Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:33, реферат
Гражданство — атрибут государственного суверенитета. Все зарубежные страны Содружества как суверенные государства имеют свое гражданство. В то же время право на гражданство следует рассматривать как неотъемлемое субъективное право человека.
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«ЮГО-ЗАПАДНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО СТРАН СНГ»
НА ТЕМУ
«ОСНОВАНИЯ
ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА»
ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА ГРУППЫ ЗЮ-14 Д ЕГОРОВА Е.О.
ПРОВЕРИЛА:
КУРСК-2011
План
1. Основания прекращения
гражданства
Гражданство — атрибут государственного суверенитета. Все зарубежные страны Содружества как суверенные государства имеют свое гражданство. В то же время право на гражданство следует рассматривать как неотъемлемое субъективное право человека.
Институт
прекращения гражданства регламентирует
правовую возможность прекратить состояние
гражданства. Демократические государства
провозглашают право на эмиграцию из страны
и смену гражданства, но требуют для этого
соблюдения определенных формальностей.
Само по себе заявление об отказе от гражданства
часто не признаётся достаточным. Во многих
странах законы позволяют исполнительной
власти лишать человека гражданства, если
он совершил преступление в другой стране,
перешел в гражданство другого государства,
поступил на иностранную государственную
службу и т.д. В Азербайджанской же Республике
в соответствии с частью 1 статьи 53 Конституции
Азербайджанской Республики гражданин
ни при каких обстоятельствах не может
быть лишен гражданства Азербайджанской
Республики.
Основания
прекращения гражданства
Законы
о гражданстве государств - участников
СНГ предусматривают следующие
единообразные основания
а) выход из гражданства;
б) утрата гражданства;
в) лишение гражданства;
г) иные основания, предусмотренные законом или международным договором.
Законами о гражданстве Беларуси (ст. 18), Грузии (ст. 32), Казахстана (ст. 19), Киргизии (ст. 23), России (ст. 22), Туркменистана (ст. 21), Узбекистана (ст. 19), Украины (ст. 19) установлены выход из гражданства, его утрата, а также (кроме Закона Казахстана) возможность иных оснований прекращения гражданства, предусматриваемых законом или международными договорами. Но лишения гражданства в законах названных государств нет. В дополнение к названным общим основаниям Закон о гражданстве России предусматривает, что гражданство прекращается также вследствие отмены решения о приеме в гражданство и путем выбора гражданства другого государства при оптации (пп. "б" и "в" ч. 1 ст. 22). Эти основания вполне реальны. Но поскольку они уже урегулированы другими субинститутами гражданства, вряд ли правильно выделять их отдельной строкой в перечне; они как раз вписываются в число "иных оснований, предусмотренных законом". Не случайно в общем перечне названные основания ни в одном из законов о гражданстве стран региона больше не повторяются.
Законы о гражданстве Азербайджана, России и Узбекистана предусматривают также особый случай прекращения гражданства республики (автономной республики), входящей в состав государства, вследствие прекращения гражданства данного государства в целом (ч. 3 ст. 18 Закона Азербайджана; ч. 2 ст. 22 Закона России; ч. 2 ст. 19 Закона Узбекистана).
Упомянутое в Законе о гражданстве Азербайджана прекращение гражданства Союза ССР ныне фактически утратило силу (ч. 2 ст. 18).
Законы
о гражданстве Азербайджана (ст.
18) и Таджикистана (ст. 18) наряду с
названными выше основаниями прекращения
гражданства предусматривают еще лишение
гражданства. В остальном система оснований
совпадает по этим законам с системой,
принятой в законах других стран СНГ. Закон
о гражданстве Молдовы предусматривает
только два основания прекращения гражданства:
1) выход из гражданства, 2) лишение гражданства
(ст. 21).
Выход
из гражданства
Под выходом из гражданства имеется в виду прекращение гражданства по волеизъявлению гражданина или его представителей (для несовершеннолетних).
Выход из гражданства предусмотрен законами всех государств - участников СНГ. Все рассматриваемые законы, как правило, устанавливают следующие нормы.
Большинство законов о гражданстве государств СНГ закрепляет право лица выйти из гражданства формулой: "Выход из гражданства Республики... осуществляется (разрешается, может иметь место) по ходатайству лица в установленном законом порядке" (ч. 1 ст. 19 Закона Азербайджана; ч. 1 ст. 19 Закона Беларуси; ч. 1 ст. 20 Закона Казахстана; ч. 1 ст. 23 Закона России; ч. 1 ст. 19 Закона Таджикистана; ч. 1 ст. 22 Закона Туркменистана; ст. 20 Закона Украины).
Конечно, такая норма дает возможность осуществить гражданину свое право выхода из гражданства, однако ее формулировка ориентирована не на само право человека, а на порядок, установленный государством. Эта формула - несомненное наследие законодательства советского периода.
Норма законов о гражданстве Грузии (ч. 1 ст. 31), Киргизии (ч. 1 ст. 24) и Молдовы (ч. 1 ст. 22) прямо закрепляет: "Гражданин имеет право выхода из гражданства в порядке, установленном законом". Такая формулировка данной нормы, несомненно, более современна и отвечает принципам демократии.
Выход из гражданства обычно обусловлен двумя ограничениями: а) условиями отказа в выходе из гражданства и б) условиями недопущения выхода из гражданства. Иногда эти условия объединены вместе.
К условиям отказа в выходе из гражданства относятся: наличие неисполненных обязательств перед государством (в том числе - обязательств военной службы, а также обязательств, с которыми связаны существенные интересы граждан, предприятий и общественных организаций (законы о гражданстве: Азербайджана - ч. 2 ст. 19; Грузии - ч. 2 ст. 31; Казахстана - ч. 2 ст. 20; России - ч. 2 ст. 23; Таджикистана - ч. 2 ст. 19; Узбекистана - ч. 2 ст. 20; Украины - ч. 2 ст. 20)).
В Законе о гражданстве России названные условия препятствуют выходу из гражданства только в том случае, если гражданин намерен поселиться в стране, не связанной с Россией договорами о правовой помощи (ч. 2 ст. 23).
В названных законах, наряду с условиями отказа в выходе из гражданства, предусмотрены также условия, при которых выход из гражданства не допускается (или ходатайство об этом может быть отклонено). Типичными для этого основаниями отказа являются: призыв на срочную военную службу или альтернативную службу (ст. 23 Закона о гражданстве России); привлечение обвиняемого к уголовной ответственности или наличие вступившего в силу приговора суда, подлежащего исполнению (ч. 3 ст. 19 Закона Азербайджана; ч. 3 ст. 31 Закона Грузии; ч. 3 ст. 20 Закона Казахстана; ч. 3 ст. 23 Закона России; ч. 3 ст. 19 Закона Таджикистана; ч. 2 ст. 22 Закона Туркменистана; ч. 3 ст. 20 Закона Узбекистана). В некоторых из названных законов предусмотрено такое условие: если выход из гражданства противоречит интересам государственной безопасности республики (законы Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана).
Законом о гражданстве России (п. "б" ч. 1 ст. 23) установлен особый упрощенный порядок выхода из гражданства путем регистрации для лиц, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, и если заявитель приобретает соответствующее гражданство, а также отсутствуют препятствия к отклонению ходатайства о выходе или условия, при которых выход из гражданства не допускается.
В законах о гражданстве Беларуси (ч. 2 ст. 19), Киргизии (ч. 2 ст. 24) и Туркменистана (ч. 2 ст. 22) основания отказа и недопущения выхода из гражданства объединены в одной норме и являются общими (привлечение ходатайствующего лица к уголовной ответственности или наличие не исполненного до конца приговора суда, а также непогашенные долги и другие обязательства перед республикой, ее гражданами или организациями). Из этого перечня в Законе о гражданстве Беларуси выпали обязательства перед гражданами или организациями.
