Основные проблемы и направления совершенствования деятельности органов государственной власти на основе внедрения информационных техно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание

Основная цель данной курсовой работы - проведение исследования проблем внедрения информационных технологий в органы государственной власти, выбор и обоснование направлений по совершенствованию государственного управления на основе внедрения информационных технологий в Республике Беларусь.
В рамках данного исследования были использованы различные монографии, научные труды белорусских и зарубежных ученых, а также аналитические работы известных экспертов в области информационных технологий.

Работа состоит из  1 файл

курсач ГУ.docx

— 61.99 Кб (Скачать документ)

      Большое значение имеет интеграция республиканских, региональных и муниципальных информационных ресурсов, что позволит, в том  числе, повысить эффективность работы государственного аппарата, сократить  возможности для финансовых махинаций, нарушения законов, уклонения от уплаты налогов и т.д.

      В государственной программе "Электронная Беларусь" поставлены приоритетные задачи - создание объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР), а также разработка и реализация так называемых "электронных административных регламентов", которые являются способом формализованного описания и реализации процедур внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, прав и обязанностей ведомств и отдельных должностных лиц с использованием современных информационных технологий. Такие задачи требуют построения инфраструктуры межведомственного взаимодействия адекватной сложности решаемых задач.

      Большинство государств, как правило, рассматривает  инициативы в области электронного правительства в контексте более  широких государственных инициатив  по реформированию деятельности органов  власти или, другими словами, в области  правительственной и административной реформы.

      Многие  страны мира, в том числе и Республика Беларусь, уже внедрили или только еще реализуют большое количество инициатив в области электронного правительства. Это разнообразие инициатив можно распределить по нескольким категориям - от более простых форм взаимодействия к более сложным:

      • Публикация (распространение) информации. Создание приложений, которые обеспечивают доступ к правительственной информации по Интернету. Данная категория предполагает отношения, в которых и государство, и адресат играют пассивную роль. Примером таких отношений может служить размещение в Интернете баз данных по законодательству.

      • Электронные формы (и интерактивное взаимодействие). Например, предоставление возможности доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Или, например, поиск вакансий в государственных организациях на основе заданных пользователем критериев. На уровне интерактивного взаимодействия пользователь уже не выступает в прежней пассивной роли, так как имеет возможность обращаться по Интернету в государственные учреждения с конкретным запросом. Однако это не обязательно предполагает ответную реакцию.

      • Транзакции. К числу таких приложений относятся подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. Это может быть также предоставление услуг, основанных на так называемом "богатом контенте", - например, дистанционное образование, консультирование, советы по состоянию здоровья и пр. Осуществление реальных операций (транзакций) предполагает активное общение между государством и адресатом услуг. Примером может быть обращение за услугой с последующим электронным подтверждением заявки или полностью реализованная цепочка подачи налоговой декларации.

      Безусловно, первой задачей в области построения правительственного портала в Республике Беларусь и порталов региональных и  местных органов власти будет  публикация информации. Это будет огромным шагом в сторону повышения прозрачности органов власти при относительно небольших финансовых и технологических затратах. Более того, колоссальным достижением станет принятие государством нормативных актов о перечне информации, которую ведомства обязаны делать общедоступной, а также реальная публикация как этой информации, так и другой общедоступной информации на государственных порталах.

      Однако  если смотреть в будущее - на несколько лет вперед, - то реализация определенных интерактивных услуг, и тем более транзакционных услуг, потенциально может принести реальную дополнительную пользу гражданам в виде экономии времени, затрачиваемого на взаимодействие с государством. [18, c.16] Польза для государства будет состоять не только в повышении качества обслуживания граждан, но и в экономии средств, которые расходуются на такое обслуживание.

      При этом новое качество предоставления услуг достигается только тогда, когда государственные учреждения используют новые технологии для  реорганизации всего процесса предоставления услуг.

      Потенциальный путь развития электронного правительства  - от публикации информации через организацию интерактивного взаимодействия к электронным транзакциям - ведет к интеграции государственных услуг и трансформированию работы государственных органов на всех уровнях, к реализации административной реформы. Этот процесс включает инициативы и приложения, которые предоставляют новые типы услуг, ранее невозможные без использования информационных технологий.

      Так, например, правительство Финляндии  реализовало услугу, в рамках которой  обеспечивается автоматический сбор персональной финансовой информации, хранящейся в  банках и страховых компаниях. На основе этих данных заполняется специальная форма о выплате налогов, которая уже в готовом виде предоставляется каждому гражданину для ознакомления и утверждения.

