового
законодательства в области прав
человека -важное условие их гарантированности
и защиты. Однако для обеспечения
прав человека необходима единая, четко
скоординированная система
Судебная система является одной из центральных в защите прав и свобод человека. С начала 90-х гг. в нашей стране осуществляется реформирование судов и совершенствование их деятельности. В частности приняты законы о судебной системе Российской Федерации, Конституционном суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые Гражданский и Уголовно-исполнительный кодексы.
Определенное внимание уделяется развитию и совершенствованию института внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти институты призваны существенно дополнять судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать комплексному решению этой проблемы. Национальная система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, Администрация Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ.[2]
Важное место
в системе защиты прав человека занимают
неправительственные
Формирование
правового государства в России
и развитие гражданского общества предполагают
последовательное и неуклонное соблюдение
общепризнанных принципов и норм
международного права и положений
международных договоров, участниками
которых является РФ. Принципиальное
значение имеет положение Конституции
о том, что общепризнанные принципы,
нормы международного права и
международные договоры России являются
составной частью ее правовой системы
(п.4 ст.15). Более того, в РФ признаются
и гарантируются права и
Современное международное
право не только закрепляет перечень
основных прав и свобод человека, которыми
обладает каждый индивид, но и предоставляет
ему право на прямой доступ в межгосударственные
судебные и несудебные органы для
защиты своих прав.
[1] Матвеева Т.Д. День прав человека. //Международная жизнь. 2004, №2.
[2] Чайка Ю.А. Права человека – приоритет Конституции РФ. //Российская юстиция. 2005, №2.
В своей внешней
и внутренней политике Россия исходит
из принципа, подтвержденного в 1993г.
Всемирной конференцией по правам человека,
согласно которому универсальность
прав и свобод носит бесспорный характер,
а их защита является обязанностью
всех государств. Наша страна- участница
большинства международных
«Россия уже ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы к ней : №1,2,3,4,7 и 11; Европейскую Конвенцию о запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения или наказания и некоторые другие».[1]
[1] Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). М., Издательство НОРМА, 2000.