Закон о гражданстве Молдовы не устанавливает условий отказа в выходе из гражданства, а лишь отсылает к установленному законодательством республики порядку и праву обжаловать такой отказ в Верховный суд республики (ч. 2 ст. 22). Аналогичная норма о праве обжаловать отказ в выходе из гражданства в Верховный суд республики установлена ч. 3 ст. 24 Закона о гражданстве Киргизии, где приведены основания недопущения выхода из гражданства. Законы о гражданстве Беларуси, Грузии, Казахстана, России, Украины в статьях о выходе из гражданства не устанавливают права судебного обжалования, поскольку возможность такого обжалования определена общей нормой. Закон о гражданстве России обязывает полномочный орган мотивировать любые отклонения ходатайства о выходе из гражданства.
По
законам о гражданстве
Таким
образом, содержание норм законов о
гражданстве государств - участников СНГ
о выходе из гражданства хотя и различается
в деталях и формулировках, все же в целом
находится в рамках общепринятых норм
международного права и демократических
принципов правового государства. Единственным
отклонением от этих норм и принципов
среди условий недопущения выхода из гражданства
в рассмотренных выше законах является
указание в абстрактной форме на противоречие
выхода из гражданства интересам государственной
безопасности. В такой форме сохранение
данного условия открывает простор для
произвольного лишения лица права на изменение
своего гражданства, предусмотренного
ст. 15 Всеобщей декларации прав человека.
Возможны более конкретные формулировки,
указывающие на наличие обязательств
лица перед государством, не совместимых
с выходом из гражданства по соображениям
государственной безопасности, до истечения
срока таких обязательств. При этом правомерность
решения о недопустимости выхода из гражданства
заявитель должен иметь возможность обжаловать
в суде.
Утрата
гражданства
Под утратой гражданства в законах государств - участников СНГ имеется в виду прекращение гражданства независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле.
Наиболее типичными основаниями утраты гражданства по законам государств - участников СНГ являются: а) поступление на военную или иную государственную службу другого государства без ведома или разрешения своего государства; б) нарушение сроков постановки на консульский учет за границей; в) приобретение гражданства по заведомо ложным сведениям и фальшивым документам. Эти основания утраты гражданства закреплены в законах о гражданстве Азербайджана (ст. 20), Беларуси (ст. 20), Грузии (ст. 32), Таджикистана (ст. 20), Узбекистана (ст. 21), Украины (ст. 21).
В Законе о гражданстве Туркменистана предусмотрены те же основания утраты гражданства и наряду с ними признаются основания, предусмотренные международными договорами республики. Международным договором может быть разрешена служба в органах иностранного государства. Нарушение сроков постановки на консульский учет по Закону о гражданстве Туркменистана не является основанием утраты гражданства. Закон о гражданстве Грузии признает также основанием утраты гражданства Грузии принятие гражданства другого государства.
Закон о гражданстве Киргизии признает в качестве оснований утраты гражданства поступление на военную службу и в разведслужбу другого государства без разрешения органов Кыргызстана, а также невыполнение правила постановки на консульский учет в течение трех лет. Гражданство утрачивается со времени наступления указанных фактов (чч. 1 и 2 ст. 25).
По основанию приобретения гражданства в результате представления подложных документов ч. 3 ст. 25 Закона предусматривает не утрату гражданства, а признание его недействительным с момента приобретения.
Подобная санкция представляется чрезмерной. По нормам других государств СНГ за те же действия моментом утраты гражданства считается момент регистрации утраты полномочными органами или принятия решения Президентом (см. указанные выше статьи законов Азербайджана, Беларуси, Грузии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины). Придание этой норме "обратной силы" может нанести больший вред детям или супругу гражданина, чем ему самому.
Закон о гражданстве Казахстана не устанавливает срока, с которого утрачивается гражданство, а также и указанного выше третьего условия. Частью 1 ст. 21 Закона третьим условием утраты гражданства признаются основания, предусмотренные международными договорами. Часть 2 той же статьи устанавливает специальные условия выхода из гражданства для детей, усыновленных иностранцами.