      На  основании вышесказанного о реформировании деятельности государства путем  интеграции услуг становятся очевидными причины возрастания роли правительственных  порталов. При этом важную роль играют следующие факторы:

      сегодня возможности большинства правительственных  порталов ограничиваются переадресацией пользователя на интересующие его веб-узлы;

      тем не менее, общая тенденция состоит  в движении в сторону предоставления "интегрированной информации и услуг", что не требует знания пользователем деталей структуры государственного аппарата (лидерами здесь являются Австралия, Канада, Франция, Гонконг, Великобритания, Нидерланды, Испания и др.);

      по  мнению компании Accenture, "ориентированные на клиента порталы являются ключом к преодолению одного из серьезнейших препятствий на пути создания электронного правительства - недостаточного взаимодействия между государственными органами";

      как показывает опыт Великобритании, "успешные правительственные порталы требуют интеграции государственной инфраструктуры, систем, процессов и услуг и должны фокусироваться на потребностях пользователей".

      Таким образом, вопросы интеграции государственных  информационных систем на основе открытых международных стандартов и создание соответствующей инфраструктуры играют ключевую роль в реализации концепции "электронного правительства".

 

3. Основные проблемы и направления совершенствования деятельности органов государственной власти на основе внедрения информационных технологий в Республике Беларусь

3.1 Основные проблемы внедрения информационных технологий в органы государственной власти

 

      В настоящее время  сложились благоприятные предпосылки  для совершенствования государственного управления, повышения качества и  доступности предоставляемых государством услуг населению и организациям, обеспечения эффективного управления государственной собственностью, контроля гражданами деятельности органов государственной  власти, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения  коррупции на основе широкого применения информационных технологий.

      В рамках реализации программ социально-экономического развития и модернизации системы  государственного управления создаются  необходимые условия для широкого внедрения информационных технологий на основе:

      исключения  избыточных функций органов исполнительной власти и оптимизации системы  государственного контроля;

      совершенствования кадрового состава, повышения квалификации, а также улучшения системы  оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы;

      повышения информационной открытости и публичности  процедур разработки и принятия государственных  решений, реализации прав граждан на доступ к информации;

      формирования  современной инфраструктуры предоставления информационно-коммуникационных услуг, повышение доступности информационных технологий;

      роста объемов финансирования проектов информатизации, распространения опыта успешного  использования информационных технологий в деятельности органов власти.

      Внедрение и использование информационных технологий в деятельности государственной  власти ведется интенсивными темпами. В ряде министерств и ведомств созданы основы современной информационно-технологической инфраструктуры, формируется организационно-методическое и кадровое обеспечение эффективного использования информационных технологий. [6]

      Важную  роль в повышении эффективности  использования информационных технологий выполняет государственная программа "Электронная Беларусь", реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне.

      Программа "Электронная Беларусь" проходит в три этапа: 2003, 2004-2005, 2006-2010. За этот период предполагается выполнение 100 проектов. На последнем из них будут завершены работы по созданию общегосударственной автоматизированной информационной системы, будет сформирована единая информационная и телекоммуникационная инфраструктура, обеспечено внедрение системы электронной торговли для государственных нужд на республиканском уровне, стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения национальной безопасности.  На конец 2008 года закончена работа в 75 проектах. В период 2009-2010 планируется завершить работы по остальным 25 проектам. В 2008 году правительство Республики Беларусь увеличило расходы на финансирование программы на период до 2010 г. с 98,186 млрд. белруб. до 110,682 млрд. белруб. [6]

      Успешно реализуются проекты по внедрению  комплексных государственных информационных систем управления ресурсами, интеграции информационных ресурсов, внедрению  электронных административных регламентов  и систем электронного документооборота.

      Создаются прикладные системы информационно-аналитического обеспечения, формируются базы данных по основным направлениям деятельности органов государственной власти.

      Министерства  и ведомства создают и используют интернет-сайты для размещения информации о своей деятельности, предоставления услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан  и организаций.

      Оценка  уровня использования информационных технологий в деятельности органов  государственной власти осуществляется ежегодно и служит основой для  уточнения и корректировки основных направлений реализации государственной  политики в сфере информатизации.

      В настоящее время в республике реализуется достаточно широкий  комплекс работ, направленных на развитие и применение информационных технологий в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ. [6]

      Для того чтобы создать благоприятные  условия для формирования электронного правительства в Республике Беларусь необходимо учесть институциональные  характеристики, состояние человеческих и культурных ресурсов, состояние  инфраструктуры ИКТ, а также приверженность идее электронного правительства.

      Для формирования благоприятной среды  при создании электронного правительства  в Республике Беларусь органам государственной  власти необходимо решить следующие  задачи:

Информация о работе Основные проблемы и направления совершенствования деятельности органов государственной власти на основе внедрения информационных техно