Основы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших задач любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Особенно важно это в современных условиях, когда при переходе к рыночным отношениям значительно корректируются все отрасли отечественного права, включая и административное.

Содержание

Введение....................................................................................................3
Глава 1. Сущность административного права ......................................3
Глава 2. Предмет административного права........................................7
Глава 3. Метод административного права.............................................9
Глава 4. Нормы административного права...........................................12
Глава 5. Субъекты административного права......................................19
Заключение...............................................................................................29
Список использованной литературы...............

Работа состоит из  1 файл

Основы административного права.docx

— 50.67 Кб (Скачать документ)

Данный метод предполагает состояние подчиненности воли одной стороны по отношению к воле другой, причем это состояние может быть достигнуто не только на добровольной, но и на принудительной основе. Этот метод предполагает возможность заставить подчиняться воле властвующего лица с использованием самых решительных мер, вплоть до применения оружия, например отражение посягательства на охраняемый объект. Метод административного права — это метод одностороннего властвования, например инспектор ГИБДД самостоятельно привлекает к ответственности нарушителя правил дорожного движения. Этот метод характеризуется юридическим неравенством сторон, например, руководитель и подчиненный, работник милиции и нарушитель общественного порядка. Объем их юридических полномочий различен; с одной стороны, наличие всех прав и обязанностей, предусмотренных законом, для выполнения управленческих функций, с другой — преимущественно обязанность выполнить предъявляемые требования, понести наложенное дисциплинарное или административное взыскание. Вместе с тем здесь необходимо подчеркнуть их равенство перед законом, т.е. руководитель и подчиненный, работник милиции и нарушитель обладают определенными правами и несут соответствующие обязанности, в равной мере подлежащие безусловному выполнению.

Наконец, следует отметить и такую особенность метода административного права, как безоговорочная, лишенная какой-либо диспозитивности обязательность выполнения установленных законом правил, норм, стандартов, требований, запретов и иных предписаний. Причем

эта обязательность может  касаться всех граждан, например общеобязательность соблюдения правил поведения в общественных местах, правил перехода улиц, либо только специальных субъектов административного права — водителей автомототранспорта, военнослужащих, охотников, должностных лиц и т.д.

Итак, метод административного  права можно определить как метод  «власти и подчинения», приказа  и исполнения. Данный метод административного права является приоритетным, преобладающим, но не единственным. Не все отношения в сфере исполнительной власти построены по схеме «власть — подчинение», т.е. по вертикали.

В административном праве  существует немало ситуаций, когда  необходимо регулировать возникающие так называемые горизонтальные общественные отношения, стороны которых находятся на одном иерархическом уровне, например отношения между двумя министерствами. Здесь отсутствует подчиненность, юридический статус характеризуется полным равенством, и ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.

Вот тогда и возникает  потребность в иных методах административно-правового регулирования, в качестве которых выступают взаимодействие, согласование, координация, соглашение, административный договор и др.

Глава 4. Нормы  административного права

Нормы административного  права в Российской Федерации  определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Нормы административного  права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов — предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Конкретизируя и дополняя нормы конституционного права, нормы  административного права определяют многие права и обязанности

граждан, механизм их реализации и защиты от нарушений. Нормы административного  права участвуют в установлении правового статуса общественных объединений, органов общественности, регулируют государственную службу.

Административное право  регулирует не только публичную управленческую деятельность, по и управляемую деятельность. Пример тому — правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение.

Нормы административного  права определяют, какие деяния (действия или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливают виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

В научной литературе высказывалось  мнение, что административное право регулирует и общественное управление. В этом утверждении есть доля истины: государство иногда наделяет общественные объединения, органы общественности публичными полномочиями «внешнего» характера. Но в основном общественное управление регулируется не законодательством, а уставами общественных объединений.

Административное право  не регулирует внутреннее управление в частных фирмах, ассоциациях, концернах  и т.д. Их высшие органы сами устанавливают  свои системы управления, свои порядки, которые, однако, не должны противоречить  законодательству.

Органы исполнительной власти действуют на основе законов, но многие из них при этом обладают правом издания нормативных актов, которые  регулируют деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, т.е. участвуют и определении их прав и обязанностей. Гражданин может, конечно, не реализовать право, предоставленное ему, но он не может отказаться от самого этого права, поскольку оно установлено властным путем — законом или на основе закона. Все это связано с тем, что государственный орган, должностное лицо, осуществляющее исполнительно-распорядительную деятельность, действует по поручению государства, выражает государственную волю, участвует в выполнении функций государства.

Административное право  очень близко стоит к конституционному (государственному) праву, и часто  даже невозможно установить четкую грань  между их нормами. Но различия между  этими отраслями имеются. Конституционное право занимает ведущее положение в системе права, в том числе и по отношению к административному праву. Последнее берет у конституционного права исходные начала, прямо или косвенно относящиеся к органам исполнительной власти, детализирует и дополняет их, определяет механизмы реализации тех или иных норм.

Например, Конституция РФ и другие источники конституционного права закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Административное право конкретизирует многие нормы о них, дополняет правовой статус гражданина другими (неосновными) правами и обязанностями, определяет механизм реализации многих конституционных прав, свобод и обязанностей. Так, Конституция РФ устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46). Нормы же административного права призваны определить подведомственность различных жалоб, сроки и другие стороны процедуры их рассмотрения в административном порядке (порядок рассмотрения жалоб в судах определяется гражданским процессуальным законодательством).

