Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:43, курсовая работа
Целью настоящего исследования является рассмотрение налоговых правонарушений в российском законодательстве.
Для достижения цели необходимо решить задачи: раскрыть понятие, признаки и состав налогового правонарушения; классифицировать налоговые правонарушения; рассмотреть условия привлечения к ответственности, выявить и сформулировать основные проблемы.
Введение
1. Общая характеристика налогового правонарушения
1.1 Понятие и признаки налогового правонарушения
1.2 Виды налоговых правонарушений
2. Общие условия и порядок применения налоговой ответственности
2.1 Правовая природа налоговой ответственности
2.2 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений
2.3 Элементы состава налогового правонарушения
Заключение
Библиография
Курсовая работа: Налоговые правонарушения в российском законодательстве
Курсовая работа: Налоговые правонарушения в российском законодательстве
План
Введение
1. Общая характеристика налогового правонарушения
1.1 Понятие и признаки налогового правонарушения
1.2 Виды налоговых правонарушений
2. Общие условия и порядок применения налоговой ответственности
2.1 Правовая природа налоговой ответственности
2.2 Общие условия привлечения
к ответственности за
2.3 Элементы состава налогового правонарушения
Заключение
Библиография
Введение
Применение мер
Рассмотрение налоговой ответственности, является особенно актуальным в связи с продолжающимся реформированием законодательства о налогах и сборах. Наверно, каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере и можно ли снизить их, какие обстоятельства необходимо учитывать при этом.
Кроме того, актуальность темы
исследования обусловлена все более
обостряющейся проблемой
По экспертным оценкам более 60 процентов налогоплательщиков либо уклоняются от их уплаты, либо скрывают истинные размеры своих доходов и других объектов налогообложения.
Эта огромная цифра сигнализирует о явном неблагополучии в налоговой системе. Не все хотят платить налоги, тем более что не всегда понятно, на какие нужды и как эффективно используются бюджетные средства государственными учреждениями и чиновниками. В свою очередь, органы налогового контроля государства наращивают усилия по выявлению и пресечению налоговых правонарушений, привлечению виновных к ответственности и стремятся, таким образом, выполнить свою главную задачу — наполнение доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов.
Налоговое законодательство
в сравнении со многими другими
отраслями Российского права
находится в стадии становления
и, естественно поэтому, страдает многими
недостатками, просчетами и пробелами.
Предмет правового
С развитием налогового законодательства
параллельно развиваются и
Целью настоящего исследования является рассмотрение налоговых правонарушений в российском законодательстве.
Для достижения цели необходимо
решить задачи: раскрыть понятие, признаки
и состав налогового правонарушения;
классифицировать налоговые правонарушения;
рассмотреть условия
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых, политологов и др. авторов, относящиеся к теме исследования. При написании работы использовалось действующее законодательство России. Нормативная база исследования включает, помимо норм налогового права, источники других отраслей права: конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного и др.
1. Общая характеристика налогового правонарушения
1.1 Понятие и
признаки налогового
Основаниями налоговой ответственности
выступают: 1) нормативное основание
- закрепленная в законе нормативная
модель правонарушения; 2) фактическое
основание - реально совершенное
налоговое правонарушение; 3) процессуальное
основание - акт налогового органа или
суда о привлечении к
Налоговое правонарушение -
виновно совершенное, вредное, противоправное
деяние (действие или бездействие),
за которое Налоговым кодексом Российской
Федерации установлена
Противоправность состоит
в нарушении действующих норм
налогового законодательства. Совершение
вредного, осуждаемого деяния, причиняющего
ущерб общественным отношениям, но
не предусмотренное Налоговым
Налоговое правонарушение должно
быть совершено реально. Это означает,
что ответственность наступает
только за фактически совершенное, то
есть объективированное вовне
Вредность деяния не названа законодателем в качестве обязательного признака налогового правонарушения. Такое положение, видимо, связано с преобладанием в налоговом праве формальных составов, ответственность за совершение которых наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия.
К сожалению, в литературе нередко смешивается вредность как общее свойство любого правонарушения и вред как реальные последствия отдельных правонарушений. Любое правонарушение причиняет вред действующему правопорядку, хотя этот вред не всегда может быть выражен материально. "Общественная вредность является сущностным свойством правонарушения, которое причиняет вред обществу и интересам отдельных граждан независимо от осознания данного обстоятельства законодателем"[1]. Именно вредность (общественная опасность - по уголовно-правовой терминологии) деяния обусловливает его нормативное запрещение. Если поведение лица не несет никаких существенных угроз общественным или частным ценностям, запрещать его не имеет смысла.
