Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства.

Для достижения цели поставлены задачи:

- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

- рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

Содержание

Введение.

1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

1.1 Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми.

2. Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений.

2.1. Субъекты правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства.

2.2. Содержание обязательства, возникающего из установления опеки и попечительства.

2.3. Прекращение отношений опеки и попечительства.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 54.79 Кб (Скачать документ)

Закон должен допускать  присутствие нескольких лиц на стороне  опекуна (попечителя), что в настоящее  время возможно лишь при установлении такого вида опеки, как приемная семья. Действующие положения ГК РФ не позволяют  сделать вывод о допустимости наличия двух и более опекунов (попечителей) одного подопечного. Введение такого правила, во-первых, позволит урегулировать  правовой статус приемных и патронатных  воспитателей ("родителей") в рамках правового статуса опекунов и  попечителей. Во-вторых, наличие одновременно нескольких опекунов при условии  их солидарной ответственности позволит во многих случаях повысить эффективность  осуществления опеки.

З.Е. и З.И., оставшиеся без попечения родителей и  которым в марте 2003 г. исполнилось 18 лет, обратились в суд с иском  к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, правительству  Хабаровского края о взыскании недополученных сумм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря с учетом индексации, исходя из фактических  цен, сложившихся по Хабаровскому краю.

В обоснование  иска они указали на то, что органом  опеки и попечительства Комитета по управлению Центральным округом  администрации г. Хабаровска выплата  опекунского пособия за 2002 - 2003 год  произведена из расчета 1300 рублей в  месяц на одного опекаемого на основании  постановления администрации Хабаровского края от 5 июня 2001 года N 224 и распоряжения мэра г. Хабаровска от 17 июля 2001 года N 907-р. Истцы также указали на то, что в период с 1998 г. по 2001 г. денежные выплаты на их содержание также производились без учета фактически сложившихся в Хабаровском крае цен, причем из федерального и краевого бюджета эти выплаты не финансировались.

Из материалов дела усматривается, что при рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального  и процессуального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии со ст. ст. 148, 150 Семейного кодекса РФ денежные средства на содержание подопечного ребенка выплачиваются его опекуну. Эта норма материального права основана на том, что несовершеннолетний опекаемый не является полностью дееспособным и не может в полном объеме самостоятельно осуществлять защиту своих прав. Так, например, в силу части 1 статьи 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет.

Вместе с тем  выплачиваемые опекуну на содержание подопечного суммы государственного пособия имеют целевое назначение и предназначены для реализации прав подопечного, в связи с чем  в ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса  РФ прямо указано на то, что право  на алименты, пособия и иные социальные выплаты - это право детей, находящихся  под опекой (попечительством), а не право их опекунов (попечителей). Если право подопечного на получение пособия в полном объеме не было реализовано до наступления его совершеннолетия, то именно бывший подопечный обладает субъективным правом на получение сумм задолженности по указанным платежам и только он может реализовать процессуальное право на обращение в суд с соответствующим иском, поскольку право представлять интересы подопечного в соответствии с ч. 3 ст. 40 ГК РФ у опекуна (попечителя) прекращаются с момента наступления совершеннолетия подопечного.

В то же время  специфика целей опеки при  устройстве детей, а также фидуциарный  характер опеки (попечительства) требуют  особого учета воли ребенка в  возникновении правоотношений. Нет  особой разницы между опекой и  приемной семьей, однако, согласно действующему семейному законодательству, для  передачи ребенка в приемную семью  требуется его согласие, а для  передачи под опеку (попечительство) - нет. Исходя из того, что несовершеннолетний подопечный проживает с опекуном (попечителем), а последний может  оказать определяющее влияние на социализацию ребенка, необходимо, опираясь на ст. 57 СК РФ, закрепить правило  о том, что установление опеки (попечительства) над ребенком, достигшим 10 лет, производится только с его согласия.

2.2 Содержание обязательства,  возникающего из  установления опеки  и попечительства

Содержание анализируемого внутреннего правоотношения, возникающего из установления опеки и попечительства, в значительной степени уже было раскрыто выше.

Публичный субъект  в лице органа опеки и попечительства вправе контролировать процесс осуществления  опеки, требовать от опекуна (попечителя) отчета и привлекать в необходимых  случаях его к имущественной  ответственности. Названные права  органа опеки и попечительства одновременно являются его обязанностями, однако природа этих обязанностей - вне  гражданского права, вне договора об опеке (попечительстве). Такие обязанности возложены на него законом как на орган государственного управления, выполняющий одну из внутренних социальных функций государства, эти обязанности носят административно-правовой характер и незначительно отличаются от обязанностей по контролю, например, за родителями или усыновителями ребенка. Однако степень доверия к родителям или усыновителям ребенка в силу понятных причин значительно выше, поэтому и методы контроля со стороны органа опеки и попечительства носят менее жесткий характер.

Опекун (попечитель) как исполнитель услуги обязан совершать  все возможные действия, чтобы  не допустить ухудшения состояния  подопечного и максимальным образом  защитить его права и интересы.

Так, Старостина с двумя несовершеннолетними  детьми - одиннадцатилетним Андреем  и восьмилетним Алексеем занимала двухкомнатную  квартиру. В январе 2003 г. эту квартиру она приватизировала, в марте  того же года продала Кукушкиной, а  в июне 2003 г. Умерла.

Прокурор Первомайской межрайонной прокуратуры г. Москвы обратился в суд в интересах несовершеннолетних детей Старостиной с заявлением о признании договора купли-продажи квартиры недействительным, ссылаясь на то, что в нарушение требований ст. 150 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства на заключение сделки согласия не давали.

Решением Измайловского  межмуниципального народного суда г. Москвы (оставленным без изменения  судебной коллегией по гражданским  делам Московского городского суда) заявленные требования удовлетворены; договор купли-продажи квартиры признан недействительным, Кукушкина  обязана передать законному представителю  несовершеннолетних Старостиных Андрея и Алексея - опекуну Приказчикову - квартиру - а Приказчиков - вернуть Кукушкиной 1500000 руб.

Управление имуществом подопечного лица может осуществляться разными лицами - непосредственно  опекуном (попечителем), другими лицами, которым опекун (попечитель) доверяет совершение одного или нескольких действий, а также доверительным управляющим. Ответственность за последствия  управления возлагается на опекуна (попечителя), за исключением того случая, когда для управления имуществом используется специальная правовая форма - договор доверительного управления. Отношения по доверительному управлению имуществом не входят в содержание отношений опеки (попечительства), однако тесно примыкают к ним, поскольку  устанавливаются с той же целью - охраны прав подопечного лица.

Ответственность опекуна (попечителя) перед подопечным за результаты управления его имуществом должна наступать в форме возмещения убытков, причиненных подопечному. Основанием привлечения к ответственности должно выступать виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей опекуна или попечителя.

Представляется, что действующее законодательство нуждается в некотором изменении  правового регулирования содержания обязательства по осуществлению опеки (попечительства). Желательно более подробно урегулировать порядок осуществления опекунами и попечителями правомочий по охране и распоряжению имуществом подопечных, порядок согласования таких действий с органом опеки и попечительства, а также порядок отчета опекунов и попечителей перед стороной по договору и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В настоящее время на указанные вопросы распространяются Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества от 30 октября 1969 г. «Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества». Данный нормативный акт, во-первых, распространяется только на случаи опеки (попечительства) над несовершеннолетними, а во-вторых, по большей части противоречит нормам действующего гражданского законодательства об объеме дееспособности подопечных, о форме сделок и проч. В судебной практике нередки дела о нарушении имущественных прав подопечных, в основном прав на жилище. Следует закрепить соответствующие нормы в законе об опеке. В частности, законодательно установить ряд запретов на совершение действий по отчуждению имущества подопечных. Опекуны не вправе заключать, а попечители давать согласие на совершение следующих сделок:

- договор займа  от имени подопечного, за исключением  случаев, когда получение займа  требуется в целях содержания  подопечного;

- передача имущества  подопечного в заем, за исключением  случаев, когда возврат займа  обеспечен ипотекой (залогом недвижимости);

- передача в  пользование имущества подопечного,  если срок использования имущества  превышает пять лет. В исключительных  случаях при наличии обстоятельств,  свидетельствующих об особой  выгоде такого договора, орган  опеки и попечительства вправе  дать предварительное разрешение  на его заключение;

- размещение  денежных средств подопечного  в кредитных организациях, менее  половины акций (долей) которых  принадлежат государству;

- отчуждение  недвижимого имущества, принадлежащего  подопечному.

