Основы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание

Одной из важнейших задач любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Особенно важно это в современных условиях, когда при переходе к рыночным отношениям значительно корректируются все отрасли отечественного права, включая и административное.

Содержание

Введение....................................................................................................3
Глава 1. Сущность административного права ......................................3
Глава 2. Предмет административного права........................................7
Глава 3. Метод административного права.............................................9
Глава 4. Нормы административного права...........................................12
Глава 5. Субъекты административного права......................................19
Заключение...............................................................................................29
Список использованной литературы...............

Работа состоит из  1 файл

Основы административного права.docx

— 50.67 Кб (Скачать документ)

функционирование и взаимодействие органов государственной власти — ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), за ним сохранился ряд полномочий по осуществлению исполнительной власти (право назначения высших должностных лиц, присвоения высших чинов, рангов, воинских званий и т.д.). Решение таких вопросов, естественно, не входит в компетенцию Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, хотя Президент решает их, как правило, по представлениям этих органов.

Следует также иметь в  виду, что Президент РФ является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и Председателем Совета Безопасности. Б связи с этим ряд федеральных министерств и ведомств непосредственно подведомственны Президенту (см. гл. 13).

Правительство обязано выполнять  указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.

Председатель Правительства  — это не спикер его заседаний. Он, как сказано в Конституции  РФ, «определяет основные направления  деятельности Правительства... и организует его работу» (ст. 113). Право председательствовать на заседаниях Правительства имеет  и Президент (п. «б» ст. 83 Конституции  РФ). В таком случае Председатель Правительства уступает ему свое место председательствующего.

Подведомственные Правительству  РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии России, службы, агентства, надзоры и т.д.

Министерства являются, как  правило, отраслевыми органами (например, Министерство РФ по атомной энергии, Министерство обороны РФ, Министерство путей сообщения РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики, Министерство труда и социального развития РФ и т.д.). Имеются и министерства по крупным проблемам (Министерство по делам федерации и национальностей РФ). Некоторые государственные комитеты являются межотраслевыми органами (например, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии), другие — отраслевыми органами (Государственный комитет РФ по кинематографии). Иные органы федеральной исполнительной власти бывают и отраслевыми, и межотраслевыми, и проблемными (например, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная архивная служба России, Федеральная служба геодезии и

картографии России, Федеральная  служба налоговой полиции РФ). Наименование «надзор» имеют органы, возглавляющие  системы контрольно-инспекционных органов (Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности).

Основы компетенции многих из этих органов (Министерства РФ по налогам  и сборам, Государственного таможенного  комитета РФ и др.) очерчены федеральными законами. О каждом министерстве, ином федеральном органе исполнительной власти имеется Положение, утверждаемое или Президентом, или Правительством.

Многие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные  органы (пример тому — территориальные  управления Государственного таможенного комитета, военкоматы — региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации.

Министерства Российской Федерации и иные федеральные  органы исполнительной власти действуют  на основе сочетания единоначалия и  коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.

Заключение:

   Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации. Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Административное право закрепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации.

   Учебник: В 2 ч.  М.: ТЕИС, 1996.

 

   2. Гойман Г.И., Калинский  И.В., Червонюк В.И. Правоведение: Учебник. М.,

   2003.

   3. Коренев А.П. Административное  право России. Учебник: В 3 ч.  М.: МЮИ МВД

   России, 1996.

 

   4. Манохин В.М., Адушкин  Ю.С., Багишев З.А. Российское административное

   право. Учебник.  М.: Юрист, 1996.

 

   5. Основы государства  и права / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1997.

 

   6. Кодекс РФ об  административных правонарушениях.  М., 2002.

 

   7. Тихомиров Ю.А.  Курс административного права  и процесса. М.: Юринформцентр,

   1998.

 

   8. Четвериков Б.С.  Административное право. Учеб. пособие.  М.1998.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основы административного права