Административное право  тесно связано с гражданским  правом. Обе отрасли иногда регулируют одни и те же имущественные отношения, но разными методами. Например, по распоряжению уполномоченного на то органа исполнительной власти государственная организация  передает другой здания, сооружения и  оборудование. В данном случае властным методом регулируются имущественные  отношения двух организаций. Стороны  хозяйственного договора руководствуются стандартами на продукцию, которые устанавливаются органами исполнительной власти, т.е. властным путем. Многие гражданско-правовые отношения с участием гражданина тоже возникают на базе актов государственного управления. Так, часто договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у него ордера на данную жилую площадь. Имущественные отношения иногда возникают прямо из актов государственного управления (т.е. без договоров); пример тому — конфискация и реквизиция предметов, наложение и взыскание штрафов. Сфера разграничения гражданского и административного права определена и в ГК РФ (п. 3 ст. 2).

Органы исполнительной власти иногда выступают не в качестве органов  государства, а в качестве юридических  лиц, действующих на основе норм гражданского права. Например, орган исполнительной власти может арендовать помещение  у какой-либо организации, пользоваться телефоном по договору с предприятиями связи, закупать (в пределах сметы) мебель, оргтехнику и т.д. Но в таких случаях данный орган не выступает в качестве субъекта публичной исполнительно-распорядительной деятельности, не выполняет государственных функций.

Некоторые нормы административного  права тесно соприкасаются с  нормами трудового права. Нормы  административного права определяют полномочия органов исполнительной власти по регулированию трудовых отношений (например, полномочия Правительства РФ, Министерства труда и социального развития РФ). ,

Содержание индивидуальных актов управления в сфере трудовых отношений определяется, как правило, нормами трудового права, а порядок  издания акта — нормами административного  права, если, например, гражданин поступает на работу в государственный орган, но не на государственную должность. На государственных служащих нормы трудового права распространяются, если иное не установлено нормами административного права о государственной службе.

Через соответствующие инспекции  и другие контрольные органы государство  осуществляет надзор за соблюдением  правил охраны труда и техники  безопасности. Эта деятельность регулируется административным правом.

Административное право  тесно связано с финансовым правом, которое своим рождением обязано конституционному, административному и частично гражданскому праву. Финансовое право, как известно, регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, прежде всего по аккумулированию и распределению денежных средств, составляющих национальный доход (налоги, бюджет). Административное право определяет компетенцию Министерства финансов РФ и других органов исполнительной власти, действующих в финансовой сфере. Финансовое право широко применяет метод прямого приказа при регулировании финансовых отношений, т.е. административно-правовой метод.

Правовые нормы, определяющие компетенцию финансовых органов как специфической группы органов исполнительной власти, являются одновременно нормами административного и финансового права. Когда речь идет о нормах, устанавливающих содержание решений этих органов в сфере финансов, то это содержание определяется, прежде всего, нормами финансового права. Организация же работы финансовых органов регулируется административным правом. Иначе говоря, административное право преимущественно регулирует организационные отношения в области финансов, а финансовое право — Преимущественно сами финансовые отношения как особую разновидность экономических отношений.

Административное право  определяет компетенцию органов  исполнительной власти по регулированию земельных отношений и поэтому

тесно связано с земельным  правом. За нарушение ряда норм земельного права наступает административная ответственность. Все это свидетельствует о тесном переплетении норм административного и земельного права. По этому же принципу строится отграничение административного права от водного, лесного и горного права.

Имеет административное право  точки соприкосновения и с  уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие правонарушения являются административными проступками. Некоторые из этих проступков граничат с преступлениями, и поэтому, чтобы дать верную юридическую квалификацию противоправных деяний, нередко приходится толковать во взаимоувязке соответствующие нормы административного и уголовного права. Наконец, нельзя не упомянуть, что уголовное право устанавливает ответственность за должностные преступления.

Нормы административного  права можно разделить на материальные и процессуальные.

В административном праве  нет единого универсального процесса, наблюдается множество его разновидностей, что предопределяется широтой и  многообразием общественных отношений, регулируемых материальным административным правом. Например, одна процедура установлена  применительно к решению вопросов о предоставлении жилой площади, другая — к выдаче разрешений на приобретение охотничьих ружей, третья — к решению вопроса о приеме в вузы, четвертая — к решению дел об административных проступках. В то же время эти и другие процессы имеют и общие черты.

Административное право  огромно по объему, разнообразно и  изменчиво по содержанию. Его нормы, базирующиеся на нормах конституционного права, содержатся в большом числе федеральных законом и законов субъектов Федерации, в указах Президента РФ и президентов республик, в постановлениях Правительства РФ и правительств республик в составе Российской Федерации, в распоряжениях глав администраций и в постановлениях правительств областей, краев, городов федерального значения, в приказах министерств и глав ведомств. Поэтому кодифицировать его невозможно.

Правовое положение Правительства  РФ и организация его работы урегулированы  Федеральным конституционным законом  «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г., а их правовой статус — рядом федеральных законов и положениями о каждом из этих органов, утвержденными Президентом РФ или Правительством РФ. Например, положение о Министерстве внутренних дел РФ утверждено Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г., изменено и дополнено Указом Президента РФ от 6 сентября 1997 г., а структура МВД России утверждена Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г.

Информация о работе Основы административного права