При обнаружении  несоблюдения в установленный срок условия о приобретении другого  жилого помещения органу опеки и  попечительства должно быть законодательно предоставлено право обратиться от имени подопечного с требованием  о расторжении договора продажи  принадлежавшего ему жилого помещения  в порядке, предусмотренном ГК РФ. Жилое помещение, принадлежавшее подопечному, при этом подлежит возврату, а убытки, возникшие у покупателя и подопечного, должны быть взысканы с опекуна (попечителя).

Дарение имущества  подопечных в принципе не исключается. На такие сделки распространяется правило  ст. 575 ГК РФ с учетом положений ст. 37 ГК РФ. Указанные нормы являются императивными. Их совокупное толкование позволяет прийти к выводу о том, что дарение, осуществляемое несовершеннолетними  в возрасте от 14 до 18 лет, а также  гражданами, ограниченными судом  в дееспособности, допустимо. Оно  осуществляется с согласия попечителей, которое, в свою очередь, может быть дано только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В  то же время дарение от имени лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными, возможно только, если предметом договора дарения  является обычный подарок, стоимость  которого не превышает пяти установленных  законом минимальных размеров оплаты труда. Однако опекун малолетнего или недееспособного гражданина все же не вправе дарить от имени подопечного такие предметы без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Наиболее сложные  проблемы в правовой работе органов  опеки и попечительства вызваны  неопределенностью порядка и  условий выдачи разрешений на отчуждение имущества. Значительная часть выдаваемых разрешений касается имущества несовершеннолетних, что связано с применением  положений ст. 37 ГК РФ к действиям  родителей ребенка по управлению его имуществом.

Содержание разрешения, выдаваемого органом опеки и попечительства на отчуждение имущества подопечного, может определяться этим органом по его усмотрению. На практике часто возникает вопрос о возможности включения в текст разрешения различных условий - об одновременной покупке другого имущества взамен отчуждаемого, о зачислении вырученных от продажи средств на счет подопечного в банке и проч.

Действующее законодательство не предполагает возможности выдачи разрешения органа опеки и попечительства после того, как совершена сделка в отношении имущества подопечного. Представляется, что подобная норма  могла быть включена в отечественное  законодательство, однако только в  отношении сделок с имуществом, незначительных по стоимости.

2.3 Прекращение отношений  опеки и попечительства

Юридическая природа  оснований прекращения отношений  опеки и попечительства обусловлена  как этой формой устройства, так  и природой основания возникновения  отношений. Прекращение опеки (попечительства) производится по следующим основаниям.

1. "Автоматическое  прекращение" - в связи со смертью  опекуна (попечителя) или подопечного,  с приобретением дееспособности  подопечного в полном объеме  и еще в одном частном случае - в связи с достижением совершеннолетия  или приобретением несовершеннолетним  родителем полной гражданской  дееспособности прекращается опека  над его ребенком. Известно также,  что с достижением подопечным  ребенком 14 лет опека автоматически  трансформируется в попечительство. В названных случаях для прекращения  опеки (попечительства) не требуется  каких-либо действий со стороны  органа опеки и попечительства  или опекунов (попечителей). Непосредственным  основанием прекращения правоотношений  выступает тот или иной из  названных юридических фактов.

2. Освобождение  или отстранение опекунов (попечителей)  от исполнения обязанностей, т.е.  расторжение договора. Расторжение  договора по инициативе одной  из сторон в этих отношениях  должно допускаться без обращения в суд, что обусловлено фидуциарным характером обязательства и задачей охраны интересов подопечного.

И освобождение, и отстранение облекаются в правовую форму постановления органа опеки  и попечительства. Если опека (попечительство) осуществлялась на особых условиях, оговоренных сторонами в договоре (отдельном документе), то для ее прекращения недостаточно соглашения об этом. Как и при возникновении правоотношений, соглашение сторон (или допускаемый законом односторонний отказ) прекращает только осуществление фактических действий опекуна (попечителя). Правовой статус опекуна (попечителя), дающий ему право совершать юридические действия в пользу подопечного, может быть прекращен только путем совершения административного акта. То есть если стороны договорились о прекращении опеки, то обязанности опекуна по охране интересов подопечного вне зависимости от достижения соглашения сохраняются до момента вынесения постановления об освобождении его от исполнения обязанностей.

Информация о работе Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений