Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства.

Для достижения цели поставлены задачи:

- рассмотреть понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

- охарактеризовать круг субъектов отношений опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

- рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

Содержание

Введение.

1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

1.1 Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми.

2. Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений.

2.1. Субъекты правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства.

2.2. Содержание обязательства, возникающего из установления опеки и попечительства.

2.3. Прекращение отношений опеки и попечительства.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 54.79 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение.

1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

1.1 Понятие института  опеки и попечительства  над несовершеннолетними  детьми.

1.2 Основания установления  опеки и попечительства  над детьми.

2. Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений.

2.1. Субъекты правоотношений, возникающих из  установления опеки  и попечительства.

2.2. Содержание обязательства,  возникающего из  установления опеки  и попечительства.

2.3. Прекращение отношений  опеки и попечительства.

Заключение.

Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Произошедшее  в конце XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней  идеологии, миграционные и демографические  процессы, деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной  жизни страны вызвали серьезные  изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние десятилетия в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей.

     Российское  государство и общество всегда уделяло  большое внимание защите прав и интересов  детей, оставшихся без попечения  родителей.

     Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельщиках. Скудельщица - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

     Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки.

     При всей своей примитивности дома для  убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого  долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.

     К началу ХIV в., наряду с личным участим любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связная с благотворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи - убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был обеспечен приют и уход.

     Историю призрения детства на Руси связывают  с именем царя Федора Алексеевича, а  точнее с его указом (1682 г.), в котором  говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

     Но  более всего истории известно имя великого реформатора Петра 1, который в свое правление создал государственную систему призрения  нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

     Екатерина Великая реализовала замысел  Петра 1 строительством в начале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младенцев».

     Общественные  филантропические деяния, распространялись и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых детей, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали  различным ремеслам в соответствии с их недугом.

     Практика  социальной помощи детям-сиротам в  России имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 г. была связана прежде всего с милосердием и благотворительностью.

     В 20-х годах в стране стала развиваться  достаточно разветвленная система  социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных  категорий (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалидов, и др.), а также  трудовые колонии и трудовые коммуны  для трудновоспитуемых детей, которые  в большинстве своем были сиротами или потеряли связь с семьей.

     В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. На протяжении почти всего ХХ века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей.

     Обездоленные  дети-сироты, дети, брошенные и покинутые  своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст. 20 Конвенции о правах ребенка Конвенция ООН "О правах ребенка".

     Широко  распространилось такое явление, как  социальное сиротство, когда дети являются сиротами при живых родителях. Основными  причинами увеличения числа социальных - сирот являются падение социального  престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий  процент родителей, ведущих асоциальный  образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает  в Российской Федерации крайне важное значение.

     Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В ней  заложен огромный положительный  потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе ребенка, оставшегося без попечения родителей, способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением его прав и интересов.

     В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного  окружения или который не может  оставаться в таком окружении, имеет  право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

     Органы  исполнительной власти РФ и ее субъектов  осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных  учреждений и центров.

     Актуальность  темы исследования: Конституцией РФ предусмотрены  государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пособия  и иные гарантии социальной защиты. В условиях изменяющейся общественно-политической жизни, происходящих социально-экономических  преобразований необходимо уделить  особое внимание подрастающему поколению - завтрашним полноправным гражданам  России.

     В законодательстве определены правовые формы защиты личных и имущественных  прав и интересов несовершеннолетних, государство через органы опеки  и попечительства осуществляет свою заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся по различным причинам без  родительского попечения.

     С помощью института опеки и  попечительства государство защищает как личные, так и имущественные  права и интересы несовершеннолетних. Также опека и попечительство являются и способом устройства несовершеннолетних на воспитание в семью.

     Одним из важных условий формирования правового  государства - укрепление его правовых основ, повышение эффективности  правоприменения. В законодательство периодически вносятся изменения, дополнения, устраняющие имеющиеся недоработки, пробелы. Ведется работа по совершенствования законодательства, в том числе и в сфере опеки и попечительства.

     Изучение  открывает новые возможности

     Целью данной работы является исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства.

     Для достижения цели поставлены задачи:

     - рассмотреть понятие института  опеки и попечительства над  несовершеннолетними детьми;

     - охарактеризовать круг субъектов  отношений опеки и попечительства  над несовершеннолетними детьми;

     - рассмотреть законодательно закрепленные  порядок и условия установления  и прекращения опеки и попечительства  над несовершеннолетними детьми;

     Объектом  исследования являются: общественные отношения, связанные с опекой и  попечительством над несовершеннолетними  детьми.

     Предмет исследования: опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения  родителей.

     При проведении исследования использовались нормативно-правовые акты, монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких  ученых, как Н.М Ершова, Л.М. Пчелинцева, Е. Чефранова, И.М. Кузнецова, М. Антокольская и других авторов. 
 
 
 
 
 

          1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

     1.1 Понятие института  опеки и попечительства  над несовершеннолетними  детьми

     Институт  опеки и попечительства рассматривается  гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство регулирует правоспособность и дееспособность граждан различного возраста, определяет понятие опеки и попечительства, фиксирует права и обязанности  сторон данного правоотношения, условия  возникновения и прекращений опеки и попечительства.

     Семейное  законодательство устанавливает обязанность  и перечень действий органов опеки  и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, по выбору формы устройства таких  детей.

     Опека - одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов  граждан. Регулируется гражданским  и семейным законодательством (последним  в части воспитания малолетних). Согласно ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

     Попечительство - одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов  граждан; регулируется гражданским  и семейным законодательством. Согласно ст. 33 ГК РФ. Попечительство устанавливается  над несовершеннолетними в возрасте 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными  напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечными содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Эти органы по месту жительства подопечных осуществляют надзор за деятельностью их попечителей.

Информация о работе Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений