Лишение и ограничение родительски прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание

Особенность положения ребенка, как в семье, так и за ее пределами истекает из его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В правовой интерпретации такая роль выглядит как формула, согласно которой «обеспечение, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей».

Работа состоит из  1 файл

Studmed.ru_referat-lishenie-i-ogranichenie-roditelskih-prav_2b606d81fcd.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

Конкретное  название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка законом  не определяется и в разных субъектах  РФ может быть различным. Это связано  с тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. ,№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 77 СК РФ орган опеки и  попечительства обязан незамедлительно  уведомить об отобрании ребенка  прокурора. Это связано с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимать при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26-28 Закона РФ от 17 января 1992 г № 2202 «О прокуратуре РФ»).

При отобрании  ребенка у родителей (одного из них) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган  опеки и попечительства возлагается  обязанность обеспечить временное устройство ребенка. Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно прежде всего, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Здесь ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь. Однако с учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иных учреждениях (воспитательном учреждении, школе-интернате, доме (базе) отдыха, санатории и т. п.). Ребенок может быть также передан родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

Отобрание ребенка  органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни  ребенка или его здоровью возможно и у лиц, заменяющих ему родителей: опекунов (попечителей) (с последующим  отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей — п. 3 ст. 39 ГК РФ); приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается — п. 2 ст. 152 СК РФ); усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства — ст. 141—142 СК).

В целях охраны прав отобранного ребенка и определения  его дальнейшей судьбы п. 2 ст. 77 СК установлена  обязанность органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском о  лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Немедленное  (досудебное) отобрание ребенка у  родителей.

 

Применение  таких мер защиты интересов ребенка, как лишение родителей родительских прав или ограничение родительских прав, требуют обязательного судебного разбирательства и вынесения судом соответствующего решения, что, естественно, не может быть сделано достаточно быстро. В то же время на практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно, так как существует серьезная и реальная угроза жизни или здоровью ребенка. Поэтому СК (ст. 77) предусматривает принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей (в административном порядке) органом опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении последних родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих условиях:

  • в случае непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за не предоставления пищи, истязаний и т.п.);
  • вынесение органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановление, распоряжение и т.п.);
  • исполнение данного акта органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (т.е. немедленно).

Конкретное  название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка законом  не определяется и в разных субъектах  РФ может быть различным. Это связано  с тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора об отобрании ребенка (п.2 ст. 77 СК). Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимает при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26—28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

При отобрании  ребенка у родителей (одного из них) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган  опеки и попечительства возлагается обязанность обеспечить временное устройство ребенка. Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно, прежде всего в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Здесь ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь. Однако с учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иные учреждения (воспитательное учреждение, школу-интернат, дом (базу) отдыха, санаторий и т.п.). Ребенок может быть также передан родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.

Отобрание ребенка  органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни  ребенка или его здоровью возможно и у лиц, заменяющих ему родителей: опекунов (попечителей) (с последующим  отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей п.3 ст. 39 ГК); приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается — п.2 ст. 152 СК); усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства — ст. 141, 142 СК). В целях охраны прав отобранного ребенка и определения его дальнейшей судьбы п.2 ст. 77 СК установлена обязанность органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Зарубежная практика по защите детей.

 

   Ни для  кого не секрет, что во всем  цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют не правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки, попечитальства, местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. Именно у них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования, и именно поэтому его работа оказывается наиболее профессиональной, жизнеспособной и эффективной.  В Соединенных Штатах Америки, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей).

    Зарубежный  опыт показывает, что наиболее эффективны временная изоляция пострадавшего ребенка (например, помещение ребенка в приют для проведения с ним реабилитационных мероприятий, временное устройство в фостерную семью и даже арест родителя от 15 до 30 суток). Жертва получает некоторую передышку для обретения чувства безопасности и уверенности в себе. Только в том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций (со стороны полиции, органов опеки, врачей, педагогов, соседей и родственников) остается без изменений, необходимы другие, более кардинальные меры.

   Социальная  работа с несовершеннолетними  жертвами насилия за рубежом  опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной  инициативе может поставить в  известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрения на факт насилия ребенка в семье. Такие сообщения считаются не только благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это — прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течении 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а также наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течении 48 часов вступают вместе с полицейскими и медработниками в контакт с семьей (если случай очень тяжелый — немедленно). Заметим, что работают такие службы круглосуточно и без выходных. При этом социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителями полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка. Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию ( в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае неподтверждении обвинений социальный работник периодически навещает ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лишение и ограничение родительски прав