Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для иденти¬фикации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
Введение 3
1. Правовое регулирование и особенности средств товарной информации 5
1.1. Правовые требования к товарной информации 5
1.2. Виды и формы товарной информации Ошибка! Закладка не определена.
2. Маркировка товаров Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Понятие и виды маркировок 11
2.2. Элементы маркировки 20
Заключение 34
Список литературы Ошибка! Закладка не определена.
Штриховой код (ШК) – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие ШК отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода[43].
Причина этого заключается в том, что система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров[44].
Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару.
К наиболее часто встречающимся на импортных товарах информационным знакам относятся компонентные знаки, обозначаемые буквой «Е» и трех- или четырехзначным цифровым кодом.
Е-компонентные знаки используются как альтернативное обозначение химического названия пищевых добавок, названия которых очень сложны. Например, пищевая добавка Е 464, применяемая как загуститель, эмульгатор и стабилизатор, называется гидрооксипропилметилцеллюлоза. Для таких сложных наименований требуется значительная площадь носителя, кроме того, затрудняется восприятие другой информации на маркировке, а главное, многим потребителям эти названия непонятны и даже могут пугать – продукт содержит химические вещества.
Для устранения указанных недостатков Европейским Советом была разработана система цифровой кодификации с литерой «Е» пищевых добавок. Она была апробирована в странах Европейского сообщества. С незначительными изменениями эта система была включена в Кодекс ВОЗ-ФАО для пищевых продуктов как Международная цифровая система кодификации пищевых добавок –INS(International Numbering System) и рекомендована для использования.
Все пищевые добавки разделены на функциональные классы в зависимости от технологических функций:
Е 100 – Е 182 – красители (применяются для окраски некоторых пищевых продуктов);
Е 200 и далее – консерванты (применяются для продления сроков хранения пищевых продуктов);
Е 300 и далее – антиокислители (антиоксиданты) (замедляют окисление, предохраняя тем самым пищевые продукты от порчи);
Е 400 и далее – стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию пищевых продуктов);
Е 500 и далее – эмульгаторы (поддерживают определенную структуру продуктов питания);
Е 600 и далее – усилители вкуса и аромата (усиливают вкусовые и ароматические свойства пищевых продуктов);
Е 700 и далее – запасные индексы;
Е 800 и далее – антифламинги (понижают пенистость пищевых продуктов);
Е 1000... – формируемая группа: глазирующие агенты, подсластители, античерствители и др[45].
В нашей стране пищевые добавки применяются давно. Перечень разрешенных добавок и их предельно допустимые концентрации регламентируются «Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых добавок» и «Санитарными правилами по применению пищевых добавок». Многие пищевые добавки, разрешенные этими НД, совпадают с INS, но в то же время есть и отдельные различия.
Размерные знаки – знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.
В нашей стране такие размерные знаки ранее не применялись. Физические величины обозначали полным названием. С 1980 г. эти названия должны соответствовать Международной системе единиц физических величин (СИ)[46].
Эксплуатационные знаки – знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.
Такие знаки наносят на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты или непосредственно на товар. Наиболее распространены международные символы, принятые для текстильных изделий.
Многие эксплуатационные знаки для текстильных изделий настолько наглядны, что даже без особых пояснений ясен их смысл: тазик для стирки с указанием температуры воды, утюг с указанием температуры глаженья.
Разновидность эксплуатационных знаков – знаки управления, их можно встретить и на сложнотехнических товарах, а также в эксплуатационных документах. Например, на некоторых электроутюгах разные режимы глаженья обозначают одной, двумя и тремя точками с соответствующим пояснением в сопроводительных документах.
Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами.
До сих пор манипуляционные знаки считались указателями способов обращения с грузами и наносились в основном на транспортную тару. Их символика, наименование, назначение регламентируются ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»[47].
Однако в последнее время отдельные манипуляционные знаки появились и на потребительской упаковке. Так, знак «открывать здесь» наносят на коробки с молоком, стиральными порошками и т. п. Поэтому можно говорить о расширении сферы применения манипуляционных знаков. Следует также сказать, что маркировка грузов достаточно важная процедура т.к. в данном случае может служить информацией для государственных органов, например для таможенных органов. Ненадлежащая маркировка груза может повлечь за собой наложение административного штрафа, что видно из судебной практики. Например дело № Ф03-А73/06-2/4154по жалобе в Арбитражный суд Хабаровского края с последующим обжалованием в аппеляционную инстанцию ЗАО «ХАТТ» на таможенные органы. Поданному делу ЗАО «ХАТТ» провозило через таможенную границу свежие овощи, так в ходе проверки таможенными органами документации выяснилось несоответствие данных по грузу, а именно несоответствие по времени и объему прибывшего груза. Вследствие чего таможенные органы вынесли постановление о наложении штрафа на ЗАО «ХАТТ». Обжалование данного постановления к успеху не привели ни в одной инстанции. Следует сделать вывод о том, что надлежащая маркировка груза имеет большое значение, а не соблюдение данной процедуры влечет санкции административного характера[48].
Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.
Предупредительные знаки подразделяют на два вида:
предупреждающие об опасности;
предупреждающие о действиях по безопасному использованию.
В соответствии с международными требованиями по классификации и маркировке опасных веществ и материалов, разработанными органами ООН и Международной организации труда (МОТ), каждому виду предупредительных знаков свойствен определенный символ, состоящий из литеры «К» – для знаков, предупреждающих об опасности, или «8» – для знаков, предупреждающих о действиях для избежания опасности, и двузначного номера-кода, указывающего на конкретную опасность. Например, Е-12 – чрезвычайно опасно, К-34 – вызывает ожоги[49].
