Миграционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание

Цель работы - проведя системный анализ проблем миграции, выявить региональные характеристики миграции и выработать рекомендации по осуществлению перспективной политики в этой области.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие
задачи:
* рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
* определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в историческом аспекте;
* проследить изменения интенсивности и направленности миграционных потоков;
* выявить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов;
* раскрыть особенности государственной политики в области миграции населения;
* предложить ряд практических рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса адаптации мигрантов к новым политическим условиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАПРСТВА................5
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 7
2.1 Теоретические основы проблемы миграции 7
2.2 Миграционные процессы в современной России 12
2.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 20
ГЛАВА 3. СЛУЖБЫ МИГРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 25
3.1 Основы государственной политики в области миграции 25
3.2 Организация федеральной миграционной службы 31
3.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

миграционная политика государства.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

     Следует отметить, что данная инновация неоднозначно была оценена обществом, особенно различного рода правозащитными организациями и движениями. Работа с вынужденными переселенцами, помощь беженцам – материя тонкая. Не возобладают ли у людей в погонах «рефлексы пресечения» там, где презумпция невиновности должна быть принципом, умение беседовать с людьми, близкими порой к отчаянию – профессиональным навыком, а сопереживание и стремление помочь – качествами личности?

     Представляется, что на этот непростой вопрос ответ  даст время. Однако очевидно, что дело в конце концов не в министерствах  и чиновниках, а скорее в том, сумеет ли Россия преодолеть своеобразный «синдром отторжения», представляющий, ко всему прочему, угрозу демографической ситуации в стране.

                                                     

                                         

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

 На рубеже у XXI века население мира перешагнуло шестимиллиардный порог. Но у скольких людей предки жили в той же стране, в том же регионе, говорили на том же языке?

     Россия большая малонаселенная страна, вне территории которой находится около 20 миллионов соотечественников. Следует радушно принимать всех, кто считает Россию родиной и для этого разрабатывать серьезные программы их приема, не строя препон в расселении. Миграция в Россию порождена во многом ее собственной политикой и политикой СССР, правопреемницей которого РФ себя объявила.

       Несмотря на то, что за последнее десятилетие неоднократно предпринимались серьезные шаги, направленные на решение отечественной проблемы миграции, она так и не была решена. Сегодня на повестке дня – коренная реконструкция государственной политики в \той области.

       Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам:

     - обеспечения крыши над головой  для всех беженцев;

     - создания рабочих мест для  вынужденных переселенцев в соответствии с их квалификацией и потребностями России;

     - оптимальному использованию трудовых  мигрантов из стран СНГ исходя  из интересов обеспечения экономики  страны и ее регионов необходимыми  трудовыми ресурсами; 

     - прекращению нелегальной миграции.

          Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго этапа миграционной политики - привлечению новых переселенцев в Россию. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов.

     Анализ  многоаспектности процессов миграции позволяет высказать следующие  рекомендации:

     1 .Разработать специальную программу  о предотвращении депопуляции  и дифференцированной помощи, наиболее  нуждающимся регионам, прежде всего областям центральной России, сельским районам Северного Кавказа, Поволжья и Сибири, арктическим аборигенным народам.

     2. Тщательно изучить проблемы оттока  русских из республик Российской  Федерации, возможности улучшения  их социальных условий и политического представительства в общественной жизни страны.

     3. Поддержать принятие новой редакции  Закона «О беженцах» с целью  определения механизма предоставления  статуса беженцев в соответствии  с международными обязательствами  Российской Федерации. 

     4. Добиваться аннулирования всех актов субъектов Федерации о регулировании миграции, противоречащих Конституции и Федеральным законам.

     5. При проведении политики поддержки  «зарубежных соотечественников»  четко определить, что под соотечественниками  подразумеваются граждане России. В отношении других категорий бывших граждан СССР следует придерживаться принципа защиты прав этнических меньшинств и дискриминируемых групп. Россия имеет право строить свою политику в отношении постсоветских государств в зависимости от соблюдения ими прав человека.

     6. Из общего миграционного истока  в Россию целесообразно выделить  категорию репатриантов из «ближнего  зарубежья» и разработать соответствующий  правовой механизм - Закон Российской  Федерации «О репатриации». Для  выработки такого механизма в странах СНГ и Балтии необходимо создать под государственным контролем структуры, оказывающие услуги в распоряжении оставляемым жилым фондом и иным имуществом возможностью зачета их стоимости при обустройстве на территории России.

