Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 01:23, курсовая работа
Цель работы - проведя системный анализ проблем миграции, выявить региональные характеристики миграции и выработать рекомендации по осуществлению перспективной политики в этой области.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие
задачи:
* рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
* определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в историческом аспекте;
* проследить изменения интенсивности и направленности миграционных потоков;
* выявить наиболее острые социально-политические и психологические проблемы мигрантов;
* раскрыть особенности государственной политики в области миграции населения;
* предложить ряд практических рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса адаптации мигрантов к новым политическим условиям.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАПРСТВА................5
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 7
2.1 Теоретические основы проблемы миграции 7
2.2 Миграционные процессы в современной России 12
2.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 20
ГЛАВА 3. СЛУЖБЫ МИГРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 25
3.1 Основы государственной политики в области миграции 25
3.2 Организация федеральной миграционной службы 31
3.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...46
Следует отметить, что данная инновация неоднозначно была оценена обществом, особенно различного рода правозащитными организациями и движениями. Работа с вынужденными переселенцами, помощь беженцам – материя тонкая. Не возобладают ли у людей в погонах «рефлексы пресечения» там, где презумпция невиновности должна быть принципом, умение беседовать с людьми, близкими порой к отчаянию – профессиональным навыком, а сопереживание и стремление помочь – качествами личности?
Представляется, что на этот непростой вопрос ответ даст время. Однако очевидно, что дело в конце концов не в министерствах и чиновниках, а скорее в том, сумеет ли Россия преодолеть своеобразный «синдром отторжения», представляющий, ко всему прочему, угрозу демографической ситуации в стране.
На рубеже у XXI века население мира перешагнуло шестимиллиардный порог. Но у скольких людей предки жили в той же стране, в том же регионе, говорили на том же языке?
Россия большая малонаселенная страна, вне территории которой находится около 20 миллионов соотечественников. Следует радушно принимать всех, кто считает Россию родиной и для этого разрабатывать серьезные программы их приема, не строя препон в расселении. Миграция в Россию порождена во многом ее собственной политикой и политикой СССР, правопреемницей которого РФ себя объявила.
Несмотря на то, что за последнее десятилетие неоднократно предпринимались серьезные шаги, направленные на решение отечественной проблемы миграции, она так и не была решена. Сегодня на повестке дня – коренная реконструкция государственной политики в \той области.
Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам:
- обеспечения крыши над головой для всех беженцев;
- создания рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их квалификацией и потребностями России;
-
оптимальному использованию
- прекращению нелегальной миграции.
Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго этапа миграционной политики - привлечению новых переселенцев в Россию. При этом надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в страну высококвалифицированных специалистов.
Анализ многоаспектности процессов миграции позволяет высказать следующие рекомендации:
1
.Разработать специальную
2.
Тщательно изучить проблемы
3.
Поддержать принятие новой
4. Добиваться аннулирования всех актов субъектов Федерации о регулировании миграции, противоречащих Конституции и Федеральным законам.
5.
При проведении политики
6.
Из общего миграционного
Политический фактор по-прежнему остается основной причиной вынужденной миграции. Стала более тесной его взаимосвязь с экономическими и социальными причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения. В результате сохраняется устойчивая тенденция к абсолютному сокращению численности русскоязычного населения в странах СНГ. Для изменения ситуации к лучшему в данной области нужны более активные дипломатические шаги Российской Федерации как в рамках СНГ, так и на уровне двусторонних отношений. Такие шаги желательны и на уровне многосторонних отношений, ибо миграционные потоки способны, перейдя в неуправляемое состояние, стать серьезным фактором дестабилизации мирового порядка, но они же могут служить источником формирования нового духовного богатства, заключающегося в творческом развитии человеческого потенциала
Основные направления миграции и переселения населения России
(1991-2001)
Регион-донор | Регион-реципиент | Примечания |
Крайний Север | Не северные регионы РФ | С 1992 по 1998 год районы российского Севера покинули более миллиона человек, или 8% его населения. С 1995 года на безвозмездные субсидии переселяющимся северянам из федерального бюджета выделено 616 миллионов рублей. |
Город | Село | В 1999 г. впервые внутрирегиональные потоки миграции сложились в пользу сельской местности. Миграционной прирост сельского населения составил 0,6 тыс. человек. Для возрастной структуры мигрантов характерен отток из села детей (до 15 лет) и лиц старше трудоспособного возраста и приток лиц трудоспособного возраста. |
Страны СНГ и Балтии: Казахстан, Латвия, Узбекистан, Литва, Азербайджан. | Калининградская область | По данным миграционной службы, на сегодня в Калининградской области зарегистрировано более 12000 вынужденных переселенцев из стран СНГ и Балтии. Независимые исследователи считают, что общее число мигрантов прибывших за последние 10 лет, составляет до 200 000 человек. В 1999 г. в Калининградской области отмечалось существенное снижение миграционной активности населения. Миграционный прирост – лишь 3,3 тыс. человек вместо обычных 12-13 тыс. человек. |
Армения | Краснодарский край | Армяне концентрируются в Сочи (14,6%), в Адлере (38,8%), в Туапсе (12,2%), в Апшеронском районе (8%), в Армавире (7%), Отрадненском районе (5,3%)... Армянское население составляет 241 тысячу и вышло на второе место после русских. На самом же деле, по оценкам демографов и самой армянской диаспоры, их проживает в крае уже около 800 тысяч. Общий миграционный прирост в крае в 90-е годы остается одним из наивысших в стране и в 5-6 раз превышает среднероссийские показатели. |
Еврейская автономная область | Страны дальнего и ближнего зарубежья | За 1999 год выехало на 2,8 тыс. человек больше, чем приехало (1998 г. – на 1,9 тыс. человек). Выезжали в Израиль (2713 человек), Германию (108 человек), Украину (195 человек), Белоруссию (122 человека), регионы РФ. |
Китай | Приморский край | В настоящее
время (лето 2000 г.) на территории Приморья
находятся примерно 20-30 тысяч иностранцев
(в большинстве своем китайцев) |
Чечня, Ингушетия | Северная Осетия - Алания | В настоящее время (осень 2000 г.) в республике зарегистрировано 38 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. Из них 22292 человека - это беженцы, остальные - вынужденные переселенцы. И еще 4073 человека вернулись из Республики Ингушетия. Возможен новый приток беженцев из Чеченской Республики, а также из Грузии, где в Ахметском районе есть осетинские села и где обострилась ситуация, вызванная наплывом беженцев из Чечни и бесчинствами боевиков. |
Северный Кавказ | Ростовская область | С начала 90-х годов на Дон потянулись граждане Чечни. Эти территории выбирались не случайно: здесь уже достаточно давно сформировалась чеченская диаспора. |
Казахстан, Чечня, Узбекистан, Таджикистан, Грузия | Санкт-Петербург | На 1 января 2001 года в Петербурге более 6,5 тысячи вынужденных переселенцев. |
Страны СНГ, дальнего зарубежья и регионы РФ | Москва | В Москве в 2000 г. было зарегистрировано 63 тыс. человек, официально подтвердивших статус мигранта. На самом деле их от полутора до двух миллионов. |