Наказуемость. Не всякое неисполнение юридической обязанности или несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых влечет применение налоговых санкций.
Виновность выражается в
психически волевом отношении нарушителя
к правонарушению и его вредным
последствиям. Правонарушение возможно
только тогда, когда у нарушителя
существует реальная возможность выбора
своего поведения, иными словами, когда
они могут поступить по-разному
- правомерно или неправомерно в
зависимости от своего сознательно-волевого
усмотрения. То есть у нарушителя должна
быть осознанная возможность не совершать
налоговое правонарушение. Виновность
заключается в том, что лицо умышленно
или по неосторожности выбирает неправомерное
поведение в сфере
Нормативно закреплены две
формы вины - умысел и неосторожность.
Умысел (dolus - по лат.) предполагает, что
лицо, совершившее налоговое
Значительные сложности вызывает определение вины коллективных субъектов права. Очевидно, трактовка вины как психического отношения к деянию и его последствиям здесь не подходит, поскольку организация не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. В процессе многочисленных дискуссий зарубежными и отечественными авторами предлагались различные концепции виновности юридического лица, которые можно условно сгруппировать в два блока:
1) концепция вины в объективном смысле, когда виновность организации выводится непосредственно из ее противоправного поведения, то есть за основу берется объективная сторона правонарушения, и организация признается виновной исходя из ее фактических действий (бездействия) как деликтоспособного субъекта права по совершению правонарушения;
2) концепция вины в субъективном смысле, когда виновность организации определяется исходя из виновности ее уполномоченных представителей.
Проблема в том, что
разнообразие этих концепций перенесено
в действующее
НК РФ, п. 4 ст. 110 |
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. |
Субъективно-правовая концепция |
КоАП РФ, п. 2 ст. 2.1 |
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. |
Объективно-правовая концепция |
ГК РФ, п. 1 ст. 401 |
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. |
Объективно-правовая концепция |
Как видим, понятие виновности юридического лица в налоговом праве, с одной стороны, в административном и гражданском - с другой, не совпадает, что не способствует унификации правового регулирования.
Виновность организации согласно Налоговому кодексу Российской Федерации определяется на базе субъективно-правового подхода, то есть через виновность ее должностных лиц либо представителей. Таким образом, в налоговом законодательстве нашла отражение концепция, согласно которой определить собственную волю организации, отличную от сознания и воли ее работников, практически невозможно; цели юридического лица реализуются волевыми решениями его работников; правонарушение организации обусловливается правонарушениями его должностных лиц, а вина организации выявляется через психическое отношение последних к совершенному правонарушению.
Данная концепция не раз подвергалась справедливой критике. «Будучи организацией, созданной для самостоятельного хозяйствования, с определенным имуществом, - отмечает Е.А. Суханов, - юридическое лицо является вполне реальным образованием, не сводимым ни к своим участникам, ни тем более к работникам, которые в этом качестве не имеют никаких прав на его имущество и ни при каких обстоятельствах не отвечают по его долгам»[2]. Попытки представить юридическое лицо как механическую совокупность ее работников и учредителей мы считаем несостоятельной. Действительно, юридическое лицо представляет собой объединение людей для реализации некоторых общих целей. Однако результатом такой интеграции является совершенно новый субъект права, самостоятельный фактически и юридически, обладающий качеством системности, то есть наделенный собственными персонифицированными качествами, не сводимыми к характеристикам составляющих его частей. Этот субъект может проявлять собственную волю и действовать виновно, независимо от виновности или невиновности отдельных его работников.
По верному замечанию В. Соловьева, в Налоговом кодексе Российской Федерации предпринята попытка свести вину юридического лица к вине других лиц, разделить понятие вины юридического лица на составляющие, свести свойство самостоятельного субъекта к свойствам составляющего, но не исчерпывающего его набора элементов[3]. Думается, причиной тому является попытка законодателя сформулировать некую единую, универсальную основу для определения вины и физических, и юридических лиц. В качестве такой основы выбрано определение вины как психического отношения нарушителя к содеянному в форме умысла либо неосторожности. Такой подход легко применим к физическим лицам. Но, поскольку организации не обладают ни рассудком, ни психикой, ни сознанием, применительно к ним говорить о "психическом отношении" невозможно, поэтому в отношении них вина определена законодателем через виновность уполномоченных физических лиц. Таким образом, вина одного самостоятельного субъекта права определяется через виновность другого, что является не самым лучшим вариантом нормативного решения проблемы.
Информация о работе Налоговые правонарушения в российском законодательстве