Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы - проведение исследования проблем внедрения информационных технологий в органы государственной власти, выбор и обоснование направлений по совершенствованию государственного управления на основе внедрения информационных технологий в Республике Беларусь.
В рамках данного исследования были использованы различные монографии, научные труды белорусских и зарубежных ученых, а также аналитические работы известных экспертов в области информационных технологий.
Большое значение имеет интеграция республиканских, региональных и муниципальных информационных ресурсов, что позволит, в том числе, повысить эффективность работы государственного аппарата, сократить возможности для финансовых махинаций, нарушения законов, уклонения от уплаты налогов и т.д.
В государственной программе "Электронная Беларусь" поставлены приоритетные задачи - создание объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР), а также разработка и реализация так называемых "электронных административных регламентов", которые являются способом формализованного описания и реализации процедур внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, прав и обязанностей ведомств и отдельных должностных лиц с использованием современных информационных технологий. Такие задачи требуют построения инфраструктуры межведомственного взаимодействия адекватной сложности решаемых задач.
Большинство
государств, как правило, рассматривает
инициативы в области электронного
правительства в контексте
Многие
страны мира, в том числе и Республика
Беларусь, уже внедрили или только
еще реализуют большое
• Публикация (распространение) информации. Создание приложений, которые обеспечивают доступ к правительственной информации по Интернету. Данная категория предполагает отношения, в которых и государство, и адресат играют пассивную роль. Примером таких отношений может служить размещение в Интернете баз данных по законодательству.
• Электронные формы (и интерактивное взаимодействие). Например, предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Или, например, поиск вакансий в государственных организациях на основе заданных пользователем критериев. На уровне интерактивного взаимодействия пользователь уже не выступает в прежней пассивной роли, так как имеет возможность обращаться по Интернету в государственные учреждения с конкретным запросом. Однако это не обязательно предполагает ответную реакцию.
• Транзакции. К числу таких приложений относятся подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. Это может быть также предоставление услуг, основанных на так называемом "богатом контенте", - например, дистанционное образование, консультирование, советы по состоянию здоровья и пр. Осуществление реальных операций (транзакций) предполагает активное общение между государством и адресатом услуг. Примером может быть обращение за услугой с последующим электронным подтверждением заявки или полностью реализованная цепочка подачи налоговой декларации.
Безусловно, первой задачей в области построения правительственного портала в Республике Беларусь и порталов региональных и местных органов власти будет публикация информации. Это будет огромным шагом в сторону повышения прозрачности органов власти при относительно небольших финансовых и технологических затратах. Более того, колоссальным достижением станет принятие государством нормативных актов о перечне информации, которую ведомства обязаны делать общедоступной, а также реальная публикация как этой информации, так и другой общедоступной информации на государственных порталах.
Однако если смотреть в будущее - на несколько лет вперед, - то реализация определенных интерактивных услуг, и тем более транзакционных услуг, потенциально может принести реальную дополнительную пользу гражданам в виде экономии времени, затрачиваемого на взаимодействие с государством. [18, c.16] Польза для государства будет состоять не только в повышении качества обслуживания граждан, но и в экономии средств, которые расходуются на такое обслуживание.
При
этом новое качество предоставления
услуг достигается только тогда,
когда государственные
Потенциальный путь развития электронного правительства - от публикации информации через организацию интерактивного взаимодействия к электронным транзакциям - ведет к интеграции государственных услуг и трансформированию работы государственных органов на всех уровнях, к реализации административной реформы. Этот процесс включает инициативы и приложения, которые предоставляют новые типы услуг, ранее невозможные без использования информационных технологий.
Так, например, правительство Финляндии реализовало услугу, в рамках которой обеспечивается автоматический сбор персональной финансовой информации, хранящейся в банках и страховых компаниях. На основе этих данных заполняется специальная форма о выплате налогов, которая уже в готовом виде предоставляется каждому гражданину для ознакомления и утверждения.
На основании вышесказанного о реформировании деятельности государства путем интеграции услуг становятся очевидными причины возрастания роли правительственных порталов. При этом важную роль играют следующие факторы:
сегодня
возможности большинства
тем не менее, общая тенденция состоит в движении в сторону предоставления "интегрированной информации и услуг", что не требует знания пользователем деталей структуры государственного аппарата (лидерами здесь являются Австралия, Канада, Франция, Гонконг, Великобритания, Нидерланды, Испания и др.);
по мнению компании Accenture, "ориентированные на клиента порталы являются ключом к преодолению одного из серьезнейших препятствий на пути создания электронного правительства - недостаточного взаимодействия между государственными органами";
как показывает опыт Великобритании, "успешные правительственные порталы требуют интеграции государственной инфраструктуры, систем, процессов и услуг и должны фокусироваться на потребностях пользователей".
Таким образом, вопросы интеграции государственных информационных систем на основе открытых международных стандартов и создание соответствующей инфраструктуры играют ключевую роль в реализации концепции "электронного правительства".
В настоящее время
сложились благоприятные
В
рамках реализации программ социально-экономического
развития и модернизации системы
государственного управления создаются
необходимые условия для
исключения избыточных функций органов исполнительной власти и оптимизации системы государственного контроля;
совершенствования
кадрового состава, повышения квалификации,
а также улучшения системы
оплаты труда государственных
повышения информационной открытости и публичности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации;
формирования
современной инфраструктуры предоставления
информационно-коммуникационных услуг,
повышение доступности
роста
объемов финансирования проектов информатизации,
распространения опыта
Внедрение и использование информационных технологий в деятельности государственной власти ведется интенсивными темпами. В ряде министерств и ведомств созданы основы современной информационно-технологической инфраструктуры, формируется организационно-методическое и кадровое обеспечение эффективного использования информационных технологий. [6]
Важную
роль в повышении эффективности
использования информационных технологий
выполняет государственная
Программа "Электронная Беларусь" проходит в три этапа: 2003, 2004-2005, 2006-2010. За этот период предполагается выполнение 100 проектов. На последнем из них будут завершены работы по созданию общегосударственной автоматизированной информационной системы, будет сформирована единая информационная и телекоммуникационная инфраструктура, обеспечено внедрение системы электронной торговли для государственных нужд на республиканском уровне, стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения национальной безопасности. На конец 2008 года закончена работа в 75 проектах. В период 2009-2010 планируется завершить работы по остальным 25 проектам. В 2008 году правительство Республики Беларусь увеличило расходы на финансирование программы на период до 2010 г. с 98,186 млрд. белруб. до 110,682 млрд. белруб. [6]
Успешно
реализуются проекты по внедрению
комплексных государственных
Создаются
прикладные системы информационно-
Министерства
и ведомства создают и
Оценка
уровня использования информационных
технологий в деятельности органов
государственной власти осуществляется
ежегодно и служит основой для
уточнения и корректировки
В настоящее время в республике реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и применение информационных технологий в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ. [6]
Для того чтобы создать благоприятные условия для формирования электронного правительства в Республике Беларусь необходимо учесть институциональные характеристики, состояние человеческих и культурных ресурсов, состояние инфраструктуры ИКТ, а также приверженность идее электронного правительства.
Для формирования благоприятной среды при создании электронного правительства в Республике Беларусь органам государственной власти необходимо решить следующие задачи: