Основные проблемы и направления совершенствования деятельности органов государственной власти на основе внедрения информационных техно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание

Основная цель данной курсовой работы - проведение исследования проблем внедрения информационных технологий в органы государственной власти, выбор и обоснование направлений по совершенствованию государственного управления на основе внедрения информационных технологий в Республике Беларусь.
В рамках данного исследования были использованы различные монографии, научные труды белорусских и зарубежных ученых, а также аналитические работы известных экспертов в области информационных технологий.

Работа состоит из  1 файл

курсач ГУ.docx

— 61.99 Кб (Скачать документ)

      определить  политику и регулирующие структуры;

      доставить свои программы и услуги гражданам;

      использовать  информационную инфраструктуру для  улучшения внутренних административных процессов;

      обеспечить  демократическое участие граждан  в своей деятельности.

      Развитие  электронного правительства означает нахождение баланса между потребностями  двух групп общества: первая группа - внешняя, охватывающая граждан или потребителей и вторая группа - внутренняя, которая включает персонал и менеджмент, т.е. внутренние административные операции. Важно отметить, что потребности обоих групп не являются конфликтующими или взаимно исключающими. Во всех случаях и в обеих группах Интернет является важнейшим фактором для эффективного выполнения административных функций.

      Реализацию  всех управленческих проектов необходимо осуществлять по принципу "снизу-вверх". В начале происходит реализация проектов на местном уровне, далее процесс по информатизации переходит на республиканский уровень.

      Для эффективного функционирования "электронного правительства" органам государственной власти Республики Беларусь необходимо обеспечить рабочие места служащих компьютерами более чем на 90%, исходя из конкретного рода занятий каждого ведомства и экономической целесообразности использования ими компьютерных технологий. [18, c.16]

      Таким образом, в условиях развития глобального  информационного общества и ориентации Республики Беларусь на открытость экономики  и полноценную интеграцию в мировую  хозяйственную систему, актуальной проблемой является выработка экономической  и промышленной политики, отвечающей новым условиям. Важными направлениями этой политики должно стать стимулирование информационной индустрии (производства информационных технологий, контент-индустрии и телекоммуникаций), как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей, к тому же, предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях, а также стимулирование использования ИКТ в экономике, в частности, развития различных форм электронной торговли.

 

3.2 Перспективные направления совершенствования единой государственной политики в области информатизации государственного управления

 

      При использовании информационных технологий в органах государственной власти, применяемых при хранении, обработке  и передаче по каналам связи информации ограниченного доступа, формировании открытых официальных информационных ресурсов, а также в критически важных сегментах информационной инфраструктуры Республики Беларусь, необходимо обеспечить безопасность информационных ресурсов, их целостность, доступность и конфиденциальность, а также возможность установления авторства электронных документов.

      Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности государственных информационных систем основывается на применении сертифицированных  отечественных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых  и производимых лицензиатами органов  исполнительной власти. Применение криптографических средств защиты информации является обязательным для информационных систем, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

      Контроль  использования и защита государственных  информационных систем и ресурсов от злоупотреблений со стороны государственных  служащих обеспечивается на основе создания комплексной системы мониторинга  и учета их операций при работе с государственными информационными  системами, ресурсами и технологиями.

      Развертывание защищенной от утечек и перехвата  данных телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти основано на использовании и интеграции существующих и создаваемых ведомственных  и региональных сетей, а также  сетей общего пользования. [7]

      Развитие  электронной среды взаимодействия органов государственной власти позволяет устранить дублирование ввода однотипных данных, обеспечить согласованное функционирование государственных  информационных систем в рамках общего информационного пространства органов  государственной власти.

      Формирование  в рамках реализации единой архитектуры "электронного правительства" общих для органов государственной власти национальных стандартов в области создания типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, их интеграции и совместного использования обеспечивает согласованное развитие и совместимость используемых программно-технических решений.

      В целях обеспечения интеграции, совместного  использования и информационного  взаимодействия государственных информационных систем и ресурсов на межведомственном уровне формируются национальные стандарты: метаданных информационных объектов, описания государственных информационных систем и ресурсов, предоставления информационных сервисов, информационного электронного обмена и сетевого взаимодействия.

      Национальные  стандарты использования информационных технологий в деятельности органов  государственной власти утверждаются решением совещательного органа, ответственного за реализацию научно-технической политики в сфере информатизации, контроль их соблюдения осуществляется органом  исполнительной власти, ответственным  за реализацию государственной политики в сфере информатизации.

      Общие информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются  в случае необходимости предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной, непротиворечивой и юридически значимой информации об основных объектах государственного управления на межведомственном уровне и ее совместного использования при подготовке решений.

      Создание  общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры организации сбора, хранения и актуализации юридически значимых данных об объектах государственного управления, а также осуществлять контроль доступа и их использования.

      В первую очередь должны быть сформированы общегосударственные информационные ресурсы, описывающие базовые объекты  государственного управления и регулирования: регистр населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственной собственности, движимого имущества, подлежащего государственной регистрации, объектов градостроительной деятельности, земельный кадастр, кадастр природных ресурсов, реестр лицензий и разрешений. В состав общих информационных ресурсов включаются также национальные стандарты: белорусские классификаторы технико-экономической и социальной информации, классификатор внешнеэкономической деятельности, классификатор регионов Республики Беларусь, видов валют, стран мира, единиц измерения и другие классификаторы.

      Для обеспечения  эффективности расходов разрабатывается  единый порядок планирования бюджета  на информатизацию. [9]

      Комплекс  научных исследований и разработок по созданию средств защиты информации реализуется в рамках Государственной  научно-технической программы "Защита информации". В этой программе предусматривается разработка ряда нормативно-методических документов и типовых комплексных решений, направленных на обеспечение информационной безопасности Республики Беларусь.

      Таким образом, конечным результатом внедрения  информационных технологий станет создание общегосударственной информационной системы, в рамках которой будет  сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации на базе усовершенствованной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса. Это обеспечит кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, повышение эффективности государственного и местного управления, создания принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов.

 

4. Цифровая демократия

   Кроме оптимизации механизмов государственного управления за счет постепенного внедрения  функциональных модулей G2G, G2B и G2C, электронное  правительство активизирует такой  социально значимый процесс как  формирование цифровой (электронной) демократии. Пожизненное обучение, телематика, компьютеризация, компьютерная грамотность, универсальный доступ, активное правление, электронная почта, электронное  голосование, электронное правительство, интернет и прочие элементы информационного  общества, внедрению которых прямо  или опосредствованно оказывает  содействие создание электронного правительства, активизируют социальную позицию граждан, подталкивают их к более широкому использованию своих прав и свобод.

      Цифровая  демократия является атрибутом защиты гражданами своих интересов и  определения форм сотрудничества с  государством в рамках электронного правительства. Если секторы G2G, G2B, G2C (как  и встречные – B2G, C2G) – это способ наиболее эффективного взаимодействия между правительством и обществом, использования определенных возможностей, предоставленных электронным правительством, то цифровая демократия – инструмент формирования этих возможностей. То есть, через цифровую демократию граждане и бизнесы определяют, какие именно услуги, каким образом будет предоставлять  им правительство, устанавливают взаимную ответственность в рамках взаимодействия, формируют образ государства  и общества – и электронного правительства  как отдельного социального института.

   Таким образом, цифровая демократия – явление  более масштабное, чем электронное  правительство. Но предпосылки для  ее формирования создает именно внедрение  последнего, поскольку дает толчок гражданам и бизнесам к использованию  возможностей ИТ на государственном  уровне – вначале через пользование сервисами G2B и G2C и получение определенных выгод от результатов работы сервиса G2G.

        Таким образом, мы выяснили, что  цифровая демократия – это форма политической организации, характерная для информационного общества, объединяющая в себе свойства непосредственной и плебисцитной (референдумной) демократии, а также возможности информационных технологий. Это означает, что основные решения принимают непосредственно граждане путем проведения плебисцитов в информационной сети, и гражданам же принадлежит законодательная инициатива и право контроля за соблюдением законности. Важной характеристикой цифровой демократии является отказ во многих случаях от принципа приоритета большинства, и переход к консенсусным решениям, при которых не возникает игнорируемого меньшинства.

      Цифровая  демократия возникает как результат  освоения гражданами ИТ в процессе использования услуг электронного правительства. Последовательность именно такая, так как цифровая демократия требует определенного уровня психологической  адаптации граждан к информационным инновациям, усвоения ими привычек использования ИТ в процессе взаимодействия с властными структурами. Сервисы  электронного правительства требуют  меньшей подготовки, поскольку большей  частью трансакции состоят в заполнении автоматизированных форм, которые, вдобавок, предлагают на выбор варианты ответов. Приобретя начальные навыки сетевых  трансакций, граждане смогут овладеть и более сложными схемами, задействованными цифровой демократией.

      Кроме того, электронное правительство  – проект экономически выгодный, а  цифровая демократия – проект социально  значимый. Итак, поскольку оба проекта  требуют прежде всего капиталовложений (не важно, бюджетных или частных), начинать следует с того, который  быстрее окупится.

      Цифровая  демократия изменяет политическое поле государства – формируется новая, активная социальная позиция граждан, деятельность политических партий, отдельных  политиков, общественных организаций  частично переносится в киберпространство, изменяются требования к политикам  и государственным деятелям. На переходном этапе это усиливает отрицательные  черты, присущие традиционной демократии, но с внедрением все большего количества компонентов информационного общества отрицательные проявления постепенно заменяются положительными.

Заключение

 

      Новые информационные технологии являются мощным инструментом, который может быть использован как информационный центр в любом государстве - его реальной силой, а, следовательно, лежит в его способности поддерживать развитие, которое приведет к долгосрочным социальным и экономическим достижениям. Если информационные технологии используются эффективно, они могут помочь создать подготовленных, образованных и здоровых работников, что в свою очередь может создать живую и успешную экономику.

      Ценность  информационной сети увеличивается  с ростом количества пользователей. Участвуя в глобальной информационной сети, страны с переходной экономикой могут не только добавить ценностей остальному миру, но и обогатиться за счет способности использовать сеть для контактов и торговли со всеми остальными пользователями.

Информация о работе Основные проблемы и направления совершенствования деятельности органов государственной власти на основе внедрения информационных техно