Налоговые правонарушения в российском законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является рассмотрение налоговых правонарушений в российском законодательстве.
Для достижения цели необходимо решить задачи: раскрыть понятие, признаки и состав налогового правонарушения; классифицировать налоговые правонарушения; рассмотреть условия привлечения к ответственности, выявить и сформулировать основные проблемы.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика налогового правонарушения
1.1 Понятие и признаки налогового правонарушения
1.2 Виды налоговых правонарушений
2. Общие условия и порядок применения налоговой ответственности
2.1 Правовая природа налоговой ответственности
2.2 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений
2.3 Элементы состава налогового правонарушения
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

курсовая налоги.docx

— 54.59 Кб (Скачать документ)

Существует множество  налоговых правонарушений, ответственность  за которые предусмотрена не только Налоговым кодексом, но и Уголовным  кодексом, Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях.

 

2. Общие условия  и порядок применения налоговой  ответственности

2.1 Правовая природа  налоговой ответственности

Вопрос о понятии, специфике  и отраслевой природе налоговой  ответственности является дискуссионным. Во многом это обусловлено тем, что  отечественная правовая наука до сих пор не выработала универсального определения юридической ответственности.

Налоговая ответственность - это охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом  и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов  принадлежит право налагать налоговые  санкции за совершенные налоговые  правонарушения, предусмотренные Налоговым  кодексом Российской Федерации, а у  нарушителя - обязанность эти санкции  уплатить.

Привлечение к налоговой  ответственности преследует карательно-штрафную и превентивно-воспитательную цели. В литературе приводятся аргументы  в пользу того, что налоговая ответственность  выполняет также и правовосстановительную функцию. С этим нельзя согласиться. Действительно, в сфере налогообложения  используются и правовосстановительные средства, к которым относятся  взыскание недоимки и пени. Что  же касается налоговых санкций, то их применение не должно рассматриваться  как фискальный инструмент, то есть дополнительный источник бюджетных  доходов.

Налоговые санкции носят  исключительно имущественный характер и применяются в виде штрафов. Установление штрафа как единственно  возможной меры ответственности  за налоговые правонарушения не способствует индивидуализации и эффективности  наказания. В сфере налоговой  ответственности оправданно применение всей системы административных взысканий, включая административный арест. Применение взысканий за налоговые правонарушения должно преследовать цели не компенсационно-восстановительного (эту задачу решает взыскание недоимки и пеней), а карательно-воспитательного  характера. Поэтому наряду с имущественными санкциями вполне допустимо за налоговые  правонарушения применять весь спектр мер административно-правовой ответственности, включая взыскания личного и  организационного характера.

Рассмотрим проблему правовой природы налоговой ответственности. Налоговый кодекс Российской Федерации  включает в предмет налогового законодательства отношения, возникающие в процессе "привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения". О какой разновидности ответственности  идет речь в Налоговом кодексе  Российской Федерации - административной, налоговой или какой-либо иной? Очевидно, законодатель затруднился идентифицировать отраслевую природу ответственности, вследствие чего возникла существенная неопределенность в правовом регулировании  налоговых правоотношений.

К этой проблеме существует ряд подходов, которые можно сгруппировать  в три блока: 1) речь идет об административной ответственности за налоговые правонарушения; какие-либо основания для выделения  в отдельный вид налоговой ответственности, включая употребление термина "налоговая ответственность", отсутствуют; 2) налоговая ответственность представляет собой новый, самостоятельный вид юридической ответственности, обладающий значительной отраслевой спецификой; 3) налоговая ответственность является разновидностью административной ответственности со значительной процессуальной спецификой.

Полагаем, в настоящий  момент более адекватной является последняя  точка зрения. Налоговую ответственность  следует рассматривать как особую разновидность административной ответственности, имеющую существенные особенности  в сфере налогового процесса.

Действительно, налоговое  правонарушение как основание налоговой  ответственности по своей природе  и признакам идентично административному  проступку. Единственным отличительным  признаком выступает объект посягательства - налоговое правонарушение всегда совершается в нарушение налогового законодательства. Но само по себе это  обстоятельство вряд ли свидетельствует  об особой отраслевой природе ответственности. Дело в том, что административная ответственность обладает известной  универсальностью и применяется  за нарушение норм практически всех отраслей законодательства - как публичных, так и частноправовых. Полагаем, универсальность, то есть межотраслевой  характер, - это атрибутивное качество любой юридической ответственности, претендующей рассматриваться в  качестве самостоятельного вида. Очевидно, налоговая ответственность указанным  качеством не обладает.

К числу особенностей налоговой  ответственности ранее относили следующие признаки: включение в  число деликтоспособных субъектов  коллективных образований, безвиновный  характер (объективное вменение), бесспорное взыскание санкций с юридических  лиц, пеню и изъятие сокрытого  или заниженного дохода (прибыли) как особые виды финансовых санкций[7]. Эти признаки действительно имели основания в налоговом законодательстве, действовавшем до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, и были обусловлены двумя обстоятельствами. В настоящее время презумпция невиновности и судебный порядок взыскания официально закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации, штраф установлен в качестве единственно возможной налоговой санкции, административная ответственность организаций включена в новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, какие-либо принципиальные отличия правовых основ налоговой ответственности от административной в настоящее время отсутствуют.

Принципы налоговой ответственности - это общие условия привлечения  к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Анализ налогового законодательства, научной литературы и судебной практики позволяет выделить принципы: 1) законности; 2) однократности; 3) ответственности за вину; 4) презумпции невиновности; 5) справедливости наказания.

При концептуальной разработке института налоговой ответственности  следует учитывать глубинные  субъективно-мотивационные факторы  налоговых деликтов. Дело в том, что  чувство собственности является древнейшим инстинктом, причем инстинктом врожденным, а не приобретенным в  процессе социальной адаптации. Главными аргументами в пользу этого тезиса являются многочисленные наблюдения за поведением животных и детей. Р. Пайпс  верно подметил: "Приобретательство, которое ранее считали присущим только человеку и приписывали воздействию  его культуры, свойственно всем живым  существам"[8]. Попробуйте отобрать игрушку у ребенка, причем совершенно не важно - свою или чужую! А ведь именно у детей поведение определяется не интеллектом, а врожденными инстинктивно-эмоциональными стимуляторами. Многочисленные наблюдения позволяют утверждать, что наряду с инстинктами самосохранения, доминирования и продолжения рода собственнические инстинкты определяют сущность человека разумного[9].

В этих условиях огромное значение имеет превентивно-воспитательная, разъяснительная составляющая налоговой  политики, направленная на качественное улучшение налогово-правовой культуры общества. Необходимы долгие годы кропотливого воспитания добросовестного налогоплательщика, собственника, гражданина, понимающего  свою ответственность перед обществом  и тот факт, что общественно  полезные функции государства немыслимы  без пропорционального соучастия  каждого в формировании публичных  финансовых ресурсов. Человека с детства  требуется приучать к мысли, что  часть собственности, являющаяся налогом, уже как бы изначально ему не принадлежит, что он "не вправе распоряжаться  по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в  казну, и обязан регулярно перечислять  эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства" (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П). Непонимание этого факта не позволяет  эффективно бороться с налоговыми правонарушениями, принимающими в настоящее время  повсеместный характер.

2.2 Общие условия  привлечения к ответственности

В Налоговом кодексе Российской Федерации закреплены общие условия  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения, что имеет большое значение при  рассмотрении дела о налоговом правонарушении, совершенном физическими лицами.

Так, статьей 108 Налогового кодекса  Российской Федерации установлено  следующее:

- никто не может быть  привлечен к ответственности  за совершение налогового правонарушения  иначе как по основаниям и  в порядке, которые предусмотрены  Налоговым кодексом Российской  Федерации;

- никто не может быть  привлечен повторно к налоговой  ответственности за совершение  одного и того же налогового  правонарушения;

- каждый налогоплательщик  считается невиновным в совершении  налогового правонарушения, пока  его виновность не будет доказана  в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в силу решением  суда;

- налогоплательщик не  обязан доказывать свою невиновность  в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств,  свидетельствующих о факте налогового  правонарушения и виновности  налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы;

- неустранимые сомнения  в виновности налогоплательщика  в совершении налогового правонарушения  толкуются в пользу налогоплательщика,  при этом налогоплательщик вправе  самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта  налогообложения, исчисления и  уплаты налога.

Особенно важными являются закрепленные в Налоговом кодексе  Российской Федерации обстоятельства, исключающие привлечение лица к  ответственности за совершения налогового правонарушения, а также обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к  ответственности за совершение налогового правонарушения, и обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при:

- отсутствии события налогового  правонарушения;

- отсутствии вины лица  в совершении налогового правонарушения;

- совершении деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим  к моменту совершения деяния 16-летнего  возраста;

- истечении сроков давности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, принимаются:

- совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия  или других чрезвычайных и  непреодолимых обстоятельств;

- совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом,  находившимся в момент его  совершения в состоянии, при  котором это лицо не могло  отдавать себе отчета в своих  действиях или руководить ими  вследствие болезненного состояния;

- выполнение налогоплательщиком  или налоговым агентом письменных  указаний и разъяснений, данных  налоговым органом или их должностными  лицам и в пределах их компетенции.

Следует отметить, что при  наличии хотя бы одного смягчающего  ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее  чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей  статьей главы 16 Налогового кодекса  Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее  привлекаемым к ответственности  за аналогичное правонарушение.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции  в течение 12 месяцев с момента  вступления в силу решения суда или  налогового органа о применении налоговой  санкции[10].

Лицо не может быть привлечено за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания  налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности).

Правовые истины и высказывания Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам об уплате налогов, бесспорно, лишний раз напоминают, что  уплата налогов, в том числе и  физическими лицами, представление  ими деклараций является обязанностью каждого.

2.3 Элементы состава  налогового правонарушения

Основанием привлечения  к налоговой ответственности  является налоговое правонарушение.

Опираясь на это определение  налогового правонарушения подробно охарактеризуем все элементы состава налогового правонарушения.

Налоги - необходимое условие  существования государства. Как  указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П, в конституционной обязанности  налогоплательщиков платить налоги воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому законодательство о налогах и сборах, охраняя  интересы государства в области  взимания налогов с целью финансового обеспечения своей деятельности, защищает и интересы общества в целом. Все налоговые правонарушения, таким образом, посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества.

Информация о работе Налоговые правонарушения в российском законодательстве