     Политический фактор по-прежнему остается основной причиной вынужденной миграции. Стала более тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения. В результате сохраняется устойчивая тенденция к абсолютному сокращению численности русскоязычного населения в странах СНГ. Для изменения ситуации к лучшему в данной области нужны более активные дипломатические шаги Российской Федерации как в рамках СНГ, так и на уровне двусторонних отношений. Такие шаги желательны и на уровне многосторонних отношений, ибо миграционные потоки способны, перейдя в неуправляемое состояние, стать серьезным фактором дестабилизации мирового порядка, но они же могут служить источником формирования нового духовного богатства, заключающегося в творческом развитии человеческого потенциала

 
 

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Борисов В.А. Демография. М.2001
 
  1. Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып.6: Миграционная политика.
 
  1. Конституция Российской Федерации
 
  1. Концепция внешней политики Российской Федерации., 2000
 
  1. Приложение  к журналу «Миграция в России». – 2001.
 
  1. Правовые  проблемы социальной защиты вынужденных  мигрантов в России, М.: Валент 2000
  2. Стратегия развития миграционной политики в России//Россия в глобальной политике". № 1, Январь - Февраль 2005
  3. Федеральный Закон от 19.02.1993 «О беженцах».
 
  1. Федеральный Закон от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах»
 
  1. Феоктистова С.Е. Варианты и пути реабилитации. М.: Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, 2000.

. 3

                                              ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Основные  направления миграции и переселения  населения России

(1991-2001) 

Регион-донор Регион-реципиент Примечания
Крайний Север  Не северные регионы РФ С 1992 по 1998 год  районы российского Севера покинули более миллиона человек, или 8% его  населения. С 1995 года на безвозмездные  субсидии переселяющимся северянам  из федерального бюджета выделено 616 миллионов рублей.
Город Село В 1999 г. впервые внутрирегиональные потоки миграции сложились в пользу сельской местности. Миграционной прирост сельского населения составил 0,6 тыс. человек. Для возрастной структуры мигрантов характерен отток из села детей (до 15 лет) и лиц старше трудоспособного возраста и приток лиц трудоспособного возраста.
Страны  СНГ и Балтии: Казахстан, Латвия, Узбекистан, Литва, Азербайджан. Калининградская область По данным миграционной службы, на сегодня в Калининградской  области зарегистрировано более 12000 вынужденных переселенцев из стран СНГ и Балтии. Независимые исследователи считают, что общее число мигрантов прибывших за последние 10 лет, составляет до 200 000 человек. В 1999 г. в Калининградской области отмечалось существенное снижение миграционной активности населения. Миграционный прирост – лишь 3,3 тыс. человек вместо обычных 12-13 тыс. человек.
Армения Краснодарский край Армяне концентрируются  в Сочи (14,6%), в Адлере (38,8%), в Туапсе (12,2%), в Апшеронском районе (8%), в  Армавире (7%), Отрадненском районе (5,3%)... Армянское население составляет 241 тысячу и вышло на второе место после русских. На самом же деле, по оценкам демографов и самой армянской диаспоры, их проживает в крае уже около 800 тысяч. Общий миграционный прирост в крае в 90-е годы остается одним из наивысших в стране и в 5-6 раз превышает среднероссийские показатели.
Еврейская автономная область Страны дальнего и ближнего зарубежья  За 1999 год выехало  на 2,8 тыс. человек больше, чем приехало (1998 г. – на 1,9 тыс. человек). Выезжали в Израиль (2713 человек), Германию (108 человек), Украину (195 человек), Белоруссию (122 человека), регионы РФ.
Китай Приморский  край В настоящее  время (лето 2000 г.) на территории Приморья находятся примерно 20-30 тысяч иностранцев (в большинстве своем китайцев). Почти половина из них решает свои деловые и финансовые проблемы всевозможными незаконными способами.
Чечня, Ингушетия Северная Осетия - Алания В настоящее  время (осень 2000 г.) в республике зарегистрировано 38 тысяч беженцев и вынужденных  переселенцев. Из них 22292 человека - это беженцы, остальные - вынужденные переселенцы. И еще 4073 человека вернулись из Республики Ингушетия. Возможен новый приток беженцев из Чеченской Республики, а также из Грузии, где в Ахметском районе есть осетинские села и где обострилась ситуация, вызванная наплывом беженцев из Чечни и бесчинствами боевиков.
Северный  Кавказ Ростовская  область С начала 90-х  годов на Дон потянулись граждане Чечни. Эти территории выбирались не случайно: здесь уже достаточно давно  сформировалась чеченская диаспора.
Казахстан, Чечня, Узбекистан, Таджикистан, Грузия Санкт-Петербург На 1 января 2001 года в Петербурге более 6,5 тысячи вынужденных  переселенцев.
Страны  СНГ, дальнего зарубежья и регионы  РФ Москва В Москве в 2000 г. было зарегистрировано 63 тыс. человек, официально подтвердивших статус мигранта. На самом деле их от полутора до двух миллионов.

Информация о работе Миграционная политика государства