Целью предупредительной маркировки является информирование о последствиях вредного воздействия опасных товаров, указание способов и средств защиты, обеспечивающих безопасное обращение с ними. Предупредительная маркировка может содержать также информацию о мерах первой помощи при нежелательном контакте с опасным товаром, который может нанести ущерб здоровью потребителя. Выпуск и реализация опасных товаров без соответствующей маркировки запрещаются.
К опасным товарам относятся: взрывчатые, огнеопасные, ядовитые, едкие (разъедающие), инфекционные, радиоактивные вещества, окислители, а также вредные вещества, оказывающие канцерогенное, мутагенное, тератогенное, ингибитизирующее воздействия, влияющие на репродуктивную функцию.
Если говорить о потребительских товарах, то наибольшее количество опасных веществ содержат товары бытовой химии. Для них предупредительная маркировка обязательна.
Предупредительная маркировка должна включать: наименование опасного вещества, включая торговую марку и общепризнанные синонимы;
серийный номер ООН и классификационный шифр веществ по ГОСТ 19433-88;символы опасности; сигнальное слово, выделяемое жирным шрифтом и используемое в зависимости от степени опасности:
«ОПАСНО!» – для привлечения внимания к большей степени риска, характеризуемой высокой вероятностью смерти или тяжелых повреждений;
«ОСТОРОЖНО!» – для привлечения внимания к средней степени риска и потенциальной угрозе нанесения ущерба здоровью людей и окружающей среде[50].
Символы опасности должны сопровождаться надписями, характеризующими вид опасности. Они выполняются черным цветом на оранжевом или желтом фоне.
Экологические знаки. Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути ее решения многообразны. Один из них – информирование потребителей с помощью экологических знаков.
Экологические знаки (эко-знаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.
Группу эко-знаков подразделяют на три подгруппы:
первая – знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;
вторая – знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров или упаковки;
третья – знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды[51].
Экологические знаки довольно часто встречаются на импортных товарах, но в последнее время некоторые транснациональные знаки стали использовать и российские изготовители, так как в России пока еще не разработаны национальные экологические знаки.
Из вышесказанного подводя итоги данного параграфа, следует сказать, что маркировка включает в себя множество элементов, данный факт подтверждает суждение о том, что маркировка товара заключает в себя большой объем информации, которая имеет важность как для потребителей и производителей товаров, так и для государства для соответствующего учета. Важность данной информации для потребителя можно оценить из судебной практики, например по делу N А74-726/08, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.09.2008 N А74-726/08-Ф02-4650/08. Предприниматель осуществлял продажу пищевых продуктов с нарушением обязанности по предоставлению необходимой и достоверной информации для потребителей (п. п. 1, 2 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании", п. п. 3.1, 4.13.1 ГОСТа Р 51074-2003[52], п. 5.9), вследствие чего предпринимателя привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ[53].
Подводя итоги по данной курсовой работе следует сказать, что с развитием рыночных отношений во всем мире, к товарной информации как к объекту коммерческой деятельности стали предъявлять высокие требования. Данные требования обуславливаются тем, что изготовители и продавцы товаров стали нуждаться в четком учете товарооборота и товародвижения, а потребители в достоверной и актуальной для их правильного выбора информации.
Маркировка товаров является наиболее приемлемым удобным и отвечающим требованиям закона способом доставки до потребителя информации. Важность маркировки также можно установить исходя их норм закона. Требования, предъявляемые к товарной информации, и к маркировке как к виду таковой указаны в законе «О защите прав потребителей». Так в пункте 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей» указанно, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Исходя из данной нормы, следует, что для потребителя данная информация важна ввиду того, что позволяет сделать таковому правильный выбор товара. Также маркировка товаров регулируется различными ГОСТами посвященных маркировке в различных отраслях коммерческой и предпринимательской деятельности. Кроме того следует сказать и то, что в некоторых случаях маркировка товара обеспечивает безопасное использование последнего потребителем.
Кроме потребителей товаров в маркировке нуждаются и производители и продавцы. Для данных субъектов коммерческой и предпринимательской деятельности маркировка требуется для учета товарооборота и товародвижения, что в свою очередь играет важную роль при определении конъюнктуры рынка. Маркировка товаров кроме всего вышесказанного имеет и рекламную функцию, т.к. товарный знак, знак места происхождения товара также считается маркировкой то, хорошо зарекомендовавшие себя марки в последующем пользуются данной стороной маркировки в рекламных целях.
Кроме всего вышесказанного маркировка товаров имеет также высокое значение при регулировании товарооборота со стороны государства. Например, регулирование оборота алкогольной продукции подлежащей специальной маркировке подтверждающего качество товара.
В целом маркировка товаров в настоящее время является важной частью товародвижения. Как видно из всего вышесказанного маркировка товаров имеет множество видов, а соответствующие виды множество элементов, все эти виды и элементы являются частью информации, которая помогает потребителю: 1– узнать место происхождение товара и конкретного изготовителя; 2–узнать технические и рецептурные свойства товара; 3– узнать наиболее важные моменты, связанные с эксплуатацией и назначением товара; 4 – узнать условия, сроки хранения, сроки годности и сроки службы товара; 5 – сделать правильный выбор товара. Помогает изготовителю: 1– учитывать товарооборот и товародвижение; 2 – учитывать потребности населения; 3 – рекламировать и способствовать спросу, наиболее признанных у населения товаров. Помогает продавцу: 1 – учитывать товарооборот; 2 – ускорять процесс сбыта товаров; 3 – учитывать сроки хранения и годности товаров.